Детство и военные годы (1933–1945)
Борис появился на свет 15 апреля 1933 года в Ленинграде, в семье искусствоведа Натана Стругацкого и учительницы Александры Литвинчевой. Его детство пришлось на тяжелые военные годы — блокаду пережил в осажденном городе, пока в 1942 году не был эвакуирован с отцом в Оренбургскую область. Эти впечатления позже отразились в повести "Хромая судьба", где есть пронзительные страницы о блокадном детстве.
Учёба и начало карьеры (1945–1960)
После войны семья вернулась в Ленинград. Окончив школу с золотой медалью, Борис поступил на математико-механический факультет ЛГУ, который окончил в 1955 году по специальности "астроном". Работал в Пулковской обсерватории, но настоящей страстью всегда была литература. В 1958 году вместе с братом Аркадием опубликовал первую научно-фантастическую повесть "Извне", начав творческий дуэт, продлившийся 35 лет.
Период творческого расцвета (1960–1991)
1960-1980-е стали золотым временем братьев Стругацких. Работая в соавторстве, они создали свои главные произведения: "Полдень, XXII век" (1962), "Трудно быть богом" (1964), "Пикник на обочине" (1972), "За миллиард лет до конца света" (1977). Борис, в отличие от старшего брата, оставался "невидимой половиной" дуэта — скромный, немногословный, он отвечал за стилистическую отделку текстов.
После Аркадия (1991–2012)
Смерть Аркадия в 1991 году стала тяжелым ударом. Борис продолжил писать один — под псевдонимом С. Витицкий вышли романы "Поиск предназначения" (1995) и "Бессильные мира сего" (2003). Много сил отдавал редактированию полного собрания сочинений, вел активную переписку с читателями. Скончался 19 ноября 2012 года в возрасте 79 лет от осложнений после гипертонического криза.
Творческое наследие
Феномен соавторства
Уникальность братьев Стругацких в том, что их совместное творчество превзошло простое сложение талантов — создав особый метод работы (Аркадий задавал философскую концепцию, Борис отвечал за литературную реализацию), они выработали узнаваемый стиль, где научная достоверность сочеталась с глубоким психологизмом, а социальная сатира — с подлинным гуманизмом, причем именно Борису, с его скрупулезным отношением к слову, принадлежат многие знаменитые фразы ("Счастье для всех даром, и пусть никто не уйдет обиженный!"), ставшие культурными кодами поколений.
Мир Полудня как утопия и антиутопия
Созданная Стругацкими вселенная будущего ("Полдень, XXII век", "Возвращение") — не просто фон для приключений, а сложная модель
общества, где блестяще показано, как даже самые благородные идеи могут искажаться при столкновении с человеческой природой, где прогрессоры из "Трудно быть богом" оказываются заложниками собственных принципов, а технический расцвет в "Обитаемом острове" не избавляет от тоталитарных искушений, при этом Борису особенно удавались сцены "тихого отчаяния" интеллигентов, вынужденных делать невыборный выбор в условиях системы.
Философская глубина "малой прозы"
В поздних произведениях ("Град обреченный", "За миллиард лет до конца света") Стругацкие пришли к удивительному синтезу фантастики и экзистенциальной прозы, где космические колонизации уступают место внутренним драмам персонажей, а вопрос "как жить правильно?" ставится острее любых межгалактических конфликтов, причем именно Борис, с его склонностью к рефлексии, ввел в тексты тот особый лиризм, который отличает их от западной "твердой" НФ.
Редакторская и просветительская работа
После смерти брата Борис посвятил себя сохранению их общего наследия — подготовил 33-томное собрание сочинений, куда вошли не только художественные тексты, но и черновики, письма, рабочие заметки, создав уникальный материал для исследования творческой лаборатории, при этом его переписка с читателями (изданная отдельной книгой "Комментарии к пройденному") показывает редкую для современной литературы глубину диалога с аудиторией, где каждая реплика — не формальная отписка, а вдумчивый разговор о смыслах их общей с братом прозы.
Влияние на культуру
Трудно переоценить воздействие текстов Стругацких на несколько поколений — от ученых, вдохновлявшихся их идеями, до музыкантов и кинематографистов (достаточно вспомнить "Сталкера" Тарковского), причем если в советское время их читали как притчи о современности, то сегодня, когда многие технологические предсказания сбылись, на первый план выходит гуманистический пафос их произведений — тревога за человека в меняющемся мире, что делает прозу Стругацких не просто памятником эпохи, а живым собеседником для каждого нового поколения.