Писемский Алексей Феофилактович биография и книги

Алексей Феофилактович Писемский

Детство и юность (1821–1844)

Алексей Феофилактович Писемский родился 11 (23) марта 1821 года в усадьбе Раменье Чухломского уезда Костромской губернии в старинной, но обедневшей дворянской семье. Его отец, отставной офицер, и мать, происходившая из рода Сальковых, дали мальчику домашнее образование, привив любовь к литературе и народному быту. В 1834 году он поступил в Костромскую гимназию, где проявил особый интерес к словесности и театру. В 1840 году Писемский стал студентом математического отделения Московского университета, но вскоре перевелся на словесное, где сблизился с будущими литераторами А.А. Григорьевым и А.Н. Островским.

Начало литературной деятельности (1844–1856)

После окончания университета в 1844 году Писемский служил чиновником в Костроме, затем в Москве, совмещая службу с литературными опытами. Его первые повести "Нина" (1848) и "Тюфяк" (1850) остались незамеченными, но рассказ "Виновата ли она?" (1851) привлек внимание критиков. В 1856 году публикация романа "Тысяча душ" сделала его знаменитым - это было одно из первых в русской литературе масштабных изображений провинциального чиновничества с его коррупцией и карьеризмом.

Творческий расцвет (1857–1863)

Переехав в Петербург в 1857 году, Писемский становится ведущим сотрудником журнала "Библиотека для чтения", где публикует свои лучшие произведения: драму "Горькая судьбина" (1859), удостоенную Уваровской премии, роман "В водовороте" (1861), повести "Старая барыня" (1857) и "Батька" (1861). В этот период он приобретает репутацию "русского Бальзака" за умение создавать многоплановые картины общественной жизни. Особый успех имела его пьеса "Горькая судьбина", которая вместе с "Грозой" Островского считалась вершиной русской драматургии 1850-60-х годов.

Кризис и поздний период творчества (1864–1881)

После скандала, вызванного романом "Взбаламученное море" (1863), где Писемский резко критиковал революционные круги, он впадает в немилость у либеральной критики. В 1866-1872 годах служит редактором журнала "Всемирный труд", но издание терпит неудачу. Последние годы жизни писатель провел в Москве, создавая произведения, в которых усилились пессимистические настроения: романы "Люди сороковых годов" (1869), "Масоны" (1880), повесть "Мещане" (1877). Умер Алексей Феофилактович 21 января (2 февраля) 1881 года в Москве от хронической болезни сердца.

 

Литературное наследие А.Ф. Писемского.

Художественный метод: между натурализмом и психологизмом

Писемский разработал уникальный стиль, сочетавший беспощадный натурализм в изображении социальных язв с тонким психологизмом в раскрытии характеров, где каждая деталь - от описания интерьера до особенностей речи персонажей - служила созданию предельно достоверной картины русской жизни, причем его произведения, лишенные морализаторства и явных авторских оценок, заставляли читателя самостоятельно делать выводы о природе изображаемых явлений, что делало его творчество предтечей как чеховской объективной манеры, так и горьковского социального анализа.

Тема "маленького человека": новый подход

Если у Гоголя и Достоевского "маленький человек" вызывал сочувствие, то у Писемского он часто предстает в своей неприглядной Писемский Алексей Феофилактовичсущности - трусливый, корыстный, готовый на подлость ради карьеры (как герой "Тысячи душ" Калинович), при этом писатель избегал однозначных оценок, показывая, как социальная среда уродует изначально незлые натуры, а система отношений в чиновничьей и помещичьей среде развращает даже тех, кто пытается сохранить нравственные принципы, что придавало его произведениям особую остроту и вызывало споры среди современников.

Драматургия: новаторство в изображении народной жизни

Пьеса "Горькая судьбина" (1859) стала революционной для русского театра - впервые крестьянский быт был показан без идеализации, с его жестокими нравами и трагическими конфликтами, причем главный герой Ананий Яковлев, убивающий жену и ребенка из мести барину, предстает сложной фигурой, где злодейство сочетается с глубокими душевными муками, а сама пьеса, построенная по законам античной трагедии, поднимала вечные вопросы о природе страсти, власти и человеческого достоинства, что обеспечило ей долгую сценическую жизнь.

Историко-культурное значение: забытый классик

Несмотря на то, что после смерти Писемский был незаслуженно забыт (в отличие от своих современников Тургенева, Гончарова или Островского), его творчество оказало значительное влияние на развитие русской литературы - как на натуралистическую школу (Решетников, Левитов), так и на психологическую прозу (Чехов, Бунин), а его беспощадный анализ социальных механизмов предвосхитил многие мотивы литературы XX века, что делает актуальным современное переосмысление его наследия, начавшееся в последние десятилетия.

Современное прочтение: Писемский сегодня

В XXI веке произведения Писемского обретают новое звучание - его критика бюрократической системы, анализ коррупционных механизмов и изображение нравственной деградации общества под влиянием "денежного мешка" оказываются удивительно созвучными современным проблемам, а его художественный метод, сочетающий документальную точность с философской глубиной, делает его произведения ценными не только как историко-литературный памятник, но и как актуальное чтение для думающего читателя.

Книги автора
Писемский А.Ф. Богатый жених. (1861)
Писемский А.Ф. Ветеран и новобранец. (1861)
Писемский А.Ф. Избранные произведения. (1940)
Писемский А.Ф. Ипохондрик. (1831)
Писемский А.Ф. Комедии, драмы и трагедии А. Писемского, ч. 1-2. (1874)
Писемский А.Ф. Комик. (1861)
Писемский А.Ф. Леший. (1861)
Писемский А.Ф. Мещане. (1878)

Писемский А.Ф. Очерки из крестьянского быта. (1856)
Писемский А.Ф. Паша Вихров. (1907)
Писемский А.Ф. Писемский для детей. (1913)
Писемский А.Ф. Письма. (1836)
Писемский А.Ф. Письма 1840-1880

Писемский А.Ф. Питерщик. (1861)
Писемский А.Ф. Плотничья артель. (1861)
Писемский А.Ф. Подкопы. (1873)
Писемский А.Ф. Поручик Гладков. (1867)
Писемский А.Ф. Рассказы. (1955)
Писемский А.Ф. Сочинения А.Ф. Писемского, т. 1-4. (1861-1867)
Писемский А.Ф. Тысяча душ. (1858)
Писемский А.Ф. Фанфарон. (1861)
Писемский А.Ф. Финансовый гений. (1876)

Книги Алексея Писемского

Очерки из крестьянского быта
Купить от 176 ₽
Плотничья артель. Фанфарон
Купить от 156 ₽
Избранное
Избранное
Писемский А. Ф.
Купить от 156 ₽
Батька. Комик
Батька. Комик
Писемский А. Ф.
Купить от 151 ₽
Русские лгуны
Русские лгуны
Писемский А. Ф.
Купить от 120 ₽
Старческий грех
Старческий грех
Писемский А. Ф.
Купить от 138 ₽
Виновата ли она?
Виновата ли она?
Писемский А. Ф.
Купить от 132 ₽
Хищники
Хищники
Писемский А. Ф.
Купить от 131 ₽
Уже отцветшие цветки
Уже отцветшие цветки
Писемский А. Ф.
Купить от 28 ₽
Ипохондрик
Ипохондрик
Писемский А. Ф.
Купить от 34 ₽
Масоны
Масоны
Писемский А. Ф.
Купить от 181 ₽
Масоны
Масоны
Писемский А. Ф.
Купить от 219 ₽
В водовороте
В водовороте
Писемский А. Ф.
Купить от 236 ₽
Тысяча душ
Тысяча душ
Писемский А. Ф.
Купить от 368 ₽
Тысяча душ
Тысяча душ
Писемский А. Ф.
Купить от 304 ₽
Масоны
Масоны
Писемский А. Ф.
Купить от 464 ₽
Масоны
Масоны
Писемский А. Ф.
Купить от 544 ₽
Люди сороковых годов
Люди сороковых годов
Писемский А. Ф.
Купить от 429 ₽
Взбаламученное море
Взбаламученное море
Писемский А. Ф.
Купить от 253 ₽
Боярщина
Боярщина
Писемский А. Ф.
Купить от 89 ₽
Тысяча душ
Тысяча душ
Писемский А. Ф.
Купить от 294 ₽
Тюфяк
Тюфяк
Писемский А. Ф.
Купить от 117 ₽
Просвещенное время
Просвещенное время
Писемский А. Ф.
Купить от 38 ₽
Самоуправцы
Самоуправцы
Писемский А. Ф.
Купить от 36 ₽
Горькая судьбина
Горькая судьбина
Писемский А. Ф.
Купить от 39 ₽
Ваал
Ваал
Писемский А. Ф.
Купить от 50 ₽
Писемский для детей
Писемский для детей
Писемский А. Ф.
Купить от 202 ₽
Полное собрание сочинений
Купить от 241 ₽
Полное собрание сочинений
Купить от 177 ₽
Полное собрание сочинений
Купить от 114 ₽
Полное собрание сочинений
Купить от 106 ₽
Полное собрание сочинений
Купить от 172 ₽
Полное собрание сочинений
Купить от 111 ₽
Полное собрание сочинений
Купить от 187 ₽
Полное собрание сочинений
Купить от 202 ₽
Полное собрание сочинений
Купить от 241 ₽

Аудиокниги

Тысяча душ: аудиоиздание, Ч. 3, 4
Купить от 300 ₽
Тысяча душ: аудиоиздание, Ч. 1, 2
Купить от 300 ₽
Масоны: аудиоиздание:  в 5 частях, Ч. 4, 5
Купить от 300 ₽