Биография
Детство и образование (1847–1868)
Николай Егорович Жуковский родился 5 (17) января 1847 года в селе Орехово Владимирской губернии (ныне Собинский район Владимирской области) в семье инженера-путейца. Получив первоначальное домашнее образование, в 1858 году поступил в 4-ю Московскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1864 году. В том же году стал студентом физико-математического факультета Московского университета по отделению чистой математики.
Начало научной деятельности (1868–1882)
После окончания университета в 1868 году преподавал физику в женской гимназии, одновременно занимаясь научными исследованиями. В 1870 году защитил магистерскую диссертацию "Кинематика жидкого тела". С 1872 года начал преподавать в Московском техническом училище (ныне МГТУ им. Баумана), где проработал более 40 лет. В 1876 году защитил докторскую диссертацию "О прочности движения".
Становление как основоположника аэродинамики (1882–1902)
В 1880-х годах Жуковский сосредоточился на исследованиях в области гидро- и аэродинамики. В 1885 году организовал при Московском университете кружок по изучению воздухоплавания. В 1890-х провел серию фундаментальных исследований по теории полета, результаты которых изложил в работе "О парении птиц" (1891). В 1902 году под его руководством была построена одна из первых в мире аэродинамических труб.
Период научного признания (1902–1921)
В 1904 году основал первый в Европе Аэродинамический институт в Кучино под Москвой. После революции 1917 года активно участвовал в создании советской авиационной науки. В 1918 году по его инициативе был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), которым он руководил до конца жизни. Скончался 17 марта 1921 года в Москве, похоронен на Донском кладбище.
Научное наследие.
Теоретические основы аэродинамики
Николай Егорович Жуковский разработал фундаментальные принципы современной аэродинамики, создав строгую математическую теорию подъемной силы крыла, которая объясняла, как поток воздуха, обтекая профиль крыла, создает разницу давлений на его верхней и нижней поверхностях, что особенно ярко проявилось в его классической работе "О присоединенных вихрях" (1906), где была сформулирована теорема о циркуляции скорости, ставшая краеугольным камнем всей авиационной науки и позволившая перейти от эмпирических опытов к точному расчету летных характеристик летательных аппаратов.
Исследования в области гидродинамики
До перехода к аэродинамическим исследованиям Жуковский внес значительный вклад в развитие гидродинамики, изучая движение жидкости в трубах и каналах, где его работы по теории фильтрации и движению грунтовых вод имели не только теоретическое значение, но и важное практическое применение в ирригации и водоснабжении, при этом разработанные им методы математического моделирования гидродинамических процессов легли в основу современных расчетов трубопроводных систем и гидротехнических сооружений.
Педагогическая и организаторская деятельность
Как педагог Жуковский создал целую школу русских механиков и авиационных инженеров, воспитав плеяду выдающихся ученых, среди
которых были будущие создатели советской авиационной промышленности, причем его лекции в Московском университете и Императорском техническом училище отличались не только глубиной содержания, но и удивительной ясностью изложения сложнейших математических проблем, что делало их доступными для студентов разного уровня подготовки, а его организаторский талант проявился в создании первых в России научных учреждений, специализировавшихся на исследованиях в области аэро- и гидродинамики.
Прикладные разработки в авиации
Теоретические исследования Жуковского быстро находили практическое применение — разработанные им методы расчета профилей крыльев использовались при создании первых русских самолетов, его ученики участвовали в конструировании аэропланов, а основанный им ЦАГИ стал главной научной базой советского авиастроения, при этом особое значение имели его работы по стабильности и управляемости летательных аппаратов, которые позволили перейти от неустойчивых "летающих этажерок" начала XX века к надежным конструкциям современных самолетов.
Наследие и современное значение
Научные идеи Жуковского не только заложили основы авиационной науки, но и получили развитие в самых разных областях — от расчета ветровых нагрузок на высотные здания до создания современных компрессоров и турбин, при этом основанные им научные учреждения продолжают оставаться ведущими центрами аэродинамических исследований, а его имя стало символом русской научной школы, сумевшей соединить фундаментальные теоретические разработки с решением практических инженерных задач, что особенно важно в эпоху бурного развития авиакосмической техники.
Книги автора
Жуковский Н.Е.
Полное собрание сочинений. Лекции, вып.1-2,7. (1938—1939)Жуковский Н.Е.
Собрание сочинений, т. 1-7. (1948—1950)Жуковский Н.Е.
Теоретическая механика. (1947)