Леонтьев Константин Николаевич биография и книги

Константин Николаевич Леонтьев

Детство и юность (1831–1850)

Константин Николаевич Леонтьев родился 13 (25) января 1831 года в селе Кудиново Калужской губернии в небогатой дворянской семье. Его отец, Николай Борисович, участвовал в Отечественной войне 1812 года, а мать, Феодосия Петровна (урождённая Карабанова), происходила из старинного дворянского рода. Детство будущего философа прошло в атмосфере патриархального помещичьего быта, где переплетались православные традиции и дворянская культура. Получив первоначальное домашнее образование, в 1841 году он был зачислен в Смоленскую гимназию, а затем переведён в Калужскую гимназию, которую окончил в 1849 году.

Университетские годы и начало литературной деятельности (1850–1863)

В 1850 году Леонтьев поступил на медицинский факультет Московского университета, хотя его больше привлекала литература. В университетские годы он сближается с И.С. Тургеневым, который высоко оценил его первые литературные опыты. В 1854 году, с началом Крымской войны, Леонтьев прерывает учёбу и отправляется военным врачом в Крым, где служит в Феодосийском госпитале. После войны он завершает медицинское образование и в 1860 году получает место врача в Нижегородской губернии, но вскоре оставляет медицину, решив посвятить себя литературе.

Дипломатическая служба и духовные искания (1863–1871)

В 1863 году Леонтьев поступает на дипломатическую службу и отправляется на Крит в качестве секретаря русского консульства. Последующие восемь лет он проводит в Османской империи, служа в различных дипломатических миссиях (Адрианополь, Тульча, Янина, Салоники). Этот период становится временем интенсивных духовных исканий. В 1871 году, пережив тяжелую болезнь (холера), он даёт обет в случае выздоровления постричься в монахи. Выздоровев, Леонтьев оставляет дипломатическую службу и отправляется на Афон, где проводит год в русском Пантелеимоновом монастыре.

Московский период (1872–1887)

Поселившись в 1872 году в Кудинове, Леонтьев активно занимается литературной и публицистической деятельностью. В этот период формируются его основные философские и политические взгляды, нашедшие выражение в работах "Византизм и славянство" (1875), "Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения" (1872-1884) и других. Его идеи вызывают резонанс в консервативных кругах, хотя многие современники (включая Достоевского и Толстого) относятся к ним критически. В 1880-1887 годах Леонтьев служит цензором в Московском цензурном комитете, продолжая писать философские и литературные произведения.

Последние годы и монашество (1887–1891)

В 1887 году Леонтьев покидает государственную службу и переезжает в Оптину пустынь, где сближается со старцем Амвросием. В 1891 году он принимает тайный постриг с именем Климент и переезжает в Сергиев Посад, где 12 (24) ноября 1891 года умирает от воспаления лёгких. Похоронен в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры.

 

Творческое наследие К.Н. Леонтьева.

Философия византизма: между Востоком и Западом

Концепция византизма, разработанная Леонтьевым в трудах "Византизм и славянство" и "Племенная политика как орудие всемирной революции", представляет собой уникальную попытку осмысления русской и европейской истории через призму византийского культурного наследия, где православие, самодержавие и сословная иерархия рассматриваются как фундаментальные основы, способные противостоять разрушительному влиянию западного либерализма и эгалитаризма, которые, по мнению философа, ведут к усреднению и гибели культурного многообразия, что делает его идеи особенно актуальными в современную эпоху глобализации, когда вопросы культурной идентичности и цивилизационного выбора вновь выходят на первый план.

Критика прогресса и теория "триединого процесса"

В своей оригинальной теории исторического развития, изложенной в работе "Византизм и славянство", Леонтьев утверждает, что каждая культура проходит три стадии: 1) первичной простоты, 2) цветущей сложности и 3) вторичного упрощения, причём современный ему Запад, по его мнению, уже вступил в фазу разложения, тогда как Россия, сохранившая византийские традиции, ещё может избежать этой участи, если сумеет противостоять разрушительному влиянию либерально-демократических идей, которые он рассматривал как проявление "всемирной революции", ведущей к культурной и социальной унификации, лишающей человечество его главного богатства - многообразия форм жизни и мысли.

Эстетика как основа мировоззрения

Особенность философской позиции Леонтьева заключается в том, что он, будучи глубоко религиозным мыслителем, в то же время строил Леонтьев Константин Николаевич свою систему взглядов на эстетическом фундаменте, считая красоту и разнообразие высшими критериями оценки исторических явлений, что проявляется в его резкой критике буржуазной цивилизации, которая, по его мнению, уничтожает прекрасное во имя комфорта и равенства, а также в своеобразной апологии неравенства как условия культурного цветения, поскольку только в иерархическом обществе, по Леонтьеву, возможно появление подлинных шедевров искусства и мысли, тогда как демократия ведёт к господству посредственности и плоского утилитаризма.

Политическая философия: консерватизм "справа"

Леонтьев разработал уникальную версию русского консерватизма, которая резко отличалась от славянофильства и официального охранительства, поскольку он не идеализировал ни русскую общину, ни "народную правду", а видел спасение России в сознательном культивировании византийско-аристократических начал, включая жёсткую социальную иерархию, эстетизацию власти и "подморожение" прогрессивных изменений, что делало его позицию крайне непопулярной как среди либералов, так и среди многих консерваторов, но в то же время предвосхищало некоторые идеи европейских "консервативных революционеров" XX века, таких как Шпенглер или Эвола.

Религиозные взгляды: между аскетизмом и эстетизмом

Религиозная философия Леонтьева представляет собой парадоксальное сочетание строгого православного аскетизма с почти языческим культом жизненной силы и красоты, где апокалиптические ожидания соседствуют с восхищением перед многообразием земных форм, а критика современного христианства за его "розовое" человеколюбие сочетается с глубокой верой в спасительную миссию православия, которое, по мнению мыслителя, должно сохранять свою мистическую суровость и не поддаваться соблазнам гуманистического упрощения, что делает его взгляды исключительно важными для понимания сложных путей русской религиозной мысли на рубеже XIX-XX веков.

Современное значение и рецепция

Творчество Леонтьева, почти забытое в советский период, в последние десятилетия переживает настоящий ренессанс, поскольку его критика либерального прогрессизма, анализ цивилизационных кризисов и предупреждения об опасностях культурной унификации оказываются удивительно созвучными вызовам XXI века, когда вопросы сохранения национальной и религиозной идентичности в условиях глобализации становятся как никогда актуальными, что позволяет рассматривать этого оригинального русского мыслителя не просто как историческую фигуру, а как пророка, чьи идеи только теперь начинают получать должную оценку и осмысление.

Книги автора
Леонтьев К.Н. Дипломатические донесения, письма, записки, отчеты, 1865-1872. (2003)
Леонтьев К.Н. Из жизни христиан в Турции. (1876)
Леонтьев К.Н. Избранные письма. (1993)
Леонтьев К.Н. Наши новые христиане : Ф.М. Достоевский и гр. Лев Толстой. (1882)
Леонтьев К.Н. О Владимире Соловьеве и эстетике жизни. (1912)
Леонтьев К.Н. Отшельничество, монастырь и мир : Их сущность и взаимная связь. (1913)
Леонтьев К.Н. Православный немец. (1880)

Книги Константина Леонтьева

Владимир Соловьев против Данилевского
Купить от 144 ₽
Мои дела с Тургеневым и т. д. (1851–1861 гг.)
Купить от 151 ₽
Письма о восточных делах
Купить от 122 ₽
Очерки Крита
Очерки Крита
Леонтьев К. Н.
Купить от 141 ₽
О панславизме
О панславизме
Леонтьев К. Н.
Купить от 125 ₽
Лето на хуторе. Ночь на пчельнике
Купить от 126 ₽
Сфакиот
Сфакиот
Леонтьев К. Н.
Купить от 151 ₽
Мои воспоминания о Фракии
Купить от 57 ₽
Записки отшельника
Записки отшельника
Леонтьев К. Н.
Купить от 28 ₽
Пембе
Пембе
Леонтьев К. Н.
Купить от 27 ₽
Паликар Костаки
Паликар Костаки
Леонтьев К. Н.
Купить от 21 ₽
Еще о греко-болгарской распре
Купить от 13 ₽
Благодарность
Благодарность
Леонтьев К. Н.
Купить от 24 ₽
Византизм и славянство
Купить от 85 ₽
Сутки в ауле Биюк-Дортэ. Ядес
Купить от 24 ₽
Подлипки
Подлипки
Леонтьев К. Н.
Купить от 104 ₽
Аспазия Ламприди
Аспазия Ламприди
Леонтьев К. Н.
Купить от 70 ₽
В своем краю
В своем краю
Леонтьев К. Н.
Купить от 251 ₽
Подлипки
Подлипки
Леонтьев К. Н.
Купить от 200 ₽
Пембе
Пембе
Леонтьев К. Н.
Купить от 47 ₽
Лето на хуторе
Лето на хуторе
Леонтьев К. Н.
Купить от 62 ₽
Капитан Илиа
Капитан Илиа
Леонтьев К. Н.
Купить от 80 ₽
Исповедь мужа
Исповедь мужа
Леонтьев К. Н.
Купить от 53 ₽
Хризо
Хризо
Леонтьев К. Н.
Купить от 49 ₽
Египетский голубь
Египетский голубь
Леонтьев К. Н.
Купить от 163 ₽
Дитя души
Дитя души
Леонтьев К. Н.
Купить от 109 ₽
Аспазия Ламприди
Аспазия Ламприди
Леонтьев К. Н.
Купить от 128 ₽
Моя литературная судьба
Купить от 56 ₽
Записки отшельника
Записки отшельника
Леонтьев К. Н.
Купить от 152 ₽
Собрание сочинений К. Леонтьева
Купить от 201 ₽
Восток, Россия и славянство
Купить от 79 ₽