Булгаков Сергей Николаевич

Булгаков Сергей Николаевич (16 июня 1871, г. Ливны Орловской губернии, – 13 июля 1944, Париж). Сын священника. В 1885–88 годы учился в Орловской духовной семинарии, в 1890–94 годы – на юридическом факультете Московского университета. Увлёкся марксизмом. Первая книга Булгакова – "О рынках при капиталистическом производстве" (1897). С 1901 года в Киеве, профессор Политехнического института и приват-доцент университета. В это время происходит переход Булгакова от материализма к "нравственному идеализму" ("От марксизма к идеализму", 1903). В работах по аграрному вопросу отстаивает теорию устойчивости крестьянского хозяйства ("Капитализм и земледелие", том 1 – 2, 1900). Под влиянием идей В.C. Соловьёва, Ф.М. Достоевского происходит эволюция взглядов Булгакова к религиозному мировоззрению в духе христианского социализма. С 1904 года совместно с Н.А. Бердяевым редактировал журнал "Новый Путь", с 1905 года – "Вопросы Жизни". В 1906 году переехав в Москву, работал в Московском университете (приват-доцент), участвовал в организации Религиозно-философского общества. Депутат 2-й Государственной Думы от Орловской губернии в качестве "независимого христианского социалиста"; Булгаков был поражён "невежественностью, никчёмностью этого собрания" ("Автобиографические записки", 1946), после чего окончательно разочаровался в политической деятельности. Позиция культурного консерватизма, занятая Булгаковым, нашла отражение в статье “Героизм и подвижничество" ("Вехи", 1909), направленной против гордыни "человекобожества" русской интеллигенции, а также в сборнике статей "Два града. Исследования о природе общественных идеалов" (1911). После Февральской революции 1917 года трагически переживал падение самодержавия - "мистической священной Государственной Власти" как "государственной вселенской идеи" ("Автобиографические записки"), "видел и чувствовал, что пришёл красный Хам, что жизнь становится вульгарной и низкой и нет уже России" (там же, с. 91). 16 марта выступил перед московскими писателями на собрании в Художественном театре и, противопоставляя "свободу отрицательную", ведущую к «зоологическому засилию "интересов"» "свободе творчества и ответственности, духовного достоинства", отмечал, что "дело освобождения не может оставаться только внешним политическим актом, оно должно стать и духовным подвигом, творческим деянием русского народа" ("Русская Свобода", 1917). 25 мая определением Святейшего Синода Булгаков включён в состав Предсоборного совещания для подготовки Священного Собора Православной Российской Церкви. В речи на Всероссийского съезде духовенства и мирян в Москве 4 июня подчёркивал, что православие, освободившееся от "соблазна" "неразрывной связи с самодержавием", стоит перед новым искушением - "поклониться новому идолу – демократии", которую Булгаков противопоставлял церковной соборности ("Христианская Мысль", 1917). Задачу церкви видел в том, чтобы преодолеть соблазн демократии и не пойти ни за католичеством, которое... стало властью, ни за протестантством, которое церковь растворило в демократии" (там же, с. 116). Как отмечал В.В. Зеньковский, "церковная по своему существу речь... была съездом воспринята... как чисто политический выпад против демократии" (там же, с. 119). С конце 1917 года был занят исключительно участием в работе Священного Собора Православной Российской Церкви, выступал за восстановление патриаршества. После Октябрьской революции составил 8 ноября по поручению Собора воззвание, долженствовавшее "осудить перед лицом народа выступление большевиков и поругание ими святынь Кремля". В воззвании подчёркивалось, что последствиями "развязанного братоубийства" будут "вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения – кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов – смещение языков и ожесточённая ненависть братьев" ("Деяния Священного Собора", Петроград, 1918, книга 3). Булгаков призывал народ "оставить безумную и нечестную мечту лжеучителей, призывающих осуществление всемирного братства путём всемирного междоусобия" (там же, с. 187). 13 ноября выступал докладчиком о правовом положении церкви в государстве. В устном выступлении и в одобренной большинством Декларации утверждал, что церковь должна строить отношения с государством "не практически или исторически, но по вечным заветам своего бытия... не считаясь с изменчивым положением государства" (там же, том 4, с. 6), поэтому "должно быть осуждено, отвергнуто и признано абсурдным то, что называется отделением церкви от государства" (там же, с. 8). В сборнике "Из глубины" (1918; издание было запрещено; опубликовано в СССР в 1990) поместил философско-публицистическую работу "На пиру богов. Современные диалоги", где, подводя итоги революции, как всеобъемлющего культурного кризиса, утверждает, что "с оцерковлением русской жизни только и может быть связана надежда на культурное возрождение России", поскольку "пролетарская культура" оказывается "бессильна и бесплодна... по всей линии, и прежде всего в самом жизненном для неё вопросе - дисциплины труда". 9 июня 1918 по благословению патриарха Тихона Булгаков принимает духовный сан и уходит из Московского университета. В июле переезжает в Крым; профессор политической экономии и богословия Таврического университета (Симферополь), после разгрома войск генерала П.Н. Врангеля – протоиерей ялтинского собора. 17 декабря 1922 года выслан из России в Константинополь. Занимался преподавательской деятельностью в Праге и Париже. В 1930-е годы участвовал в экуменическом движении. В годы второй мировой войны активно протестовал против насилия фашизма, благословил на участие в Движении Сопротивления своих духовных детей Е.Ю. Кузьмину-Караваеву (Мать Мария) и священника Д. Кляпинина. В 1934 году он совершил большую поездку по США. Наиболее перспективным направлением в экуменической сфере оказалось сотрудничество с Англиканской церковью. В конце 1927 — начале 1928 года проходит англо-русский религиозный съезд, результатом которого стало учреждение двухстороннего Содружества святого Албания и преподобного Сергия Радонежского. В 1939 году у отца Сергия был обнаружен рак горла. Перенёс операцию, которая угрожала утратой способности говорить, служить, читать лекции. Однако «огромным усилием воли он научился говорить (хотя и не особенно внятно) без голосовых связок. Он служил ранние литургии в приделе во имя Успения Божией Матери (на них приходили преданные ему духовные дети), продолжал читать лекции по догматическому богословию, осуществлять свои пастырские заботы и писать свои труды». Начавшаяся Вторая мировая война ограничила ещё более сферу его трудов. Однако до последних дней жизни, в тяжёлых условиях оккупированного Парижа, он не прекращал работать над новыми сочинениями и совершать богослужения. Его творчество обладает редкой цельностью: всем его главным темам он сумел подвести итог и дать отчётливое завершение. Последнюю, как и в каноне Священного Писания, свою книгу «Апокалипсис Иоанна», он закончил незадолго до смерти. В ночь с 5-го на 6-ое июня 1944 года с отцом Сергием случился удар, после которого он в течение сорока дней пребывал в бессознательном состоянии. У его постели дежурили четыре его духовные дочери, которые были свидетельницами его преображения: "В субботу утром 10-го июня 1944 года, когда сестра Иоанна сидела одна у постели о. Сергия, она поразилась: так непрестанно стало изменяться напряжённое выражение его лица, как будто вел он какой-то таинственный потусторонний разговор. Неожиданно лицо его начало становиться светлее и радостнее. Выражение мучительной напряжённости стало всецело преображаться в выражение мирной детской наивности. Сестра Иоанна немедленно позвала остальных и они вчетвером были свидетельницами необычайного просветления лица о. Сергия. Однако это просветление не стирало черт лица и выражения его радости. Эта удивительная озаренность длилась два часа, как сказала мать Феодосия, взглянувшая на часы. Она промолвила: «Отец Сергий приближается к Престолу Божьему и озарен Светом Его Славы». Скончался отец Сергий 13 июля 1944 года.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора
Булгаков С.Н. "На пиру богов". Pro и contra. Современные диалоги. (1918)
Булгаков С.Н. О Frank Gavin. (1958)
Булгаков С.Н. Una Sancta. (Основания экуменизма). (1938)
Булгаков С.Н. Агнец Божий. (1933)
Булгаков С.Н. Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию. (1926)
Булгаков С.Н. Г.В. Вильямс. (1928)
Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции). (1909)
Булгаков С.Н. Гонения на Израиль. (1942)
Булгаков С.Н. Два града. (1911)
Булгаков С.Н. Догматическое богословие (рецензия). (1928)
Булгаков С.Н. Друг Жениха (Іо. 3, 28-30). О православном почитании Предтечи. (1927)
Булгаков С.Н. Душа социализма. (1931-1933)
Булгаков С.Н. Душевная драма Герцена. (1903)
Булгаков С.Н. Евхаристический догмат. (1928, 1930)
Булгаков С.Н. Епископ Вальтер Фрир (in memoriam). (1958)
Булгаков С.Н. Жребий Пушкина. (1937)
Булгаков С.Н. Задачи политической экономии. (1903)
Булгаков С.Н. Закон причинности и свобода человеческих действий. (1903)
Булгаков С.Н. Иван Карамазов (в романе Достоевского "Братья Карамазовы") как философский тип. (1901)
Булгаков С.Н. Иван Посошков. (1918)
Булгаков С.Н. Иерархия и таинства. (1935)
Булгаков С.Н. Икона и иконопочитание. (1931)
Булгаков С.Н. Интеллигенция и религия. (1908)
Булгаков С.Н. К вопросу о дисциплине покаяния и причащения. (1929)
Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип. (1906)
Булгаков С.Н. Купина Неопалимая. Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери. (1927)
Булгаков С.Н. Лозаннская конференция и папская энциклика. (1928)
Булгаков С.Н. Лествица Иаковля. Об ангелах. (1929)
Булгаков С.Н. Малая трилогия. (2008)
Булгаков С.Н. На путях догмы. (1933)
Булгаков С.Н. Нация и человечество. (1934)
Булгаков С.Н. Невеста Агнца. (1945)
Булгаков С.Н. О закономерности социальных явлений. (1903)
Булгаков С.Н. О моих похоронах. (1951)
Булгаков С.Н. О социальном идеале. (1903)
Булгаков С.Н. О Царстве Божием. (1928)
Булгаков С.Н. О чудесах Евангельских. (1932)
Булгаков С.Н. Ответ В.П. Соколову. (1914)
Булгаков С.Н. Об экономическом идеале. (1903)
Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. (1903)
Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса. (1902)
Булгаков С.Н. Отрицательное богословие. (1915)
Булгаков С.Н. Очерки учения о церкви. (1925)
Булгаков С.Н. Очерки учения о церкви. IV. О ватиканском догмате. (1929)
Булгаков С.Н. Очерки учения о Церкви. Обладает ли православие внешним авторитетом догматической непогрешимости. (1926)
Булгаков С.Н. Очерки учения о церкви. Церковь и инославие. (1926)
Булгаков С.Н. Письмо профес. Ганса Эренберга прот. С. Булгакову о православии и протестантизме и ответ прот. С. Булгакова. (1926)
Булгаков С.Н. Православие. (1965)
Булгаков С.Н. Православие и социализм (письмо в редакцию). (1930)
Булгаков С.Н. При реке Ховаре. (1935)
Булгаков С.Н. Проблема "условного бессмертия". (1936—1937)
Булгаков С.Н. Путь Парижского богословия. (2007)
Булгаков С.Н. Радость церковная. Слова и поучения. (1938)
Булгаков С.Н. Свв. Петр и Иоанн. Два первоапостола. (1926)
Булгаков С.Н. Святой Грааль. (1932)
Булгаков С.Н. Сион. (1915)
Булгаков С.Н. Слово в день Рождества Христова, 25 декабря 1934 г. (7 января 1935 г.). (1935)
Булгаков С.Н. У стен Херсониса. 1923
Булгаков С.Н. Хозяйство и право. (1903)
Булгаков С.Н. Христианство и еврейский вопрос. (1991)
Булгаков С.Н. Церковь и культура. (1906)
Булгаков С.Н. Чехов как мыслитель. (1910)
Булгаков С.Н. Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева? (1903)