Детство и юность (1853–1871)
Владимир Галактионович Короленко родился 15 (27) июля 1853 года в Житомире в семье уездного судьи Галактиона Афанасьевича Короленко и его жены Эвелины Иосифовны (урождённой Скуревич). Его детство прошло в атмосфере уважения к закону и справедливости, что во многом определило его будущие гражданские позиции. В 1866 году семья переехала в Ровно, где Владимир поступил в местную гимназию. Уже в эти годы проявились его литературные способности и обострённое чувство справедливости — будучи гимназистом, он отказался подписать верноподданническое письмо в связи с покушением Каракозова на Александра II.
Студенческие годы и революционная деятельность (1871–1879)
В 1871 году Короленко поступил в Петербургский технологический институт, но из-за материальных трудностей перевёлся в 1874 году в Московскую земледельческую академию. В этот период он увлёкся народническими идеями, за что в 1876 году был исключён из академии и выслан в Кронштадт под надзор полиции. В 1877 году поступил в Петербургский горный институт, но уже в 1879 году был арестован по подозрению в революционной деятельности и выслан в Глазов Вятской губернии, а затем в Березовские починки.
Годы ссылки и начало литературной карьеры (1879–1885)
Ссылка стала временем интенсивного творческого становления. В 1880 году за отказ присягать Александру III Короленко был переведён в Восточную Сибирь, но по дороге, в Перми, получил разрешение поселиться в Нижнем Новгороде. В 1885 году вышла его первая значительная повесть "Сон Макара", сразу принёсшая ему литературную известность. В этот же период он пишет рассказы "Чудная" (1880), "Яшка" (1880), "Убивец" (1882), где впервые проявляются основные черты его творческого метода — внимание к "маленькому человеку" и вера в его нравственные силы.
Нижегородский период (1885–1896)
Годы жизни в Нижнем Новгороде стали временем творческого расцвета. Здесь были созданы лучшие произведения: "Слепой музыкант" (1886), "Лес шумит" (1886), "Река играет" (1891), "Без языка" (1895). Одновременно Короленко активно занимается журналистикой и общественной деятельностью — защищает крестьян в судах, разоблачает злоупотребления местных властей ("Мултанское дело" 1895-1896 гг.), пишет публицистические статьи. В 1893 году он посещает Всемирную выставку в Чикаго, впечатления от которой легли в основу повести "Без языка".
Поздний период творчества (1896–1921)
В 1896 году Короленко переезжает в Петербург, где становится редактором журнала "Русское богатство". В 1900 году он поселяется в Полтаве, где проживёт до конца жизни. В этот период создаются автобиографическая повесть "История моего современника" (1905-1921), очерки "В голодный год" (1892-1893), "Сорочинская трагедия" (1907). После революции 1917 года он резко критикует как красный, так и белый террор, выступает в защиту арестованных. Умер Владимир Галактионович 25 декабря 1921 года в Полтаве от воспаления лёгких.
Литературное наследие В.Г. Короленко.
Гуманистическая традиция: вера в человека
Творчество Короленко представляет собой уникальный синтез реалистической достоверности и романтической веры в человека, где даже в самых тяжёлых обстоятельствах (слепота в "Слепом музыканте", одиночество в "Без языка", несправедливое обвинение в "Мултанском деле") герои сохраняют способность к духовному росту и нравственному выбору, причём писатель избегает как слащавого оптимизма, так и натуралистического отчаяния, показывая, что подлинное мужество заключается не в героических поступках, а в повседневном сопротивлении обстоятельствам, что делает его произведения актуальными для любого времени.
Художественная публицистика: слово как действие
Особое место в наследии Короленко занимает его публицистика ("Бытовое явление", "Сорочинская трагедия"), где литературный талант служит инструментом борьбы с социальной несправедливостью, причём его очерки, основанные на тщательном изучении фактов и живых свидетельствах, не просто обличают конкретные злоупотребления, но ставят фундаментальные вопросы о природе закона, власти и человеческого достоинства, демонстрируя, как художественное слово может становиться реальной силой, меняющей жизнь (как в случае с мултанскими вотяками, несправедливо обвинёнными в ритуальном убийстве и спасённых благодаря вмешательству писателя).
Психологизм: исследование внутреннего мира
В своих лучших произведениях ("Слепой музыкант", "Река играет", "Без языка") Короленко разрабатывает оригинальную методику
психологического анализа, где душевные переживания героев раскрываются через их отношение к природе, музыке, труду, причём этот анализ лишён схематизма — слепота Петра из "Слепого музыканта" показана не как физический недостаток, а как особый способ восприятия мира, требующий не жалости, но понимания, что предвосхищает современные подходы к изучению инвалидности и делает Короленко предшественником гуманистической психологии XX века.
Философская проблематика: свобода и необходимость
Сквозной темой творчества Короленко становится проблема свободы — не только социальной ("В дурном обществе"), но и внутренней ("Парадокс"), где человек, даже в условиях внешнего принуждения, сохраняет возможность нравственного выбора, причём писатель избегает простых решений, показывая, что подлинная свобода всегда связана с ответственностью и трудом души, как в притче "Огоньки" (1900), ставшей своеобразным кредо писателя: "Человек создан для счастья, как птица для полёта, но нужно заслужить это счастье".
Современное значение: актуальность гуманизма
В эпоху социальных потрясений и кризиса гуманитарных ценностей творчество Короленко обретает новое звучание — его вера в человека, не превращающаяся в прекраснодушие, его защита справедливости, не сводящаяся к политическим лозунгам, его внимание к "маленькому человеку", не растворяющееся в сентиментальности, представляют собой образец той "трудной гуманистичности", которая особенно необходима в наше время, когда простые ответы на сложные вопросы оказываются особенно соблазнительными и особенно опасными.
Книги автора
Собрание сочинений в 6 переплётах. — СПб., 1907—1912.
Полное собрание сочинений в 9 т. — Петроград: Изд. т-ва А. Ф. Маркс, 1914.
Полное собрание сочинений, т. 1—5, 7—8, 13, 15—22, 24, 50—51; Посмертное издание, ГИЗ Украины, Харьков — Полтава, 1922—1928.
Сибирские очерки и рассказы, ч. 1—2. — М.: Гослитиздат, 1946.
Собрание сочинений в 10 т. — М., 1953—1956.
В. Г. Короленко о литературе. — М.: Гослитиздат, 1957.
Собрание сочинений в 5 т. — М., 1960—1961.
Собрание сочинений в 6 т. — М., Издательство «Правда», 1971.
Собрание сочинений в 5 т. — Л.: Художественная литература, 1989—1991.
История моего современника в 4 т. — Л., 1976.
Короленко В. Г. Дневник: 1917—1921. Письма. — М.: Советский писатель, 2001.
Была бы жива Россия. Неизвестная публицистика 1917—1921 гг. — М., 2002.
Неизданный В. Г. Короленко. Публицистика. 1914—1916. — 2011.
Неизданный В. Г. Короленко. Публицистика. Т. 2. 1917—1918. — 2012.
Неизданный В. Г. Короленко. Публицистика. Т. 3. 1919—1921. — 2013.
Неизданный В. Г. Короленко (1914—1921): дневники и записные книжки. — М.: Пашков дом, 2013. — Т. 1. 1914—1918.
Неизданный В. Г. Короленко (1914—1921): дневники и записные книжки. — М.: Пашков дом, 2013. — Т. 2. 1919—1921.
«… Что написано — неопровержимо» — «… Що написано — неспростовне». — Киев: Персонал, 2010