Микляева Наталья Викторовна

Микляева Наталья Викторовна

Микляева Наталья Викторовна - российский педагог,  ученый.


Ученая степень, звание: кандидат педагогических наук, профессор.
Место работы (университет, кафедра): Московский педагогический государственный университет, профессор, кафедры дошкольной дефектологии.
Область научных интересов: развитие способностей детей; воспитание и обучение дошкольников; методика развития речи и развития языковой способности; социализация детей дошкольного возраста; социально-нравственное воспитание в условиях семьи и детского сада; психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду; инклюзивное образование; методическая служба детского сада; управление ДОО и менеджмент в системе специального образования.
Об авторе: Родилась в Москве. В 1992 году с отличием закончила среднюю школу. в 1997-м - МПГУ с квалификацией «педагог-психолог для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими отклонения в развитии». Работала по специальности в ГОУ детском саду компенсирующего вида города Москвы, поступила в очную аспирантуру МПГУ.
В 2001-м окончила аспирантуру МГПУ, по специальности - Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия).
Кандидатскую диссертацию на тему: «Совершенствование коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с ОНР (в аспекте развития языковой способности)», защитила в 2001 году.
В 2002-м стала заведующей кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического института и получила должность доцента.
С 2012 года - заведующая кафедрой управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования МГПУ.
Регулярно участвует в международных и всероссийских конференциях с докладами. Почетный работник образования города Москвы.
Член-корреспондент Международной академии науки педагогического образования, Международной аттестационной палаты (МАП), Международной академии информатизации (МАИ), Европейской Ассоциации вузов и преподавателей высшей школы (HiSTES). Член методического объединения «Подготовка специалистов для работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного и специального образования» при кафедре дошкольной дефектологии Института детства ФГБОУ ВО МПГУ.
Главный редактор журнала «Современный детский сад».
Автор свыше 500 публикаций.

Дополнительная информация об авторе:
Преподавательская деятельность в МПГУ
Книги автора

Учебники:  
Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении: учебник для студентов вузов. М.: ИНФРА-М, 2016. - 218 с.
Давидович Л.Р., Микляева Н. В. и др. Логопедия: методика и технологии развития речи дошкольников. Учебник. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 313 с.
Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.]; под редакцией Н. В. Микляевой. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 362 с. - (Высшее образование).
Микляева, Н. В. Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. В. Микляева. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 236 с.
Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Под ред. Н. В.Микляевой. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 600 с.
Управление дошкольным образованием: Учебник и практикум для вузов / Под ред. Н. В. Микляевой. - 2-е изд, испр. и доп . - Москва: Издательство Юрайт, 2020 . - 530 с.
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: Учебник и практикум для вузов / Под ред. Н. В. Микляевой. - Москва: Издательство Юрайт, 2020 . - 450 с.

Программы:  
«Первоцветы»: Основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. В. Микляевой. М.: АРКТИ, 2015. - 336 с.
Микляева Н. В., Семенака С. И. Уроки добра: комплексная программа социально-коммуникативного развития ребенка средствами эмоционального и социального интеллекта. М.: Аркти, 2016. - 208 с.
Почемучки. Комплексная программа группы кратковременного пребывания для детей с ОНР 3-5 лет / Под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2016. - 176 с.
Микляева Н. В. Растем вместе: программно-методический комплекс для дошкольной образовательной организации. Часть 1. М.- Берлин: Директ-Медиа, 2017. 266 с.
Микляева Н. В. Растем вместе: программно-методический комплекс для дошкольной образовательной организации. Часть 2. М.- Берлин: Директ-Медиа, 2017. 266 с.
Микляева Н. В. и др. Новые возможности аппликации для развития дошкольников “Оживший мир”. Часть 1. Младший и средний дошкольный возраст. М.: Аркти, 2017. - 136 с.
Микляева Н. В. и др. Оживший мир. Новые возможности аппликации для развития дошкольников. Часть 2: старший дошкольный возраст. - М.: Аркти, 2018. - 128 с.
Академия дошкольных наук: комплекс напольных подвижных развивающих игр для семейного детского сада / Под ред. Н. В. Микляевой. - М.: Издательство Московского психолого-социального университета, 2020. - 142 с.

Методические пособия:  
Конструктор адаптированной образовательной программы для детского сада / Под ред. Н. В. Микляевой. М.: АРКТИ, 2015. - 161 с.
Микляева Н. В. Учебный план образовательной программы детского сада: как составить с учетом ФГОС ДО и СанПиНов. Методическое пособие. М.: Аркти, 2016. - 168 с.
Технология составления рабочих программ воспитателей и специалистов. Методическое пособие. М.: Аркти, 2016. - 120с.
Инклюзивная дошкольная группа: методические рекомендации по разработке индивидуальных образовательных маршрутов и программ для детей с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. Л. А. Головчиц, Н. В. Микляевой. М.: Аркти, 2017. - 112 с.
Микляева Н. В. Расписание и план непрерывной образовательной деятельности в детском саду. Методическое пособие. М.: Аркти, 2017. - 256 с.
Микляева Н. В. Экспериментариум и научная лаборатория в детском саду. Методическое пособие. М.: Аркти, 2017. - 80 с.
Микляева Н. В. и др. Академия дошкольных наук. Организация образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста. - М.: Аркти, 2018. - 80 с.
Служба ранней помощи: методические рекомендации для педагогов / Под ред. Л. А. Головчиц, Н. В. Микляевой. - М.: Аркти, 2018. - 148 стр.
Портрет педагога для работы с детьми раннего возраста. Учебно-методическое пособие / Под ред. А. А. Майера, Н. В. Микляевой. - М.: Цветной мир, 2018. - 120 с.
Интернет-технологии как ресурс деятельности учи¬теля-дефектолога: Учебно-методич. пособие / Под ред. Н. В. Микляевой. - М., 2018. - 144 с.
Микляева Н. В., Латанова Н. И., Мансарлийская Л. Ф. Стимулирующие выплаты работникам дошкольных учреждений. - М.: Аркти, 2018. - 184 с.
Микляева Н. В. и др. Развитие эмоционального и социального интеллекта у дошкольников. Методическое пособие. - М.: Аркти, 2019. - 160 с.
Головчиц Л. А., Микляева Н. В. и др. Дети с ОВЗ в детском саду: особенности комплексного сопровождения. Методические рекомендации. - М.: Аркти, 2019. - 114 с.
Микляева Н. В. Специальное и инклюзивное образование для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: Учебно-методич. пособие. - М.: АРКТИ, 2019. - 160 с.
Микляева Н. В. Современное оформление документов для сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Методическое пособие. - М.: Аркти, 2019. - 144 с.

Статьи:  
Микляева Н. В. Модель развития социального интеллекта дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2016. №12. - С.18-23.
Микляева Н. В. Совместные занятия детей в инклюзивной группе: особенности организации // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2017. - № 11. - С. 58-74.
Микляева Н. В. Индивидуальный учебный план для ребенка с ограниченными возможностями здоровья: особенности разработки // Коррекционная педагогика. - 2017. - № 3 (июль-сентябрь). - С. 66-75.
Головчиц Л. А., Микляева Н. В. Особенности разработки индивидуальной образовательной программы для дошкольников в инклюзивной группе // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 12. - С. 4-11.
Микляева Н. В. Стандарты организации ранней помощи в сфере образования: обзор нормативно-правовой базы // Современный детский сад. - 2018. - № 1. - С. 20-23.
Микляева Н. В. Коррекционно-педагогическая поддержка детей с ЗПР в современном детском саду // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2018. - № 4. - С. 73-80.
Микляева Н. В. Вариативные формы образовательной деятельности на основе передвижной аппликации // Дошкольное воспитание. - 2017. - №6. - С. 52 - 57.
Микляева Н. В., Семенака С. И. Профилактика агрессивных проявлений у дошкольников (3 статьи) // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 3. - С. 21-28; № 4. - С. 4-12.
Микляева Н. В., Чудесникова Т. А. Социально ориентированные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2019. - №6. - С. 39 - 47.
Микляева Н. В., Чудесникова Т. А. Мониторинг социально-коммуникативного развития детей с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья: из опыта работы российских детских садов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2020, N1. - С.49-60; N2. - С.58-66.

Читать далее

Книги