Макаренко Антон Семенович биография и книги

Макаренко Антон Семенович

Макаренко Антон Семенович (1888-1939) - советский педагог-писатель, общественный деятель, один из четверых выдающихся педагогов XX века (наряду с Монтессори, Дьюи и Кершенштейнером), входящих в список Юнеско.

Об авторе:

  Антон Семенович родился 1 (13) марта 1988 года в селе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии Российской Империи. Отец был рабочим-маляром на железной дороге, мать происходила из семьи мелкого чиновника. В 1901 году семья переехала в город Крюков (в настоящее время Кременчуг) Полтавской губернии. С детства Антон Макаренко увлекался книгами, все свое время проводил за чтением, приобретал книги в кредит, так как не имел достаточных средств. Родители недоумевали от такого пристрастия сына, не понимали его. В 1904 году Макаренко заканчивает четырехклассное городское училище в Крюкове (до того начальную железнодорожную школу), затем одногодичные педагогические курсы (1905 г.) и начал работать в Крюкове учителем в железнодорожном училище. В 1911 году переехал работать учителем на станции Долинская. В 1914-1917 гг. учится в Полтавском учительском институте, который окончил с золотой медалью. Во время Первой мировой войны педагог был призван в армию, но впоследствии, в связи с плохим зрением, был демобилизован. В 1917-1919 гг. Макаренко – заведующий железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских. В 1919 году Антон Семенович переезжает в Полтаву, где получает предложение возглавить специальную воспитательную колонию «для морально дефективных детей» в селе Ковалевка возле Полтавы. Под данную категорию попадали собранные с улиц городов беспризорники: вследствие Первой мировой войны, революции и Гражданской войны в стране появилось значительное количество беспризорных детей и подростков, которые объединялись в банды и создавали немалую угрозу для безопасности в стране.

  Возглавивший колонию именно с такими детьми, Макаренко, назвал ее именем своего любимого писателя – Максима Горького (впоследствии Горький будет поддерживать Макаренко, интересоваться его педагогической деятельностью, лично посещать колонию). Макаренко понимал, что готовой педагогической теории для воспитания и социализации таких детей просто нет, поэтому вынужден был анализировать и изучать все имеющиеся педагогические концепции, и на их основе формировать свою собственную, новаторскую. Ему удалось перевоспитать вчерашних беспризорников. Во многом благодаря девизу: «Нет дефективных детей, есть дефективное отношение к ним». Основными методами воспитания беспризорников Антон Семенович делает дисциплину и коллективный труд. Его метод так и называется – производственного и коллективного воспитания. Колония находилась за городом. И Макаренко там устраивает сельскохозяйственное самоуправляемое детьми и подростками предприятие, ребята сами себя обеспечивали продуктами, сами учились планировать и выстраивать производство. Одновременно с производственной коллективной деятельностью, дети учились, занимались спортом, читали книги в библиотеке. Разумеется, перевоспитание вчерашних юных бандитов не могло быть ровным и гладким: случалось воровство, неподчинение, мелкое хулиганство. Макаренко не мог не применять наказания по отношению к нарушителям правил, стремился к достаточно жесткой дисциплине. И именно за это вызывал критику Н.К. Крупской – ставшей главным педагогическим оппонентом Антона Семеновича. Надежда Константиновна настаивала на полном отказе от принуждения и наказания как методов коммунистического воспитания, так как, по ее мнению, они формируют в ребенке раба из-за страха. Когда Крупская выступала на VIII съезде ВЛКСМ в 1928 году, она очень ядовито назвала колонию имени Горького «рабской и крепостнической школой».

  В 1926-м году колония была переведена в бывший Куряжский монастырь под Харьковом. Антон Семенович возглавлял колонию им. М. Горького до 3 сентября 1928 года. Параллельно, с 15 октября 1927 года, он организовывает и возглавляет и детскую трудовую Коммуну имени Ф.Э. Дзержинского, при которой в 1930 -м году был открыт рабочий факультет Харьковского машиностроительного института, в 1932-м - завод электроинструментов, позднее – завод пленочных фотоаппаратов. Постепенно Коммуна первой из учебных заведений подобного рода в СССР первой перешла полное самообеспечение (с 1933 года). С 1934 года в ней работает средняя школа.

  В июле 1935 года Макаренко переводят в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР на должность помощника начальника отдела трудовых колоний. Он был аттестован со специальным званием «сержант госбезопасности». Антон Семенович на данном поприще старается внедрить разработанную им педагогическую систему перевоспитания хулиганов и беспризорных во украинские учреждения подобного рода. Однако, необходимой поддержки не получил, более того, мог попасть под репрессии, от которых его спасло вмешательство народного комиссара В.А. Балицкого. К слову, самого Балицкого 27 ноября 1937 года расстреляли.

  В 1937 году Макаренко переехал в Москву. По большинству, занимался литературной деятельностью и публицистикой. 1 апреля 1939 года Антон Семенович Макаренко скоропостижно скончался. Официальная версия смерти – сердечный приступ. Неожиданная и загадочная смерть Макаренко в вагоне пригородного поезда впоследствии вызвала ряд сомнений у исследователей.

  Похоронен А.С. Макаренко на Новодевичьем кладбище в Москве. Авторы надгробного памятника В. Цигаль и архитектор В. Калинин.
Основные педагогические идеи А.С. Макаренко

- идея «сожжённой биографии»: при поступлении в колонию, у новенького ритуально сжигалась его старая одежда вместе с его прошлым. Поэтому Макаренко просил не присылать ему личные дела его воспитанников;
- методика «параллельного педагогического действия» - педагог должен работать не с личностью конкретного подростка, а с коллективом. Воздействие на личность должно происходить через группу (отряд) по 7-15 человек;
- принцип совместного труда ради материального самообеспечения. Труд педагог-новатор считал главным и основополагающим фактором воспитания и формирования подрастающих поколений. Труд давал стимул считать себя взрослым, а также, становился основной формирования самого коллектива;
- система «перспективных линий». Макаренко был уверен, что человек не может жить, если впереди у него стоит радостная и перспективная цель. Постановку целей он и называл «системой перспективных линий»: «Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше», - считал учёный-педагог;
- система детского и подросткового самоуправления: строился на советах командиров, общих собраниях, товарищеских судах, ротации командиров отрядов (для того, чтобы каждый попробовал себя в роли командира)

Научно-педагогическое и художественно-литературное творчество
Антон Семенович Макаренко оставил не только свои научно-педагогические труды, но и художественные произведения, киносценарии, а также новый, особый вид шахмат, которые так и называются, шахматы А.С. Макаренко.

Книги автора

Художественные произведения
• Марш 30 года (1930),
• ФД-1 (1932),
• Мажор (1932, пьеса),
• Настоящий характер (1932, киносценарий),
• Ньютоновы кольца (1934, пьеса),
• Педагогическая поэма (1935),
• Книга для родителей (1937),
• О человеческих чувствах (1937)
• Из истории героизма (1937)
• Гришка (1937)
• Случай в походе (1937)
• В день Первого Мая (1937)
• Несколько часов на канале (1937)
• Три разговора (1937)
• Флаги на башнях (1938),
• Честь (1937-1938, повесть),
• Пути поколения (1938, незаконченный роман),
• Незабываемая встреча (1938),
• Симфония Шуберта (1938),
• Премия (1938),
• Доктор (1938),
• Преподаватель словесности (написан 1938, опубликован 1940),
• Домой хочу (1939),
• Командировка (киносценарий, 1939),
• Новые годы (опубликован 1941),
• В библиотеке (опубликован 1941)

Основные педагогические труды
• Методика организации воспитательного процесса (1936—1937),
• Лекции о воспитании детей (прочитаны по радио 1937),
• Проблемы воспитания в советской школе (1937),
• Проблемы школьного советского воспитания (лекции, прочитаны 1938),
• Письмо пионервожатому (1938),
• Коммунистическое воспитание и поведение (лекция, прочитана 1939 год),
• Воспитание детей в семье и школе (издана 1941)


Книги Макаренко Антона Семеновича

Мажор
Мажор
Макаренко А. С.
Купить от 151 ₽
Педагогические сочинения
Купить от 211 ₽
Педагогические сочинения
Купить от 269 ₽
Педагогические сочинения
Купить от 212 ₽
Педагогические сочинения
Купить от 283 ₽
Педагогические сочинения
Купить от 368 ₽
Педагогические сочинения
Купить от 364 ₽
Педагогические сочинения
Купить от 248 ₽
Статьи и рассказы
Статьи и рассказы
Макаренко А. С.
Купить от 207 ₽
Рассказы
Рассказы
Макаренко А. С.
Купить от 30 ₽
Письма
Письма
Макаренко А. С.
Купить от 140 ₽
О воспитательной системе
Купить от 238 ₽
Марш 30-го года
Марш 30-го года
Макаренко А. С.
Купить от 77 ₽
Максим Горький в моей жизни
Купить от 264 ₽
ФД-1
ФД-1
Макаренко А. С.
Купить от 90 ₽
Честь
Честь
Макаренко А. С.
Купить от 161 ₽
Педагогические произведения. Письма
Купить от 109 ₽
Педагогические произведения. 1936-1938 гг.
Купить от 190 ₽
Педагогические произведения. 1934-1938 гг.
Купить от 149 ₽
Педагогические произведения. 1930-1938 гг.
Купить от 252 ₽
Педагогические произведения. 1922-1936 гг.
Купить от 167 ₽
Педагогическая поэма
Педагогическая поэма
Макаренко А. С.
Купить от 121 ₽
Воспитание в семье
Воспитание в семье
Макаренко А. С.
Купить от 44 ₽

Аудиокниги

Педагогическая поэма: аудиоиздание, Ч. 1
Купить от 240 ₽