Князь-анархист и учёный-гуманист
Биография
Пётр Алексеевич Кропоткин родился 27 ноября (9 декабря) 1842 года в Москве в знатной княжеской семье, ведущей род от легендарного Рюрика. Получив блестящее домашнее образование, он в 1857 году поступил в Пажеский корпус — самое привилегированное военное училище Российской империи, где благодаря исключительным способностям был произведён в камер-пажи и назначен личным пажом императора Александра II. Однако блестящая карьера при дворе не прельщала молодого князя — окончив корпус первым по успеваемости в 1862 году, он вопреки ожиданиям выбрал не гвардейский полк в столице, а далёкий Амурский казачий полк в Сибири.
Пять лет сибирской службы (1862-1867) стали переломными в его судьбе. Участвуя в экспедициях по Восточной Сибири, Маньчжурии и Скандинавии, он проводил первые исследования в области географии и геологии, открыв, в частности, закон горизонтальной сжатия земной коры и существование Лено-Витимского золотоносного плато. Одновременно он наблюдал ужасающую нищету народа и произвол чиновников, что пробудило в нём интерес к социальным вопросам. Вернувшись в Петербург в 1867 году, он оставил военную службу и полностью посвятил себя науке, став секретарём отделения физической географии Русского географического общества и получив золотую медаль за свои исследования.
В 1872 году поездка в Швейцарию для знакомства с Международным Товариществом Рабочих (I Интернационалом) окончательно определила его мировоззрение — он сблизился с бакунистами и вернулся в Россию убеждённым анархистом. Вступив в революционный кружок «чайковцев», он вёл пропаганду среди рабочих, за что в 1874 году был арестован и заключён в Петропавловскую крепость. Благодаря своему аристократическому положению он получил право на свидания и научную работу в камере, где написал знаменитый труд «Исследования о ледниковом периоде», но в 1876 году совершил дерзкий побег из тюремного госпиталя и эмигрировал за границу.
Следующие сорок один год (1876-1917) Кропоткин провёл в эмиграции — сначала в Швейцарии, затем во Франции, где был арестован по обвинению в принадлежности к Интернационалу и провёл три года в тюрьме, и наконец в Англии, где создал свои главные теоретические работы. Несмотря на радикальные политические взгляды, он сохранил авторитет в научном мире — был почётным членом многих академий и географических обществ. После Февральской революции 1917 года 74-летний Кропоткин вернулся в Россию, но, увидев методы большевистской власти, отказался от какого-либо сотрудничества с ними, хотя и был избран почётным членом ВЦИК. Скончался Пётр Алексеевич 8 февраля 1921 года в Дмитрове, проведя последние годы в работе над фундаментальной «Этикой» и наблюдая с горечью за установлением новой диктатуры.
Наследие
Когда же мы обращаемся к научному и философскому наследию Петра Алексеевича Кропоткина, то перед нами предстаёт грандиозный синтез естественнонаучного знания и социальной философии, где данные геологии, биологии, антропологии и этографии служат
обоснованием для построения модели безгосударственного общества, основанного на принципах взаимопомощи, солидарности и федеративного самоуправления, причём центральное место в этой системе занимает разработанная им концепция «взаимной помощи как фактора эволюции», которая, будучи изложена в одноимённом фундаментальном труде, бросала вызов дарвиновской теории естественного отбора, доказывая на огромном фактическом материале — от наблюдений за жизнью животных в сибирской тайге до изучения средневековых городских коммун — что сотрудничество и взаимоподдержка являются не менее важными двигателями прогресса, чем борьба за существование, и что человеческое общество, построенное на кооперации и добровольном объединении, не только возможно, но и соответствует фундаментальным законам природы.
Его социально-политическое учение, изложенное в работах «Хлеб и воля», «В русских и французских тюрьмах» и «Современная наука и анархия», представляет собой уникальную версию анархо-коммунизма, где отрицание государства сочетается с глубоко гуманистическим пониманием свободы как возможности всестороннего развития личности через коллективный труд на благо всех, а путь к такому обществу он видел не в захвате политической власти, а в создании снизу сети свободных объединений — профсоюзов, кооперативов, коммун, которые постепенно возьмут на себя все функции управления, что делало его теорию не просто утопическим проектом, а практической программой действия, оказавшей огромное влияние на мировое рабочее и кооперативное движение.
Таким образом, наследие Кропоткина, этого «анархистского князя» и учёного-энциклопедиста, продолжает оставаться актуальным именно благодаря своему универсализму, ибо он сумел показать, что вопросы социальной справедливости неотделимы от законов мироздания, что этика взаимопомощи имеет не только моральное, но и естественнонаучное обоснование, и что подлинно свободное общество может быть построено только на принципах солидарности и сотрудничества, а не конкуренции и подавления, что делает его идеи особенно востребованными в современную эпоху глобальных кризисов, когда человечество ищет новые, более справедливые и экологичные модели общественного устройства.
Кропоткин П.А. Аграрный вопрос. (1914)
Кропоткин П.А. Анархия и ее место в социалистической эволюции. (1907)
Кропоткин П.А. Безначальный коммунизм и экспроприация. (1906)
Кропоткин П.А. Великая революция. (1906)
Кропоткин П.А. Великая Французская революция 1789-1793. (1914)
Кропоткин П.А. Взаимопомощь среди животных и людей. (1904)
Кропоткин П.А. Всеобщая стачка. (1906)
Кропоткин П.А. Дневник П.А. Кропоткина. (1923)
Кропоткин П.А. Земледелие, фабрично-заводская и кустарная промышленность и ремесла. (1903)
Кропоткин П.А. Современная наука и анархизм. (1901)
Кропоткин П.А. Ссылка в Сибирь. (1906)
Кропоткин П.А. Узаконенная месть, именуемая правосудием. (1906)
Кропоткин П.А. Умственный и ручной труд. (1910)