Бычков Виктор Васильевич

Бычков Виктор Васильевич — специалист в области эстетики, теории искусства, культурологии; сфера главных научных интересов — византийская, древнерусская, русская религиозная эстетика ХХ века, философия и феноменология современного искусства. Доктор философских наук, профессор, лауреат Государственной премии России в области науки и техники (1996), заведующий сектором эстетики Института философии РАН, член Международной ассоциации эстетиков, член Ассоциации искусствоведов России (АИС), член Московского союза художников (МСХ). Автор более 450 научных работ, опубликованных в разных странах мира, среди них 27 монографий и фундаментальный современный учебник по эстетике; автор ряда крупных научных проектов, участник многих международных конгрессов и симпозиумов.Родился 4 сентября 1942 года в Москве. Первая научная статья была написана Бычковым в 1969 году. В.В. Бычков внес большой вклад в гуманитарную науку. Им дано новое современное определение предмета эстетики, утверждающее, что эстетика исследует такую систему неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта, в результате которой субъект достигает гармонии с Универсумом, полноты бытия, духовно обогащается. На его основе и с учетом всей предшествующей традиции в данной дисциплине им фундаментально разработана современная эстетическая теория, центральной категорией которой стала категория эстетического, по-новому переосмысленная исследователем. Внутри этой теории видное место занимает философия искусства, осмысленного как выражение сущности эстетического опыта, другими способами не выражаемой, разработана система основных принципов искусства, в которой главное место заняли категории художественного образа и художественного символа в новой авторской интерпретации. В исследованиях В.В. Бычкова выявлен и подробно проанализирован по четырем основным уровням процесс эстетического восприятия (эстетическая установка, первичная эмоция, духовно-эйдетическая фаза, эстетическое созерцание). Им разработана структура современной постнеклассической эстетики, складывающаяся из трех основных разделов: а) классического ядра — эстетической метафизики; б) неклассической эстетики (нонклассики); в) виртуалистики. Для изучения процессов, происходящих в современной художественной практике, проведена деконструкция имплицитной эстетики; эта экспликация составила основу параэстетической теории — неклассической эстетики (нонклассики) со своим категориальным аппаратом (системой паракатегорий, среди которых видное место занимают артефакт, объект, вещь, симулякр, повседневность, лабиринт, абсурд, заумь, автоматизм, телесность, эклектика, гипертекст и др.). В.В. Бычковым предложена новая гипотеза по упорядочиванию хронотипологии искусства ХХ века, включающая в свою структуру в качестве основных хронотипологических пространств авангард, модернизм, постмодернизм и консерватизм, сущность каждого из которых автор выявил, исходя из их художественно-эстетической специфики. Совместно с проф. Н.Б. Маньковской им введен и активно разрабатывается новый раздел эстетической теории — виртуалистика, изучающий опыт эстетического освоения компьютерного пространства и сетей Интернета. На основе многолетнего изучения истории и философии искусства, духовной культуры европейского ареала Бычковым предложена принципиально новая научная гипотеза понимания вершащегося сегодня кризиса культуры и самой человеческой цивилизации. Ее концептуальное ядро составляет оппозиция «Культура — пост-культура». Современный этап цивилизационного развития осмыслен как переходный от Культуры (с прописной буквы; исторически возникшей и всегда существовавшей в ситуации веры человека в объективное бытие Духовного начала, Великого Другого — биполярный мир) к чему-то принципиально иному, возникающему на основе отказа человека от этой веры (монополярный мир) и ото всех традиционных ценностей Культуры. Наиболее яркое выражение апокалиптизма современной культуры Бычков видит в искусстве последнего столетия (в его главной авангардно-модернистско-постмодернистской линии). Им предложен и реализован на практике новый метод глубинного (полухудожественного) аналитического проникновения в артефакты искусства ХХ века — пост-адеквационный экфрасис (пост-адеквации). В.В. Бычковым разработана методология историко-эстетического исследования, включающая в себя анализ исторического материала по двум уровням: имплицитному и эксплицитному.  На ее основе введено в научный оборот новое, еще не изучавшееся до этого, мощное, самобытное направление в истории эстетики — православная эстетика. Изучены ее основные исторические этапы: Эстетика отцов Церкви, Византийская эстетика, Древнерусская эстетика, Русская теургическая эстетика, результаты изучения каждого из которых опубликованы в фундаментальных одноименных монографиях автора и множестве статей. В качестве основных системообразующих принципов этой эстетики выявлены: метафизическое понимание красоты, всеобъемлющий символизм, соборно-литургический характер эстетического сознания, его каноничность; повышенная духовность, обостренная нравственная ориентация, высокая художественность, софийность искусства; теургизм и эсхатологизм эстетического опыта. Проведен всесторонний и многоуровневый анализ важнейшего феномена православной культуры — иконы.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора

Бычков, В. В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. (1977)
Бычков, В. В. Эстетика поздней античности. II—III века. (1981)
Бычков, В. В. Эстетика Аврелия Августина. (1984)
Бычков, В. В. Малая история византийской эстетики. (1991)
Бычков, В. В. Русская средневековая эстетика. XI—XVII века. (1992; 2-е изд. - 1995)
Bychkov, V. V. The Aesthetic Face of Being. Art in the Theology of Pavel Florensky. (1993)
Бычков, В. В. Духовно-эстетические основы русской иконы. (1995)
Бычков, В. В. Эстетика отцов церкви. (1995)
Бычков, В. В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. В 2-х томах. (1999; 2-е изд. 2007)
Бычков, В. В. Эстетика. (2002; 2-е испр. изд. - 2004; 3-е изд. - 2007)
Бычков, В. В. Эстетика. Краткий курс. (2003)
Бычков, В. В. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. (2003)
Бычков, В. В. Русская теургическая эстетика. (2005)
Бычков, В. В. Художественный апокалипсис культуры. Строматы XX века. В 2 книгах. (2008)

Книги