Зелинский Фаддей Францевич

Зелинский Фаддей Францевич

Фаддей Францевич Зелинский (1859-1944) — российский и польский антиковед, филолог-классик, переводчик, культуролог, общественный деятель. Профессор Санкт-Петербургского и Варшавского университетов. Академик Польской Академии наук, почетный академик Российской Академии наук, член-корреспондент Российской, Баварской, Британской Академий наук, Геттингенского научного общества, почётный доктор многих европейских университетов, в частности, Афин, Гронигена, Оксфорда и Сорбонны.

Краткая биография:

Родился 14 сентября 1859 года в селе Скрипчинцы, Шендеровской волости, Каневского уезда, Киевской губернии. По происхождению поляк. Из дворянского рода, судьба которого прослеживается по документам с XVII в.Отец ученого Франц (Франтишек) Зелинский окончил юридический факультет Киевского университета и служил домашним учителем в имении Стефана Грудзинского в Скрипчинцах под Уманью; он женился на одной из дочерей хозяина — Людвике (Луизе).
В четыре года Фаддей (Тадеуш) лишился матери из-за её наследственной чахотки, и двух детей забрал к себе отец, перешедший на службу в Санкт-Петербург (1863 г. — год Польского восстания). В 14 лет Фаддей лишился и отца, его стал опекать дядя Алексей.
В десять лет был отдан в немецкую гимназию при евангелической церкви Св. Анны (Анненшуле), где зарекомендовал себя лучшим учеником и в последнем классе стал помощником преподавателя.
По её окончании в 1876 году, за успехи в учёбе получил трёхгодичную стипендию для обучения в русской филологический семинарии при Лейпцигском университете, в которой был круглым отличником, благодаря чему продолжил образование в этом же университете, где получил в 1880 году степень доктора философии за диссертацию «Последние годы Второй Пунической войны». Затем занимался исследованиями в библиотеках Мюнхена и Вены и пробыл в Италии и Греции около двух лет. В 1882 году вернулся в Петербург.
В 1883-м защитил магистерскую диссертацию в Санкт-Петербургском университете и с того же года — приват-доцент на его историко-филологическом факультете. По работе «Членение древнеаттической комедии» (1885) в 1887 году защитил диссертацию на степень доктора классической филологии в Дерптском университете.
С 1887 года преподавал древние языки в Петербургском историко-филологическом институте (по 1904 год). Осенью того же года стал также экстраординарным, а в 1890-м ординарным профессором по кафедре классической филологии Санкт-Петербургского университета, которым состоял вплоть до своего отъезда из России в 1922 году. Расцвет педагогической деятельности в столичном университете, по воспоминаниям самого Ф. Ф. Зелинского, пришелся на 1895—1917 гг. 1905 год принес автономию университетам. В 1906—1908 годы Зелинский был деканом факультета.
В начале 1900-х также начал преподавать на Высших женских (Бестужевских) курсах (ВЖК), а с 1906-го — на Историко-литературных и юридических Высших женских курсах Н. П. Раева. Почетный член Московского университета (1909).
Огромное внимание Зелинский уделял популяризации знаний об античности. Помимо многочисленных публикаций вел студенческий кружок, куда вкладывал всю свою душу. Профессор получал в работе с молодежью не только радость научного поиска, но и радость общения. Со своими студентами профессор совершал научные поездки в Грецию, туристические на Южный Урал и т. д., что ещё больше увеличивало авторитет ученого у молодежи, но наживало ему взрослых врагов.
Академическая жизнь Зелинского не была безоблачной. На факультете имели место интриги. Некоторых врагов Зелинский нажил отрицательными рецензиями. Но очень многие завидовали популярности профессора, распространяли порочащие слухи, а порой просто клеветали. Из-за этого в 1912/1913 г. студенческий кружок фактически распался после самоубийства студентки Субботиной. Косвенно эта история отразилась в сказке «Каменная нива» (Иресиона: Аттические сказки).
Зелинский считал своими учениками С. Городецкого и А. Блока. А. А. Блок причислял его к «истинно интеллигентным и художественным людям». Друзьями Зелинского были Вяч. Иванов и И. Анненский. Он лично знал Ф. Сологуба, К. Бальмонта, В. Брюсова, И. Бунина, М. Кузмина, А. Ремизова, а также М. Горького и А. Луначарского. Зелинский интересовался новаторским искусством Айседоры Дункан, произнёс вступительное слово на её вечере в Консерватории 22 января 1913 года, где она в сопровождении оркестра Русского музыкального общества и хора Театра музыкальной драмы исполняла «Ифигению в Авлиде» Глюка. Также принял участие в судьбе российских последователей Дункан — студии «Гептахор», в связи с чем о нём ходили сплетни.
Некоторое время Зелинский состоял постоянным сотрудником в журнале «Филологическое обозрение», который издавался в Москве, а также печатался в воронежском журнале «Филологические записки». В 1921-22 годы сотрудничал с Петроградским экскурсионным институтом.
Революцию 1917 года Зелинский назвал «великой катастрофой». Но он был счастлив тем, что нашел «третий путь» — не «жалкое существование развалины» в России, и не эмиграция. Он обрел новую родину в только что образованной Польской Республике.
В 1918 году был впервые приглашён профессором и заведующим кафедрой классической филологии в Варшавский университет. Это была командировка с условием возвращения, иначе, по его словам, «дочь стала бы заложницей».
В 1920—1922 годы ученый снова работал в России.
В апреле 1922-го ученый выехал в Польшу для постоянной работы.
Зелинский работал в штате университета до 1935 года, и до начала мировой войны в 1939-м — почётным профессором. В это время он ездит по всей Европе, активно выступает с докладами, получает мировое признание. Являлся членом Германского Археологического института в Риме, Института этрусских исследований во Флоренции, Научного общества во Львове (1920), Варшавского научного общества, Вроцлавского филологического общества и редактором его научного журнала «Эос».
В 1930 году в Польше рассматривался вопрос о выдвижении Зелинского на Нобелевскую премию по литературе.
В ноябре 1939-го, после гибели Варшавского университета и своей квартиры, Ф. Ф. Зелинский вместе с дочерью Вероникой переехал к сыну Феликсу в Баварию, где бывал с 1922 года каждое лето. Там же он и умер 8 мая 1944 года.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора

Zieliński T. De lege Antimachea scaenica. (1884)
Zieliński T. Die Behandlung gleichzeitiger Ereignisse im antiken Epos. (1901)
Zieliński T. Die Märchenkomedie in Athen. (1885)
Zieliński T. Die Gliederung der Altattischen Komedie. (1885)
Zieliński T. Cicero im Wandel der Jahrhunderte. (1897)
Zieliński T. Hermes und die Hermetik. (1905).
Zieliński T. Quaestiones comicae. (1887)
Zieliński T. Rom und seine Gottheit. (1903) 
Зелинский Ф.Ф. "Царь Эдип", "Аякс" Софокл и XXI книга Ливия с русскими примечаниями, статьи по критике текста трагедий Софокла и схолий на них. (1892)
Зелинский Ф.Ф. Вильгельм Вундт и психология языка. (1902)
Зелинский Ф.Ф. Закон хронологической несовместимости и композиция Илиады. (1897)
Зелинский Ф.Ф. История идей и история античной культуры. (1905)
Зелинский Ф.Ф. О дорийском и ионическом стилях в древнеаттической комедии. (1885)
Зелинский Ф.Ф. О синтагмах в древнегреческой комедии. (1883)
Зелинский Ф.Ф. Раннее христианство и римская философия. (1903)
Зелинский Ф.Ф. Рим и его религия. (1903)
Зелинский Ф.Ф. Соперник христианства Гермес, трижды великий. (1904)
Зелинский Ф.Ф. Старые и новые пути в гомеровском вопросе. (1900)
Зелинский Ф.Ф. Уголовный процесс 20 веков назад. (1901)
Зелинский Ф.Ф. Цицерон в истории европейской культуры. (1896)
Зелинский Ф.Ф. Цицерон и его роль в мировой культуре. (1903)

Книги