Детство и юность (1884–1908)
Евгений Иванович Замятин родился 20 января (1 февраля) 1884 года в уездном городе Лебедянь Тамбовской губернии в семье православного священника Ивана Дмитриевича Замятина и пианистки Марии Александровны (урождённой Платоновой). Детство будущего писателя прошло в атмосфере провинциального быта, где строгие церковные традиции сочетались с любовью к музыке и литературе. Окончив в 1896 году Лебедянскую прогимназию, он продолжил образование в Воронежской гимназии, которую окончил в 1902 году с золотой медалью. В том же году поступил на кораблестроительный факультет Петербургского политехнического института, совмещая техническое образование с активным интересом к литературе и политике.
Революционная деятельность и первые литературные опыты (1908–1916)
В студенческие годы Замятин увлёкся революционными идеями, примкнув к фракции большевиков. В 1905 году за участие в революционных событиях был арестован и провёл несколько месяцев в одиночном заключении. После освобождения жил на нелегальном положении в Петербурге, продолжая учёбу. В 1908 году окончил институт, оставшись преподавать на кафедре корабельной архитектуры. Его первые рассказы ("Один", 1908; "Девушка", 1911) носят реалистический характер, но уже в повести "Уездное" (1913) проявляется оригинальный стиль, сочетающий гротеск с глубоким психологизмом. В 1916 году как опытный инженер был командирован в Англию для наблюдения за строительством ледоколов для русского флота, где написал сатирическую повесть "Островитяне" (1917), высмеивающую английский мещанский быт.
Революция и гражданская война (1917–1921)
Вернувшись в Россию в сентябре 1917 года, Замятин скептически воспринял Октябрьскую революцию, хотя и участвовал в культурной жизни новой власти — работал в издательстве "Всемирная литература", преподавал в Педагогическом институте, редактировал журналы. В этот период он создаёт свои наиболее значительные доэмигрантские произведения: повесть "Север" (1918), рассказ "Пещера" (1920), пьесу "Блоха" (1925). В 1919 году вместе с Блоком, Гумилёвым и Чуковским входит в редколлегию издательства "Всемирная литература". Годы гражданской войны провёл в голодном Петрограде, что нашло отражение в мрачной символике рассказа "Пещера", где революционный Петроград сравнивается с доисторическим миром.
Конфликт с властью и эмиграция (1922–1937)
В 1922 году публикация повести "Мы" за границей (без согласия автора) положила начало травле Замятина в советской печати. Хотя сам он считал "Мы" своим самым честным и важным произведением, книга была запрещена в СССР как "клевета на социалистическое будущее". В 1929 году Замятин был вынужден выйти из Союза писателей, его перестали печатать. В 1931 году, после письма Сталину с просьбой разрешить выезд ("Я не могу больше существовать в атмосфере систематической травли"), получил разрешение на эмиграцию. В 1932 году переехал в Париж, где продолжал работать как сценарист (в соавторстве с Ж. Ренуаром) и публицист. Умер Евгений Иванович 10 марта 1937 года в Париже от сердечного приступа. Похоронен на кладбище в Тие.
Творческое наследие Е.И. Замятина.
Антиутопия "Мы": пророчество о тоталитаризме
Роман "Мы" (1920-1921, впервые опубликован в 1924 за границей) стал не только вершиной творчества Замятина, но и родоначальником
жанра антиутопии в мировой литературе, предвосхитившим такие произведения, как "1984" Оруэлла и "О дивный новый мир" Хаксли, где изображено общество тотального контроля над личностью, в котором люди лишены имен (только номера), частной жизни и права на индивидуальность, причем математическая "логичность" этого общества лишь подчеркивает его духовную убогость, а бунт главного героя Д-503 против "благодетельного ига" разума становится символом вечного конфликта между свободой и насильственным порядком, актуального для любой эпохи.
Стилистика "неореализма": синтез традиции и авангарда
Замятин разработал оригинальный литературный стиль, который он сам называл "неореализмом" — сочетание реалистической достоверности с экспрессионистической образностью, где деталь становится символом, а обыденное предстает в гротескном свете, что особенно ярко проявилось в повестях "Уездное" (1913) и "Алатырь" (1914), где русская провинциальная жизнь показана как замкнутый мир диких нравов и косных традиций, причём эта стилистика, с её резкими метафорами и "орнаментальной" прозой, оказала значительное влияние на творчество пильняка, зощенко и других писателей 1920-х годов.
Концепция "еретичества" в литературе
В своих литературно-критических статьях ("Я боюсь", 1921; "О литературе, революции, энтропии и о прочем", 1923) Замятин развивал идею о том, что подлинная литература всегда еретична, поскольку противостоит застывшим догмам любой идеологии, будь то религиозной или политической, причём эту "еретическую" функцию искусства он видел в способности показывать мир в его противоречивой сложности, а не в упрощённых схемах, что сделало его одним из самых проницательных критиков как социалистического реализма, так и массовой культуры.
Английская тема: между сатирой и восхищением
Английский цикл Замятина ("Островитяне", 1917; "Ловец человеков", 1918) представляет собой парадоксальное сочетание язвительной сатиры на мещанский уклад английской жизни с глубинным восхищением перед английской культурой, особенно перед её традициями свободы и уважения к личности, причём в этих произведениях, основанных на личных впечатлениях от пребывания в Англии, Замятин предстаёт как тонкий наблюдатель национального характера, умеющий увидеть за внешней чопорностью и консерватизмом вековые традиции независимости духа.
Современное значение: Замятин сегодня
Творчество Замятина, долгое время находившееся на периферии литературного процесса (в СССР его практически не издавали до конца 1980-х), сегодня переживает второе рождение, поскольку его предостережения об опасности тотального контроля над личностью, растворения индивидуальности в массовой культуре и подмены подлинной духовности идеологическими суррогатами оказались пророческими, а его стилистические эксперименты предвосхитили многие находки постмодернистской литературы, что делает его не только классиком русской литературы, но и живым собеседником для современного читателя, сталкивающегося с новыми формами ограничения свободы в цифровую эпоху.
Книги автора
Замятин Е.И. Ангел Дормидон
Замятин Е.И. Арапы. (1922)
Замятин Е.И. Африка. (1916)
Замятин Е.И. Бог
Замятин Е.И. Буриме. (1924)
Замятин Е.И. Видение. (1924)
Замятин Е.И. Встреча. (1835)
Замятин Е.И. Девушка. (1911)
Замятин Е.И. Десятиминутная драма. (1925)
Замятин Е.И. Дракон. (1918)
Замятин Е.И. Дрянь-мальчишка
Замятин Е.И. Дьячок
Замятин Е.И. Икс. (1926)
Замятин Е.И. Картинки
Замятин Е.И. Краткая история литературы от основания и до сего дня. (1924)
Замятин Е.И. Кряжи. (1915)
Замятин Е.И. Лев. (1935)
Замятин Е.И. Мамай. (1920)
Замятин Е.И. Мученики науки. (1929)
Замятин Е.И. Мученица науки. (1916)
Замятин Е.И. О блаженном старце Памве Нересте… (1920)
Замятин Е.И. О святом грехе Зеницы-девы. (1916)
Замятин Е.И. О чуде, происшедшем в Пепельную Среду… (1924)
Замятин Е.И. Общество Почетных Звонарей. (1925)
Замятин Е.И. Один. (1908)
Замятин Е.И. Пётр Петрович
Замятин Е.И. Письменно. (1916)
Замятин Е.И. Правда истинная. (1914)
Замятин Е.И. Русь. (1923)
Замятин Е.И. Слово предоставляется товарищу Чурыгину. (1927)
Замятин Е.И. Студенческий сынок. (1914)
Замятин Е.И. Три дня. (1913)
Замятин Е.И. Херувимы
Замятин Е.И. Часы. (1934)
Замятин Е.И. Чрево. (1913)
Замятин Е.И. Электричество
Замятин Е.И. Эпитафии 1929 года. (1929)
Замятин Е.И. Я боюсь. (1921)