Ранние годы (1789–1812)
Михаил Николаевич Загоскин родился 14 (25) июля 1789 года в селе Рамзай Пензенской губернии в старинной, но обедневшей дворянской семье. Получив домашнее образование, в 1802 году был отправлен в Петербург на службу в канцелярию государственного казначея Голубцова. Эти годы сформировали его литературные вкусы - юноша зачитывался французскими романами и русскими сатириками XVIII века. В 1812 году, охваченный патриотическим порывом, записался в Петербургское ополчение, участвовал в сражениях под Полоцком и на Березине, где был тяжело ранен в ногу.
Послевоенный период и начало литературной деятельности (1815–1831)
После войны служил помощником библиотекаря в Императорской публичной библиотеке под началом Ивана Крылова, что позволило углубить литературные познания. Первые литературные опыты - комедии "Проказник" (1815) и "Комедия против комедии" (1818) - имели скромный успех. Переломным стал 1827 год, когда Загоскин, переехав в Москву, опубликовал комедию "Благородный театр", тепло встреченную публикой. В 1828 году назначен на должность чиновника особых поручений при московском генерал-губернаторе.
Пик творчества (1831–1842)
1831 год принес Загоскину оглушительную славу - публикация романа "Юрий Милославский, или Русские в 1612 году" сделала его самым читаемым автором эпохи. Успех был столь велик, что Николай I пожаловал автору перстень с бриллиантом. В 1833 году назначен директором московских театров, а в 1842 - директором Оружейной палаты. В эти годы созданы лучшие произведения: романы "Рославлев, или Русские в 1812 году" (1831), "Аскольдова могила" (1833), повести "Кузьма Рощин" (1836), "Искуситель" (1838).
Последние годы (1842–1852)
С 1842 года здоровье писателя начало ухудшаться. Последний крупный роман "Тоска по родине" (1842) не повторил успеха предыдущих. Живя в Москве, Загоскин продолжал литературную работу, публикуя рассказы и очерки, но был вынужден отказаться от государственной службы. Скончался 23 июня (5 июля) 1852 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. На похоронах присутствовали видные литераторы и государственные деятели.
Литературное наследие.
Историческая проза: создание национального романа
Михаил Загоскин по праву считается основоположником русского исторического романа, сумевшим соединить традиции
вальтерскоттовского романа с национальной спецификой, где тщательное воссоздание исторического колорита (костюмы, интерьеры, бытовые детали) сочетается с динамичным сюжетом и романтической трактовкой характеров, что особенно ярко проявилось в "Юрии Милославском", где события Смутного времени показаны через призму судеб вымышленных персонажей, органично вплетенных в канву подлинных исторических событий, при этом патриотический пафос произведения, созвучный официальной идеологии "православия, самодержавия, народности", не мешает автору создавать живые, психологически достоверные образы.
Комедиограф: между классицизмом и реализмом
Театральное наследие Загоскина, включающее более десятка пьес, демонстрирует эволюцию от классицистических условностей ранних комедий ("Проказник") к элементам реализма в поздних произведениях ("Недовольные"), где сатирическое изображение провинциального дворянства и чиновничества предвосхищает гоголевскую традицию, причем особую ценность представляют его бытовые зарисовки и диалоги, передающие колорит эпохи с документальной точностью, что делает эти пьесы не только литературными памятниками, но и ценными историческими источниками.
Повести и рассказы: исследование национального характера
Малая проза Загоскина ("Вечер на Хопре", "Три жениха"), остающаяся в тени его романов, заслуживает особого внимания как попытка создания галереи русских типов - от помещиков до крестьян, от чиновников до купцов, где мягкий юмор сочетается с тонкой наблюдательностью, а занимательность сюжета не мешает серьезным размышлениям о природе русского характера, при этом особую ценность представляют описания провинциального быта, выполненные с этнографической точностью, что делает эти произведения предшественниками "физиологических очерков" натуральной школы.
Стиль и язык: переходная эпоха в литературе
Художественная манера Загоскина представляет собой уникальный сплав архаичных элементов сентиментализма и нарождающихся принципов реализма, где высокий слог исторических описаний соседствует с живой разговорной речью персонажей, а романтическая идеализация героев не исключает их бытовой достоверности, причем именно эта переходность его стиля, вызывавшая критику современников (включая Пушкина), сегодня представляется особенно ценной как свидетельство литературного процесса 1820-1840-х годов, когда русская проза искала пути от риторики к естественности.
Влияние и оценка потомков
При жизни Загоскин пользовался беспрецедентной популярностью - его исторические романы переиздавались десятки раз и были переведены на основные европейские языки, однако уже во второй половине XIX века его творчество стало восприниматься как устаревшее, и лишь в последние десятилетия началось переосмысление его роли в истории литературы, когда исследователи оценили не только его вклад в становление исторического романа, но и новаторство в изображении национального быта, а также тонкое чувство исторического колорита, делающее его произведения ценным источником для изучения русской жизни первой трети XIX века.
Загоскин М.Н. Благородный театр. (1927)
Загоскин М.Н. Богатонов в деревне, или Сюрприз самому себе. (1921)
Загоскин М.Н. Кузьма Петрович Мирошев. (1941)
Загоскин М.Н. Тоска по родине. (1839)