Детство и юность (1856–1878)
Василий Васильевич Розанов родился 20 апреля (2 мая) 1856 года в городе Ветлуге Костромской губернии в семье мелкого чиновника. Его детство было омрачено ранней смертью отца (1861) и тяжелым материальным положением семьи. Получив первоначальное образование в Костромской гимназии, он затем перевелся в Нижегородскую, где проявил необыкновенные способности к гуманитарным наукам. В 1874 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где увлекся философией и литературой, находясь под влиянием идей Канта и Шопенгауэра.
Педагогическая деятельность и первые труды (1878–1893)
После окончания университета в 1878 году Розанов более десяти лет преподавал историю и географию в гимназиях Брянска, Ельца и Белого. В этот период он создает свою первую значительную работу "О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания" (1886), которая осталась практически незамеченной современниками. В 1889 году он знакомится с Аполлинарией Сусловой, бывшей возлюбленной Достоевского, и вступает с ней в несчастливый брак, который позже станет источником многих его философских размышлений о природе семьи и брака.
Петербургский период и литературная слава (1893–1917)
Переехав в 1893 году в Петербург, Розанов начинает сотрудничать с ведущими консервативными изданиями - "Русским вестником" и "Новым временем". Выход в свет его книги "Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского" (1894) приносит ему литературную известность. В 1899 году он становится чиновником особых поручений при Государственном контроле, что дает ему материальную стабильность для литературной работы. В этот период формируются его основные философские идеи, нашедшие выражение в таких работах, как "Уединенное" (1912), "Опавшие листья" (1913-1915), "Мимолетное" (1914-1918).
Революция и последние годы (1917–1919)
Октябрьскую революцию Розанов воспринял как катастрофу. В 1917 году он переезжает в Сергиев Посад, где живет в крайней нужде, продолжая писать до последних дней. В этот период создаются его пронзительные "Апокалипсис нашего времени" (1917-1918) и "Последние листья" (1916-1917), в которых он размышляет о крушении российской государственности и культуры. Умер Василий Васильевич 5 февраля 1919 года от истощения и болезни. Похоронен в Сергиевом Посаде у стен Черниговского скита.
Философское наследие В.В. Розанова.
Философия пола и семьи: религия жизни
Центральное место в философии Розанова занимает тема пола как мистической основы бытия, где брак и деторождение понимаются не просто как социальные институты, а как сакральные акты, продолжающие творение мира, причем эта концепция, развитая в работах "Семейный вопрос в России" (1903) и "Люди лунного света" (1911), радикально переосмысляет традиционные христианские представления о браке, утверждая, что именно в семейной жизни, а не в монашеском отречении, реализуется подлинная религиозность, что вызвало острую полемику с официальной церковью и сделало Розанова одним из самых противоречивых религиозных мыслителей своего времени.
Критика христианства и поиск "нового религиозного сознания"
В своих работах о раннем христианстве ("Темный лик", "Люди лунного света") Розанов развивает парадоксальную концепцию, согласно которой историческое христианство, с его акцентом на аскетизме и загробной жизни, оказалось враждебным земному бытию, солнечному началу жизни и радости плоти, при этом он не отвергает Христа, но противопоставляет "историческое христианство" подлинному духу Евангелия, которое, по его мнению, было искажено апостолом Павлом, что привело к разрыву между религией и жизнью, и этот протест против "монашеского" понимания христианства стал одной из центральных тем русского религиозно-философского ренессанса начала XX века.
Литературный стиль: философия как исповедь
Розанов создал уникальный литературный стиль, где философские размышления обретают форму интимного дневника, афоризма,
лирического отступления ("Уединенное", "Опавшие листья"), причем эта намеренная фрагментарность, отказ от систематического изложения и подчеркнутая субъективность стали не просто художественным приемом, а философским методом, позволяющим выразить текучесть и противоречивость самой жизни, которую невозможно заключить в жесткие схемы рационального анализа, что делает его предшественником современной экзистенциальной и постмодернистской философии.
Политические взгляды: консервативный анархизм
Политическая философия Розанова представляет собой парадоксальное сочетание консервативных и анархических элементов - с одной стороны, он прославлял устои традиционной русской жизни (монархия, православие, семья), с другой - отвергал любые формы государственного принуждения и социальной инженерии, утверждая примат личного над общественным, причем эта позиция, выраженная в его публицистике 1905-1917 годов, не вмещалась в рамки традиционного политического спектра и вызывала резкую критику как справа, так и слева, но именно в своей противоречивости отражала глубину его понимания трагической природы исторического процесса.
Современное значение: пророк кризиса культуры
Философские прозрения Розанова о кризисе европейской цивилизации, утрате религиозных оснований культуры и тотальном одиночестве современного человека ("Апокалипсис нашего времени") оказались пророческими, предвосхитив многие темы философии XX века - от экзистенциализма до постмодернизма, а его метод "философствования на грани молчания", где мысль рождается из непосредственного переживания, а не абстрактных конструкций, делает его творчество особенно актуальным в современную эпоху, когда традиционные философские системы утрачивают свою объяснительную силу.
Книги автора
Розанов В.В. Богослужебный устав Православной церкви. (2000)
Розанов В.В. В нашей смуте. (2004)
Розанов В.В. Во дворе язычников. (1999)
Розанов В.В. Возрождающийся Египет. (2002)
Розанов В.В. Загадки русской провокации. (2005)
Розанов В.В. Из жизни, исканий и наблюдений студенчества. (2006)
Розанов В.В. Из припоминаний и мыслей об А. С. Суворине. (1992)
Розанов В.В. Когда начальство ушло … : 1905-1906 г.г. (1910)
Розанов В.В. Литературные очерки. (1899)
Розанов В.В. Место христианства в истории. (1904)
Розанов В.В. Миниатюры. (2004)
Розанов В.В. Мысли о литературе. (1989)
Розанов В.В. Народная душа и сила национальности. (2012)
Розанов В.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. (1886)
Розанов В.В. О себе и жизни своей. (1990)
Розанов В.В. Около народной души : Статьи 1906-1908 гг. (2003)
Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. (1992)
Розанов В.В. Русская государственность и общество. (2003)
Розанов В.В. Русская мысль. (2006)
Розанов В.В. Семейный вопрос в России. (1903)
Розанов В.В. Среди художников. 1991
Розанов В.В. Старая и молодая Россия. (2004)
Розанов В.В. Сумерки просвещения : сборник статей по вопросам образования. (1899)
Розанов В.В. Террор против русского национализма. (2005)
Розанов В.В.
Черный огонь. (1971)