Голубинский Евгений Евсигнеевич

Евгений Евсигнеевич Голубинский — историк Русской Церкви и церковной архитектуры. Ординарный академик Императорской академии наук по по отделению русского языка и словесности. Автор ряда фундаментальных исследований по истории Русской Церкви. Считается сторонником позитивизма. Наряду с Серафимом Чичаговым сыграл важную роль в канонизации преподобного Серафима Саровского, когда, в частности, была использована книга Голубинского «История канонизации святых в русской церкви». Родился в селе Матвеево Кологривского уезда Костромской губернии (ныне Парфеньевский район Костромской области) в семье священника Евсигнея Феодоровича Пескова, который дал ему фамилию, при записи в духовное училище, в память о земляке протоиерее Ф.А. Голубинском. Существуют записки Голубинского о его детстве и молодости (опубликованы посмертно в 1923 году). В 1843—1848 годы обучался в Солигаличском уездном духовном училище. В 1854 году окончил Костромскую духовную семинарию и как лучший ученик был зачислен на казённый счёт в Московскую духовную академию, которую окончил в 1858 году. С 1861 года преподавал в ней на кафедре истории русской церкви: сначала как бакалавр преподавал церковную словесность и археологию, а также немецкий язык (1861—1870); с 1870 года — экстраординарный профессор; с 1881 года — ординарный профессор Московской духовной академии; с 1886 года — заслуженный профессор. В июле 1895 года вышел в отставку. Первой работой Голубинского было его курсовое сочинение «Об образе действования православных государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу церкви против еретиков и раскольников». В 1867 году он завершил исследование «Константин и Мефодий, апостолы славянские», за которое в 1869 году был удостоен полной Уваровской премии. В совершенстве овладев греческим языком, отправился в июне 1872 года в полуторагодичную поездку на греческий восток и Европу. В своём подходе к историческому материалу киевского (домонгольского) периода применил критический историко-сравнительный метод, ранее не использовавшийся применительно к данной теме, сопоставляя имеющиеся свидетельства с византийской церковно-канонической практикой. Прославился своим смелым обращением с легендарными фигурами истории и русской святости. Некоторые работы при жизни не были опубликованы по цензурным соображениям. Пользовался поддержкой А. В. Горского, митрополита Макария (Булгакова) и обер-прокурора Д. А. Толстого. За «Историю Русской церкви» (1880—1881) Голубинский был удостоен второй полной Уваровской премии, но второй том её вышел лишь через 19 лет из-за противодействия К.П. Победоносцева, который в аналитическом рассмотрении Голубинским летописной повести о крещении Св. Владимира усмотрел принижение «равноапостольного» статуса великого князя. В 1893 году за сочинение «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» получил премию митрополита Макария. В 1903 году он был избран ординарным академиком Академии наук. В 1906 году окончательно потерял зрение. В 1906—1907 годах был членом Предсоборного присутствия. Умер 20 января 1912 года, в Сергиевском посаде, Дмитровского уезда, Московской губернии.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора

Голубинский Е.Е. А.П. Кадлубовского «Очерки по истории древнерусской литературы житий святых». (1902)
Голубинский Е.Е. Археологический атлас ко второй половине 1-го тома. (1906)
Голубинский Е.Е. Вопрос о заимствовании домонгольскими русскими от греков так называемой схедографии, представлявшей собою у последних высший курс грамотности. (1904)
Голубинский Е.Е. История алтарной преграды или иконостаса в православных церквах. (1872)
Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. (1903)
Голубинский Е.Е. К вопросу о начале книгопечатания в Москве. (1895)
Голубинский Е.Е. К вопросу о церковной реформе. (1906)
Голубинский Е.Е. К нашей полемике с старообрядцами. (1892)
Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами. (Общие вопросы: Как явилась у Никона мысль об исправлении обрядов и книг и что такое было или в чем состояло его исправление книг?). (1892)
Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами. (Общие вопросы: Необходимо ли было Никоново исправление обрядов и книг). (1892)
Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами. (Общие вопросы: О перстоложении для крестного знамения и благословения). (1892)
Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами. (Общие вопросы: Что было причиною возникновения у нас раскола старообрядства?). (1892)
Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами. (Частные вопросы: О песни аллилуйя). (1892)
Голубинский Е.Е. К нашей полемике с старообрядцами: О происхождении раскола старообрядства: Ответ на статью свящ. С. Голубинский, Е.Е. Ледовского «О греко-восточном православии», помещенную в «Братском слове». (1895)
Голубинский Е.Е. Кирилл и Мефодий. Главнейшие источники для истории свв. Кирилла и Мефодия, сочинение А.Д. Воронова. (1878)
Голубинский Е.Е. Митрополит всея России св. Пётр. (1892)
Голубинский Е.Е. Митрополит всея России Феогност. (1893)
Голубинский Е.Е. О реформе в быте Русской Церкви. (1913)
Голубинский Е.Е. Ответ на статью «Московский академический историк о житии преп. Сергия», напечатанную в журнале «Странник». (1893)
Голубинский Е.Е. Отчёт о заграничном путешествии (с конца мая 1872 г., полтора года) в Грецию и Славянские православные земли, для ближайшего ознакомления с внутренним бытом современной и памятниками исторической церковной жизни. (1875)
Голубинский Е.Е. Отзыв о сочинении г. С. Голубева «Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники». Т. 1. (1885)
Голубинский Е.Е. Отзыв о труде профессора А.Д. Воронова «Кирилл и Мефодий. Главнейшие источники для истории святых Кирилла и Мефодия». (1878)
Голубинский Е.Е. Ответ о. протоиерею И.Г. Виноградову. (1893)
Голубинский Е.Е. Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя турками до настоящего столетия: I. Школы. П. Писатели. (1872)
Голубинский Е.Е. По поводу перестроя В. И.Ламанским истории деятельности Константина Философа, первоучителя славянского. (1907)
Голубинский Е.Е. Памяти заслуженного профессора Московской Духовной Академии Петра Симоновича Казанского. (1878)
Голубинский Е.Е. Порабощение Руси монголами и отношение ханов монгольских к Русской Церкви или к вере русских и к их духовенству. (1893)
Голубинский Е.Е. Разбор сочинения В. Жмакина «Митрополит Даниил и его сочинения». (1882)
Голубинский Е.Е. Святые Кирилл и Мефодий, первоучители славянские. (1885)
Голубинский Е.Е. Святые Константин и Мефодий — апостолы славянские. (1985)
Голубинский Е.Е. Христианство в России до Владимира Святого. (1876)