Зиммель Георг

Зиммель Георг - немецкий философ-идеалист и социолог. Приват-доцент (с 1885 года) и профессор университетов в Берлине (с 1901 года) и Страсбуре (с 1914 года). Родился в состоятельной семье; родители Зиммеля были еврейского происхождения, отец принял католичество, мать — лютеранство, сам Зиммель был крещён в лютеранство в детстве. Окончив Берлинский университет, более 20 лет преподавал там. Из-за антисемитских настроений начальства карьера складывалась не очень удачно. Долгое время служил на низкой должности приват-доцента, хотя и пользовался популярностью среди слушателей и поддержкой таких учёных, как Макс Вебер и Генрих Риккерт. Внештатный профессор с 1901 года, штатный сотрудник провинциального Страсбургского университета (1914), где оказался в изоляции от берлинской научной среды, а с начала Первой мировой войны в том же году этот университет прекратил деятельность. Ранний период, отмеченный влиянием Г. Спенсера и Ч. Дарвина (биологически-утилитаристское обоснование этики и теории познания: мораль и истина как род инстинктивной целесообразности), сменяется в 1900-х годах воздействием идей И. Канта, в особенности - его априоризма. В дальнейшем Зиммель становится одним из наиболее значительных представителей "философия жизни", разрабатывая преимущественно проблемы философии культуры. "Жизнь" понимается Зиммелем как процесс творческого становления, неисчерпаемый рациональными средствами и постигаемый только во внутреннем переживании, интуитивно. Это переживание жизни объективируется в многообразных формах культуры. Свойственное Зиммелю внимание к индивидуальным формам реализации жизни, неповторимым историческим образам культуры отразилось в его монографиях о И. В. Гёте, Рембрандте, И. Канте, А. Шопенгауэре, Ф. Ницше и др. и обусловило несистематичность его многочисленных эссе по философии и истории культуры. Характерный для "философии жизни" пафос жизни как иррациональной судьбы пронизывает и философию Зиммелю, выразившись, в частности, в последние годы его жизни в учении о "трагедии творчества". Последняя обусловлена, по Зиммелю, извечным противоречием между творческой пульсацией жизни и застывшими объективированными формами культуры. В работах по социологии 1890-1900-х годов Зиммель выступает основоположником так называемой формальной социологии. Предметом социологии Зиммель считает формы социального взаимодействия людей, сохраняющиеся при всех изменениях конкретного исторического содержания. При этом социальное односторонне понимается как совокупность межиндивидуальных отношений. В русле такого подхода Зиммель анализировал социальную дифференциацию, социальные формы (договор, конфликт, конкуренция, авторитет, подчинение, ранг и т.д.), отношения, возникающие в малых группах. В "Философии денег" (1900, 6 изд., 1958) Зиммель дал социально-психологический анализ роли денег в развитии безличных отношений между людьми как предпосылки развития личности и индивидуальной свободы. Работы Зиммеля оказали большое влияние на последующее развитие буржуазной социологии в Германии (Л. фон Визе, В. Зомбарт, Р. Штаммлер) и США (Г. Беккер и Л. Козер); в России влияние Зиммеля сказалось на взглядах П. Б. Струве (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 431). Незадолго до конца войны Зиммель умер в Страсбурге от рака печени.

Дополнительная информация об авторе:
Материал из Википедии
Книги автора
Зиммель Г. Избранное. (1996)
Зиммель Г. Кант и современная эстетика. (1904)
Зиммель Г. Метафизика лености : Сатира на трагедию философии. (1906)
Зиммель Г. Проблемы философии истории. (1898)
Зиммель Г. Проблемы философии истории. (2010)
Зиммель Г. Религия. (1909)

Зиммель Г. Социологический этюд. (1903)