Летописец русской интеллигенции
Биография
Викентий Викентьевич Вересаев (настоящая фамилия — Смидович) родился 4 (16) января 1867 года в Туле в семье врача. Его отец, Викентий Игнатьевич, был известным в городе медиком и общественным деятелем, основателем первого в Туле детского приюта; мать, Елизавета Павловна, открыла в своем доме один из первых в России детских садов. Эта атмосфера служения людям и высокой нравственности с ранних лет сформировала личность будущего писателя.
После блестящего окончания Тульской классической гимназии (1884) он по семейной традиции поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, который окончил в 1888 году. Однако тяга к практической деятельности привела его на медицинский факультет Дерптского университета, который он окончил в 1894 году, получив диплом врача. Уже в студенческие годы проявился его литературный талант — первая повесть «Без дороги» была опубликована в 1895 году и сразу привлекла внимание критики изображением духовных исканий народнической интеллигенции.
Медицинская практика стала для Вересаева не только профессией, но и источником глубоких нравственных исканий. Работая врачом в Туле (1894-1901), а затем в Петербурге, он столкнулся с ужасающими условиями жизни рабочих и крестьян, что обострило его социальную сознательность. Во время русско-японской войны (1904-1905) он служил военным врачом в Маньчжурии, а в годы Первой мировой войны заведовал военно-санитарным отрядом Московского железнодорожного узла.
Революцию 1917 года Вересаев принял неоднозначно: с одной стороны, он видел в ней закономерный результат социальных противоречий, с другой — с тревогой наблюдал за насилием и разрушением культурных ценностей. В 1918-1921 годах он жил в Крыму, пережил голод и лишения Гражданской войны, что отразилось в его дневниках и письмах. В советское время, хотя он и не примкнул к официальной литературе, его авторитет оставался непререкаемым — он был председателем Художественно-литературной секции Всероссийского союза писателей (1921-1922), редактировал журнал «Красная новь».
Особое место в его творчестве заняли пушкинские и гоголевские штудии — его книги «Пушкин в жизни» (1926-1927) и «Гоголь в жизни» (1933) стали новаторским опытом документальной биографии, где образ писателя воссоздавался через свидетельства современников. Умер Викентий Викентьевич 3 июня 1945 года в Москве, оставив обширное литературное наследие, в котором отразилась сложная, полная драматизма эпоха.
Наследие
Когда же мы обращаемся к литературному наследию Викентия Викентьевича Вересаева, то перед нами предстаёт уникальная в своей
цельности и последовательности летопись духовных исканий русской интеллигенции на переломе эпох, где каждая книга — будь то ставшие знаменитыми «Записки врача» (1901), вызвавшие острую полемику в обществе своей беспощадной правдой о положении медицины и нравственных дилеммах медицинской профессии, или глубоко автобиографическая повесть «В тупике» (1923), с пронзительной достоверностью запечатлевшая трагедию интеллигенции в огне Гражданской войны, или масштабная эпопея «Сестры» (1933), охватывающая судьбы русской интеллигенции с 1880-х по 1930-е годы — представляет собой не просто художественное произведение, а своеобразный человеческий документ, в котором личный опыт врача, свидетеля и участника исторических событий сплавлен с тонким психологическим анализом и неизменной нравственной требовательностью к себе и своим современникам.
Его уникальный метод документальной биографии, с блеском применённый в книгах о Пушкине и Гоголе, где писатель предстаёт не иконописным образом, а живым человеком со своими слабостями, сомнениями и страстями, через мозаику современным ему свидетельств, писем, дневниковых записей и официальных документов, открыл новое направление в литературоведении, позволившее увидеть классиков вне мифологизирующего пафоса, в подлинном историческом и человеческом измерении, что не только не умалило их величия, но, напротив, сделало его более понятным и близким потомкам, ибо гений показан в своей ежедневной борьбе с бытом, цензурой, непониманием и собственными слабостями.
Таким образом, творчество Вересаева, этого «честного труженика литературы», как его называли современники, продолжает сохранять свою актуальность именно благодаря своей этической бескомпромиссности и глубокой человечности, ибо главной темой всех его произведений — от первых повестей о народовольцах до поздних размышлений о судьбах русской культуры — оставался поиск нравственного идеала и смысла жизни в мире социальных бурь и исторических катастроф, поиск, который вёл человек, никогда не отделявший себя от судьбы своей страны и своего народа и оставивший нам в наследство не просто книги, а своеобразную карту духовных координат, помогающую не заблудиться в сложных лаби
Книги автора
Вересаев В.В. В священном лесу. (1918)
Вересаев В.В. В студенческие годы. (1929)
Вересаев В.В. В юные годы. (1827)
Вересаев В.В. Враги. (1905)
Вересаев В.В. Живая жизнь. О Достоевском и Льве Толстом. (1910)
Вересаев В.В. Загадка. (1887–1895)
Вересаев В.В. Звезда. (1903)
Вересаев В.В. К спеху. (1897)
Вересаев В.В. Княгиня
Вересаев В.В. Литературные воспоминания
Вересаев В.В. Мать. (1902)
Вересаев В.В. Невыдуманные рассказы о прошлом
Вересаев В.В. Порыв. (1889)
Вересаев В.В. Сёстры. (1933)
Вересаев В.В. Собачья улыбка. (1826)
Вересаев В.В. Состязание. (1919)
Вересаев В.В. Спутники Пушкина. (1937)
Вересаев В.В. Товарищи. (1892)