Знаменский Пётр Васильевич

Знаменский Петр Васильевич - известный церковный историк, член-корреспондент Санкт-Петербургской АН, член Совета Казанского отдела Русского Собрания (КОРС). Родился в Нижнем Новгороде в семье диакона. Окончил Нижегородское Духовное Училище в 1850 году, Нижегородскую Духовную Семинарию в 1856 году и Казанскую Духовную Академию в 1860 году магистром богословия. Получил назначение на кафедру философии и логики в Самарскую Духовную Семинарию, откуда в 1861 году был переведен в Казанскую Духовную Академию сначала на кафедру математики, а через год — на кафедру русской истории. После разделения последней на кафедру церковной истории и кафедру гражданской истории, он продолжил преподавание на кафедре церковной истории (до 1895 в качестве штатного, а до 1896 сверхштатного профессора). Кроме того, начиная с 1865 года, в разное время преподавал на историко-филологическом факультете Казанского университета, в окружном училище духовного ведомства и Родионовском институте благородных девиц, работал в библиотеке Казанской Духовной Академии, где заведовал богатейшим собранием книг Соловецкого монастыря (перевезенных сюда в 1855 году во время Крымской войны ввиду опасности вторжения английского флота на север Российской империи), являлся редактором и цензором академического журнала «Православный собеседник». В своих работах он сумел соединить объективный документально-научный подход с живостью суждений и доступностью изложения. Всероссийскую известность Знаменскому принес его главный научный труд «Руководство к русской церковной истории» (1870, 1876, 1880, 1886, 1888), удостоенный премии митрополита Макария. Впоследствии эта книга стала собственностью Училищного комитета при Святейшем Синоде и после сделанных Знаменским — с учетом синодальной учебной программы — поправок была издана как «Учебное руководство по истории Русской Церкви» (1896, 1904). В первой половине 1870-х за труд «Приходское духовенство со времен реформы Петра» удостоен степени доктора церковной истории. В 1892 году избран почетным членом Казанского университета, а Московский университет, по представлению историка В.О.Ключевского, возвел его honoris causa в ученую степень доктора русской истории. 5 декабря избран членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии Наук по отделению русского языка и словесности. Он являлся почетным доктором 4 Духовных академий, членом целого ряда научных обществ. С 1875 по 1880 год, состоял в переписке с писателем Н.С. Лесковым, отмечавшим достоинства исторических сочинений Знаменского. Знаменский всегда оставался глубоко верующим, православным человеком. Искренняя вера в торжество православия и духовно-нравственное возрождение русского народа стала одной из основных причин, приведших его под знамена казанского трезвеннического и право-монархического движения. Професор Знаменский был избран почетным членом Казанского Общества Трезвости. 11 января 1906 года он стал членом КОРС, а 22 января был избран тов. председателя этой право-монархической организации (предположительно, исполнял обязанности до 27 сентября 1906 года), неоднократно (в том числе, в 1906 и 1908) избирался в Совет КОРС. Кроме того, Знаменский являлся одним из вдохновителей и наиболее активных членов казанской миссионерской общественной организации «Братство святителя Гурия», главенствующую роль в котором в начале XX в. играл один из деятелей местного черносотенного движения еп. Андрей (кн. Ухтомский). В период выборов в I Государственную Думу Знаменский был включен в список выборщиков от соединенного Совета Царско-Народного Русского Общества, КОРС и Общества церковных старост и приходских попечителей города Казани. Во время проведения в Казани избирательной кампании во II Гос. Думу он под первым номером по «3-й части» вошел в «Список выборщиков в Государственную Думу от Русских Людей». В последующие годы упоминаний о политической деятельности находившегося уже в преклонном возрасте Знаменского практически не прослеживается. Вместе с тем известно, что он и далее продолжал активно заниматься наукой и историко-писательской деятельностью. Так, в 1910 году, в Казани вышло его этнографическое исследование «Казанские татары», полное нелицеприятных наблюдений как по части национального характера и быта самих татар, так и по отношению к деятельности среди них православных миссионеров. В ней Знаменский, в частности, отмечал, что: «О каком-нибудь обрусении татар теперь пока не может быть и речи. Христианская миссия в среде магометанства совершенно парализована». Умер Знаменский в собственном доме в Казани, который перед кончиной (вместе с богатой библиотекой) завещал Казанской Духовной Академии. Погребен на кладбище находившегося на территории Казанского Кремля Спасо-Преображенского монастыря, уничтоженного в советское время.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора

Знаменский П.В. Богословская полемика 1860-х годов об отношении православия к современной жизни. (1902)
Знаменский П.В. Законодательство Петра Великого относительно духовенства. (1863)
Знаменский П.В. Законодательство Петра Великого относительно чистоты веры и церковного благочиния. (1864)
Знаменский П.В. Заметки касательно устройства древней новгородской иерархии. (1863)
Знаменский П.В. Исторические труды князя Щербатова и Болтина в отношении к русской церковной истории. (1862)
Знаменский П.В. История Российская Татищева в отношении к русской церковной истории. (1862)
Знаменский П.В. На память о Николае Ивановиче Ильминском. (1892)
Знаменский П.В. Народные верования, относящиеся к пчеловодству. (1883)
Знаменский П.В. Несколько материалов для истории алтайской миссии и участие в её делах Н.И. Ильминского. (1901)
Знаменский П.В. Основные начала духовно-училищной реформы в царствование Александра I. (1878)
Знаменский П.В. Печальное двадцатипятилетие. (1896)
Знаменский П.В. Приходское духовенство на Руси XVI и XVII в. (1865)
Знаменский П.В. Произведения соловецкой письменности, относящиеся к личности св. Филиппа московского. (1883)
Знаменский П.В. Сергей Шелонин, малоизвестный писатель XVII в. (1882)
Знаменский П.В. Сильвестр, митрополит казанский. (1878)
Знаменский П.В. Участие Н.И. Ильминского в деле народного образования в Туркестанском крае. (1900)
Знаменский П.В. Церковные вотчины при Петре Великом. (1864)
Знаменский П.В. Чтения из истории русской церкви за время царствования Екатерины II. (1875)
Знаменский П.В. Шестоднев Афанасия Холмогорского. (1883)