Лопатин Лев Михайлович

Лопатин Лев Михайлович

Лев Михайлович Лопатин (1855-1920) - русский философ-идеалист и психолог, профессор Московского университета, многолетний председатель Московского психологического общества и редактор журнала «Вопросы философии и психологии». Ближайший, с раннего детства, друг и оппонент В. С. Соловьёва. Лопатин был создателем первой в России системы теоретической философии; своё учение, изложенное в труде «Положительные задачи философии» и множестве статей, называл «конкретным спиритуализмом».

Краткая биография:

Лев Михайлович Лопатин родился 1 июня 1855 года в Москве. Окончил историко-философский факультет Московского университета (1879 г.), преподавал философию и русскую литературу в гимназиях и на Московских высших курсах Герье. С 1881 г. работает на кафедре философии Московского университета, где вышел его первый печатный труд «Опытное знание и философия» (1881 г.). В 1883 г. Лопатин сдал магистерский экзамен, в 1885 г. он – приват-доцент, в 1886 г. защитил магистерскую диссертацию (на основе первого тома «Положительных задач философии»), а в 1891 г. – докторскую (на основе второго тома), в 1892 г. – экстраординарный профессор, в качестве которого читал курсы по истории новой философии и основным проблемам познания. В 1897 г. – ординарный профессор.
В 1899 году, после смерти Н. Я. Грота, Лопатин был избран новым председателем Психологического Общества и с этого момента возглавлял Общество вплоть до собственной смерти в 1920 году. Одновременно он продолжал редактировать журнал «Вопросы философии и психологии», сначала вместе с В. П. Преображенским, а после смерти последнего — вместе с князем С. Н. Трубецким. Князь С. Н. Трубецкой был одним из ближайших друзей Лопатина; в 1902 году он организовал при Московском университете студенческое Историко-философское общество, к работе в котором был приглашён и Лопатин, возглавивший в нём философскую секцию. После смерти Трубецкого руководство журналом «Вопросы философии и психологии» целиком перешло в руки Лопатина, который оставался его единоличным редактором вплоть до закрытия издания в 1918 году
В 1911 году Психологическое Общество торжественно отпраздновало 30-летний юбилей научной деятельности Лопатина. На состоявшемся 11 декабря торжественном заседании присутствовали представители почти всех учёных, просветительных и литературных обществ Москвы. В выступлениях Лопатин назывался «одним из самых значительных представителей философской мысли в России», «выдающимся национальным мыслителем» и «рыцарем философии». Указывалось, что он был одним из творцов русской идеалистической философии, заложил прочный фундамент философской психологии и способствовал развитию русского философского языка. О трудах Лопатина говорилось как о «живом и блестящем обнаружении самостоятельной русской мысли», а о его юбилее — как о «празднике русской философии». К юбилею был издан посвящённый Лопатину «Философский сборник»; был переиздан первый том его «Положительных задач философии» и опубликован сборник статей «Философские характеристики и речи».
Жизнь Лопатина была типичной жизнью философа: небогатая внешними событиями, она была наполнена преимущественно внутренней умственной работой. Философ никогда не женился и всю жизнь провёл холостяком. Жил он всегда в одном и том же доме — в родительском особняке в Гагаринском переулке, из которого никогда не переезжал и в котором умер.
12 января 1917 года, в Татьянин день, Лопатин выступил на торжественном заседании Московского университета с актовой речью «Неотложные задачи современной мысли». В своей речи он указал на кризис европейской культуры, дал краткое изложение своей философской системы и особо остановился на вопросах о происхождении зла и бессмертии души. По существу, Лопатин подводил итоги своей философской деятельности и указывал новые пути развития философии. Речь Лопатина, изданная в виде отдельной брошюры, произвела большое впечатление и вызвала множество откликов.
В 1917 году привычный образ жизни философа был разрушен сперва Февральской, а затем Октябрьской революцией. Общественно-политические потрясения, пережитые страной, сказались и на научном мире. В 1918 году перестал издаваться журнал «Вопросы философии и психологии». Психологическое Общество переживало кризис и работало с перебоями. Многие члены Общества, преследуемые большевиками, оказались в Белом движении или в эмиграции; в Москве царили голод и разруха. Слабый здоровьем, Лев Михайлович с трудом справлялся с тяжёлыми условиям жизни. В 1918 году он выступил с «Тезисами о создании Всемирного Союза Возрождения Христианства». В последние месяцы жизни философ был бодр и с оптимизмом смотрел в будущее; своим знакомым он говорил, что человек не умрёт, пока не совершит на земле своей миссии. Однако, в марте 1920 года, философ заболел гриппом и скоропостижно скончался от воспаления лёгких.
Лев Михайлович умер 21 марта 1920 года. Философ был похоронен на территории Новодевичьего монастыря рядом с могилой брата и недалеко от могилы В. С. Соловьёва.

Дополнительная информация об авторе:
Энциклопедия «Москва»
Книги автора
Лопатин Л.М. История древней философии. (1896)
Лопатин Л.М. История новой философии. (1899)
Лопатин Л.М. Психология. (1900)
Лопатин Л.М. Курс психологии. (1903)
Лопатин Л.М. Князь С.Н. Трубецкой и его общее философское миросозерцание. (1906)
Лопатин Л.М. Физик-идеалист. (1908)
Лопатин Л.М. Положительные задачи философии. (1911)

Лопатин Л.М. Статьи по этике. (2004)
Читать далее

Книги