Лопатин Лев Михайлович биография и книги

Лопатин Лев Михайлович

Лев Михайлович Лопатин (1855-1920) - русский философ-идеалист и психолог, профессор Московского университета, многолетний председатель Московского психологического общества и редактор журнала «Вопросы философии и психологии». Ближайший, с раннего детства, друг и оппонент В. С. Соловьёва. Лопатин был создателем первой в России системы теоретической философии; своё учение, изложенное в труде «Положительные задачи философии» и множестве статей, называл «конкретным спиритуализмом».

Краткая биография:

Лев Михайлович Лопатин родился 1 июня 1855 года в Москве. Окончил историко-философский факультет Московского университета (1879 г.), преподавал философию и русскую литературу в гимназиях и на Московских высших курсах Герье. С 1881 г. работает на кафедре философии Московского университета, где вышел его первый печатный труд «Опытное знание и философия» (1881 г.). В 1883 г. Лопатин сдал магистерский экзамен, в 1885 г. он – приват-доцент, в 1886 г. защитил магистерскую диссертацию (на основе первого тома «Положительных задач философии»), а в 1891 г. – докторскую (на основе второго тома), в 1892 г. – экстраординарный профессор, в качестве которого читал курсы по истории новой философии и основным проблемам познания. В 1897 г. – ординарный профессор.
В 1899 году, после смерти Н. Я. Грота, Лопатин был избран новым председателем Психологического Общества и с этого момента возглавлял Общество вплоть до собственной смерти в 1920 году. Одновременно он продолжал редактировать журнал «Вопросы философии и психологии», сначала вместе с В. П. Преображенским, а после смерти последнего — вместе с князем С. Н. Трубецким. Князь С. Н. Трубецкой был одним из ближайших друзей Лопатина; в 1902 году он организовал при Московском университете студенческое Историко-философское общество, к работе в котором был приглашён и Лопатин, возглавивший в нём философскую секцию. После смерти Трубецкого руководство журналом «Вопросы философии и психологии» целиком перешло в руки Лопатина, который оставался его единоличным редактором вплоть до закрытия издания в 1918 году
В 1911 году Психологическое Общество торжественно отпраздновало 30-летний юбилей научной деятельности Лопатина. На состоявшемся 11 декабря торжественном заседании присутствовали представители почти всех учёных, просветительных и литературных обществ Москвы. В выступлениях Лопатин назывался «одним из самых значительных представителей философской мысли в России», «выдающимся национальным мыслителем» и «рыцарем философии». Указывалось, что он был одним из творцов русской идеалистической философии, заложил прочный фундамент философской психологии и способствовал развитию русского философского языка. О трудах Лопатина говорилось как о «живом и блестящем обнаружении самостоятельной русской мысли», а о его юбилее — как о «празднике русской философии». К юбилею был издан посвящённый Лопатину «Философский сборник»; был переиздан первый том его «Положительных задач философии» и опубликован сборник статей «Философские характеристики и речи».
Жизнь Лопатина была типичной жизнью философа: небогатая внешними событиями, она была наполнена преимущественно внутренней умственной работой. Философ никогда не женился и всю жизнь провёл холостяком. Жил он всегда в одном и том же доме — в родительском особняке в Гагаринском переулке, из которого никогда не переезжал и в котором умер.
12 января 1917 года, в Татьянин день, Лопатин выступил на торжественном заседании Московского университета с актовой речью «Неотложные задачи современной мысли». В своей речи он указал на кризис европейской культуры, дал краткое изложение своей философской системы и особо остановился на вопросах о происхождении зла и бессмертии души. По существу, Лопатин подводил итоги своей философской деятельности и указывал новые пути развития философии. Речь Лопатина, изданная в виде отдельной брошюры, произвела большое впечатление и вызвала множество откликов.
В 1917 году привычный образ жизни философа был разрушен сперва Февральской, а затем Октябрьской революцией. Общественно-политические потрясения, пережитые страной, сказались и на научном мире. В 1918 году перестал издаваться журнал «Вопросы философии и психологии». Психологическое Общество переживало кризис и работало с перебоями. Многие члены Общества, преследуемые большевиками, оказались в Белом движении или в эмиграции; в Москве царили голод и разруха. Слабый здоровьем, Лев Михайлович с трудом справлялся с тяжёлыми условиям жизни. В 1918 году он выступил с «Тезисами о создании Всемирного Союза Возрождения Христианства». В последние месяцы жизни философ был бодр и с оптимизмом смотрел в будущее; своим знакомым он говорил, что человек не умрёт, пока не совершит на земле своей миссии. Однако, в марте 1920 года, философ заболел гриппом и скоропостижно скончался от воспаления лёгких.
Лев Михайлович умер 21 марта 1920 года. Философ был похоронен на территории Новодевичьего монастыря рядом с могилой брата и недалеко от могилы В. С. Соловьёва.

Книги автора
Лопатин Л.М. История древней философии. (1896)
Лопатин Л.М. История новой философии. (1899)
Лопатин Л.М. Психология. (1900)
Лопатин Л.М. Курс психологии. (1903)
Лопатин Л.М. Князь С.Н. Трубецкой и его общее философское миросозерцание. (1906)
Лопатин Л.М. Физик-идеалист. (1908)
Лопатин Л.М. Положительные задачи философии. (1911)

Лопатин Л.М. Статьи по этике. (2004)

Книги Лопатина Льва Михайловича