Афанасий Великий

(᾽Aϑανάσιος ὁ Mέγας) АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, свт. (ок. 295–373), отец Церкви, защитник православия в эпоху арианского кризиса.

Святитель Афанасий Великий. Икона. Русский Север. 16 в.Род. в семье егип. христиан. С юных лет тяготел к монашеству. В 319 рукоположен в диакона. Свою борьбу против Ария начал еще на I Вселенском соборе (325). С 328 предстоятель Александрийской церкви. Из-за происков арианской партии неск. раз был изгоняем, скрывался в пустыне (в целом 15 лет провел вне кафедры). Пользовался горячей любовью народа. В защите православия от подрывавшего основы Церкви арианства проявил несгибаемую волю и мужество. А.В. не получил, в отличие от многих св. отцов, основательного образования, но его проникнутые верой вдохновенные писания вошли в золотой фонд патристич. наследия. А.В. стал одним из основоположников христ. агиографии, написав житие прп. Антония Великого.Память свт. А.В. Правосл. Церковь празднует 18 января и 2 мая.К экзегетическим творениям А.В. относятся:1) "Послание к Маркеллину об истолковании псалмов". В этой книге свт. А.В. определяет Псалтирь как часть Свящ. Писания, в к-рой объединены все осн. темы Библии. "Каждая книга выполняет собственное свое назначение... Книга же Псалмов, подобно саду со сладкопением, передает излагаемое в них и, воспевая о том, показывает опять и свои особенности" (II). В Псалтири, по словам свт. А.В., с одной стороны, отражена внутренняя жизнь души: молитва, скорбь и радость, а с другой – предрекается земная жизнь Христа. А.В. первым разделил псалмы по тематич. категориям (XIV), что стало впоследствии важнейшим методом исследования Псалтири.2) "Толкование на псалмы". В нем, в частн., объясняется, почему нек-рые считают, что все псалмы принадлежат Давиду. Причину этого А. В. видит в самом царе-псалмопевце. "Он избрал певцов; и потому как учредитель сподобился той чести, что все изреченное и другими певцами приписано Давиду" (Предуведомление к Толкованию на псалмы). Всего святителем истолковано 148 псалмов. Его комментарий – прообразовательный и нравственно- догматический.3) "Беседы на Ев. от Матфея" сохранились лишь в фрагментах, как и "Толкование на Ев. от Луки". Это лишь часть более обширного собрания экзегетич. трудов святителя, к-рое до нас не дошло. Впрочем, нек-рыми исследователями подвергается сомнению подлинность толкований на Ев. от Матфея и Луки (см. архим. Киприан (Керн), Золотой век святоотеч. письменности, Париж, 1967).

Литература:
- Migne. PG, t. 25–28; в рус. пер.: Творения, ч.1–4, М., 1851–54; Обозрение четырех Евангелий и Деяний св. апостолов,составленные по руководству св. Афанасия Александрийского, ХЧ, 1842, № 1.
- Иером. Владимир (Благоразумов), Св. Афанасий Александрийский: его жизнь, учено-лит. и полемико-догматич. деятельность, Кишинев, 1895; прот. Горский А. В., Жизнь св. А. В., архиеп. Александрийского, Серг.Пос., 1902; ПБЭ, т. 2, с. 163–176; Попов И.В., Религиозный идеал св. Афанасия Александрийского, Серг.Пос., 1904; Скурат К.Е., Сотериология св. А. В., Автореф. дисс., БТ, 1971, сб.7; его же, Учение свт. А. В. о Боговоплощении как основе спасения, БТ, 1973, сб. 11; Quasten. Patr., v. 3, p. 20–79; см. также ст. Святоотеч. экзегеза.

Мень А. Библиологический словарь