Гайдар Аркадий Петрович биография и книги

Аркадий Петрович Гайдар

Биография

Детство и юность (1904–1918)

Аркадий Петрович Голиков (литературный псевдоним Гайдар появился позже) родился 9 (22) января 1904 года в городе Льгове Курской губернии в семье учителей. Детство провел в Арзамасе, куда семья переехала в 1912 году. Учился в реальном училище, где проявил литературные способности — в 14 лет опубликовал первое стихотворение в местной газете. Революционные события 1917 года резко изменили его жизнь — отец ушел на фронт, а юный Аркадий, воспитанный на романтических идеалах, в 1918 году в возрасте 14 лет добровольно вступил в Красную Армию.

Гражданская война (1918–1924)

Служил адъютантом, затем командиром роты, участвовал в боях на разных фронтах. В 1919 году, в 15 лет, окончил Киевские командные курсы и был назначен командиром роты. В 1921 году воевал против повстанцев в Тамбовской губернии, где получил тяжелую контузию. В 1922 году участвовал в подавлении антисоветского восстания в Хакасии. В 1924 году по состоянию здоровья (посттравматический синдром) был демобилизован в звании командира полка.

Литературное становление (1924–1932)Аркадий Гайдар

После армии начал профессиональную литературную деятельность. Первая повесть "В дни поражений и побед" (1925) успеха не имела. Работал журналистом в провинциальных газетах. В 1927 году переехал в Москву. Настоящее признание пришло с публикацией повести "Р.В.С." (1926) и особенно "Школа" (1930), где художественно переосмыслил свой военный опыт.

Творческий расцвет (1932–1941)

В 1930-е годы создал свои самые известные произведения: "Дальние страны" (1932), "Военная тайна" (1935), "Голубая чашка" (1936), "Судьба барабанщика" (1939) и, конечно, "Тимур и его команда" (1940), породившее массовое тимуровское движение. Много ездил по стране, встречался с читателями. В 1939 году награжден орденом "Знак Почета".

Великая Отечественная война и гибель (1941)

С первых дней войны отправился на фронт как военный корреспондент "Комсомольской правды". Осенью 1941 года оказался в окружении под Киевом, присоединился к партизанскому отряду. 26 октября 1941 года погиб в бою у села Лепляво на Украине. Похоронен в Каневе, где позже установлен памятник писателю.

 

Литературное наследие.

Тема детства и взросления в революционную эпоху

Аркадий Гайдар создал уникальный художественный мир, где история страны преломляется через восприятие ребенка или подростка, оказавшегося в эпицентре грандиозных социальных потрясений, что особенно ярко проявилось в повести "Школа", где путь главного героя Бориса Горикова от наивного мальчишки до закаленного бойца Красной Армии показан без ложного пафоса, с удивительной психологической достоверностью, передающей и романтику революционной борьбы, и ее трагические издержки, при этом Гайдару удалось найти особый интонационный баланс между доверительной интимностью повествования и эпическим размахом изображаемых событий.

Новаторство в детской литературе

Гайдар радикально обновил советскую детскую литературу, отказавшись от назидательности и сюсюканья в пользу серьезного разговора с юным читателем на равных, где сложные нравственные проблемы (предательство в "Судьбе барабанщика", взросление в "Голубой чашке") обсуждаются без упрощений, но с той особой гайдаровской интонацией, которая сочетает строгость и теплоту, юмор и драматизм, причем его проза, при всей своей кажущейся простоте, построена на тонкой психологической наблюдательности и точном знании детской психологии, что делает его книги интересными для читателей любого возраста.

Феномен тимуровского движения

Повесть "Тимур и его команда" (1940) породила уникальное социальное явление — тимуровское движение, охватившее всю страну, где гайдаровский идеал товарищества, взаимопомощи и социальной активности подростков оказался созвучен запросам времени, при этом важно отметить, что созданный Гайдаром образ Тимура лишен плакатности — это живой, импульсивный мальчишка, чья деятельность продиктована не внешними лозунгами, а внутренней потребностью делать добро, что и обеспечило феноменальную популярность как самой повести, так и порожденного ею движения.

Военная проза: между романтикой и трагедией

Опыт Гражданской войны, ставший личной и творческой травмой Гайдара, получил многогранное отражение в его творчестве — от романтизированных образов "Р.В.С." до глубоко личных переживаний в "Школе", где война показана и как героическое действо, и как кровавая бойня, калечащая души участников, причем эта двойственность восприятия делает военную прозу Гайдара значительно более сложной и драматичной, чем может показаться на первый взгляд, а его поздние произведения ("Бумбараш", "Комендант снежной крепости") демонстрируют эволюцию от революционного романтизма к более трезвому, психологически насыщенному изображению военного опыта.

Стиль и язык: простота как художественный метод

Гайдаровский стиль, кажущийся на первый взгляд простым и даже нарочито упрощенным, на самом деле представляет собой сложную художественную систему, где лаконичность фразы сочетается с богатством подтекста, диалоги передают не только информацию, но и психологическое состояние героев, а пейзажные зарисовки выполняют важную эмоциональную функцию, при этом особую роль играет ритм повествования — стремительный, почти кинематографический в батальных сценах и плавный, лиричный в эпизодах, посвященных мирной жизни, что в совокупности создает неповторимую гайдаровскую интонацию, сразу узнаваемую и никогда не повторяемую его многочисленными подражателями.

Историко-культурное значение

Творчество Гайдара, при всей его идеологической ангажированности, давно переросло рамки советской пропаганды и стало частью мировой детской литературы, где его лучшие произведения стоят в одном ряду с книгами Марка Твена, Антуана де Сент-Экзюпери и Астрид Линдгрен, причем секрет этой долговечности заключается в том, что за конкретно-историческими реалиями его повестей читатели всех поколений видят универсальные темы дружбы, чести, взросления и нравственного выбора, которые не теряют актуальности при смене политических режимов и общественных формаций, что подтверждается непрекращающимися переизданиями его книг и интересом кинематографистов к его творчеству.

Книги автора

Гайдар А. Избранные сочинения в двух томах. (1963)
Гайдар А. Собрание сочинений в трёх томах. (1986)
Гайдар А. Сочинения в двух томах. (1949)


Книги Аркадия Гайдара

Военная тайна
Военная тайна
Гайдар А. П.
Купить от 240 ₽
Тимур и его команда
Купить от 145 ₽
На графских развалинах
Купить от 107 ₽
Комендант снежной крепости
Купить от 96 ₽
Судьба барабанщика
Купить от 245 ₽
Голубая чашка. Чук и Гек
Купить от 42 ₽
Повести, рассказы, фронтовые очерки
Купить от 369 ₽
Тимур и его команда
Купить от 320 ₽
Рассказы
Рассказы
Гайдар А. П.
Купить от 90 ₽
Школа
Школа
Гайдар А. П.
Купить от 164 ₽
Четвертый блиндаж
Четвертый блиндаж
Гайдар А. П.
Купить от 17 ₽
Тайна горы
Тайна горы
Гайдар А. П.
Купить от 38 ₽
Судьба барабанщика
Купить от 79 ₽
Р.В.С.
Р.В.С.
Гайдар А. П.
Купить от 32 ₽
Пусть светит
Пусть светит
Гайдар А. П.
Купить от 22 ₽
Клятва Тимура
Клятва Тимура
Гайдар А. П.
Купить от 28 ₽
Дым в лесу
Дым в лесу
Гайдар А. П.
Купить от 19 ₽
Дальние страны
Дальние страны
Гайдар А. П.
Купить от 64 ₽
Голубая чашка
Голубая чашка
Гайдар А. П.
Купить от 22 ₽
Военная тайна
Военная тайна
Гайдар А. П.
Купить от 87 ₽
В дни поражений и побед
Купить от 150 ₽
Бумбараш (Талисман)
Купить от 41 ₽
Ранние и неоконченные произведения
Купить от 391 ₽
Повести, рассказы, фронтовые очерки
Купить от 305 ₽
Повести и рассказы
Повести и рассказы
Гайдар А. П.
Купить от 386 ₽
Школа
Школа
Гайдар А. П.
Купить от 168 ₽

Аудиокниги