Ушинский Константин Дмитриевич (1823(1824)-1871) – русский ученый, писатель-педагог, общественный деятель, основоположник научной педагогической школы России, автор первых массовых учебников в России.
Об авторе:
Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля (3 марта) 1823 года в городе Тула. Однако, с годом рождения ученого есть спорный аспект: дело в том, что в Постановлении Совета Министров РСФСР от 25.06.1946 г. годом рождения Константина Ушинского назван 1824, поэтому в ряде изданий датой рождения выдающегося педагога продолжает оставаться 1824-й год. Однако, архивные документы тульской области подтверждают, что по метрикам ученый родился в 1823 году.
В 1824 году семья переезжает в небольшой уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, где и прошло детство великого педагога. В 1835 году Константин Дмитриевич поступил в гимназию. Имея прекрасную домашнюю подготовку, он был зачислен сразу в третий класс. В 1840 году он поступил на юридический факультет Московского университета, который блестяще заканчивает кандидатом юриспруденции в 1844 г. Его оставляют в университете для подготовки к профессорскому званию .Уже с детства становлению Ушинского как педагога-исследователя способствовал тот факт, что он учился под руководством маститых ученых той эпохи: И.Ф. Тимковского (директора гимназии в Новгород-Северском), Т. Грановского (профессора истории Московского университета), П.Г. Редкина (профессора философии государства и права Московского университета) и других.
В 1846 г. Ушинский был назначен и.о. профессора камеральных наук ярославского Демидовского лицея по кафедре энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов. Параллельно с работой в лицее, он с марта по май 1848 года трудился редактором неофициальной части «Ярославских губернских ведомостей». Имея достаточно либеральные позиции на преподавание и обучение в ту эпоху, Константин Ушинский вошел в конфликт с вышестоящим начальством, поэтому в 1849 году оставил лицей. Он переезжает в Петербург, служит помощником столоначальника по III отделению Департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. В свободное от службы время Ушинский проводит в Публичной библиотеке. В 1851 году Ушинский женится на Надежде Семеновне Дорошенко, которую знал еще с Новгород-Северского.
В 1854 году Департамент, в котором работал Константин Дмитриевич, был упразднен, и Ушинский начинает вести обзор иностранной прессы в журнале «Современник». Именно для «Современника» он написал свой первый художественный очерк «Поездка за Волхов». Этот очерк высоко оценил И.С. Тургенев. Тем не менее, вскоре Константин Ушинский перестает сотрудничать с «Современником» по причине революционных взглядов редактора журнала И.И. Панаева и идейного руководителя В.Г. Белинского. Ушинский теперь публикуется в традиционном журнале «Библиотека для чтения».
С 1854 г. в течение следующих пяти лет Константин Дмитриевич, по приглашению бывшего коллеги П.В. Голохвастова, работает учителем русской словесности и юридических предметов в Гатчинском сиротском приюте. Работа в приюте вдохновляет Ушинского на углубленное занятие педагогикой, он стал публиковаться в «Журнале для воспитания». Первой его статьей в журнале стала «О пользе педагогической литературы». Вдохновленные, новаторские статьи педагога заметила императрица Мария Александровна, и она посчитала, что именно этот человек способен провести реформы в Смольном институте благородных девиц, и модернизировать женское образование того времени. И в 1859-м году, в возрасте 35 лет, Ушинский становится инспектором классов Смольного института.
Действительно, Константин Ушинский в течение трех лет радикально менял устоит Смольного: менял методики, радел за «живое слово» и «живое мировоззрение», ввел обучение естественным наукам, открыл дополнительный старший класс. Разумеется, не обошлось и здесь без жалоб и противостояния с реакционными позициями педагогов старой школы. Ушинскому пришлось уйти. Прошение он пишет сам, чтобы не обострять ситуацию…
Параллельно с преподаванием в Смольном, он с 1860 года редактирует «Журнал Министерства народного просвещения», сделав из журнала педагогический рупор нововведений в народном образовании.
В 1862 г. ученый-педагог на пять лет был командирован за границу для лечения и изучения школьного дела в Европе. Императрица продолжает покровительствовать ученому. Поддерживает его и вдовствующая императрица Александра Федоровна. Еще с 1862 года Ушинский числится чиновником канцелярии императрицы, ведавшей благотворительными учреждениями, у него есть содержание, звание члена Учебного комитета.
В своей заграничной поездке, Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Свои заметки, наблюдения и письма этого заграничного периода он объединил в своей статье «Педагогическая поездка по Швейцарии». За границей, в 1864 году он издает свои знаменитые книги «Родное слово» и «Детский мир», ставшие первыми массовыми российскими учебниками для начальной школы. К «Родному слову» Константин Дмитриевич пишет и издает «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей», которое значительно повлияло на формирование и развитие русской народной школы, а, впоследствии, советской педагогики также. До 1917 г. данное «Руководство…» выдержало 147 изданий, издается активно и по сегодняшний день.
По возвращению в Россию, Ушинский занимается научно-педагогической работой. Он пишет «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Первый том «Часть физиологическая» начинает выходить в 1867 г., немногим позже выходит второй «Часть психологическая». Третий том остался незавершенным, однако, материалы, собранные им для третьего тома обширны, и были изданы в 1908 году А.Н. Острогорским. По сути, данный масштабный труд Константина Ушинского, даже не завершенный, является первым научно-методологическим исследованием отечественной педагогики. В нем впервые заложены основы научной разработки педагогической науки в России.
После «Человека как предмета воспитания…» Константин Дмитриевич продолжает писать. В основном, статьи. О воскресных школах, школах для детей разночинцев. В 1870 г. он приезжает в Крым для лечения. Параллельно с лечением, он продолжает заниматься педагогической деятельностью: посещает ряд учебных заведений, экзаменует, присутствует на уроках ( в том числе на тех, где велось преподавание по его методике), опрашивает детей, а также, принимает участие во II съезде учителей Таврической губернии, где обсуждался вопрос о книгах для классного чтения в народных школах, призывал учителей создавать такие учебники. Итогом обсуждения стала разработка «Русской азбуки», которая была издана в том же, 1870-м году в Симферополе.
1870 -й год оказался для Ушинского трагическим: на охоте погибает его старший сын Павел при перезарядке ружья в Санкт-Петербурге… Это событие окончательно подорвало здоровье Константина Дмитриевича Ушинского…Он принимает решение о переезде семьи в Киев. Там он приобрел дом по улице Тарасовской. Но в Киев он не доехал, умер в Одессе 22.12.1870 (03.01.1871 по григорианскому календарю). Похоронен в Киеве на кладбище Выдубицкого монастыря.
Концептуальные идеи Ушинского оказали огромное влияние на российских и советских педагогов. Значимая часть поднятых Констианом Дмитриевичем Ушинским проблем не утратила своей актуальности, а зачастую, и оказалась перечеркнута современной системой образования, особенно, гуманитарного, где принцип «от частного к общему» перечеркнут витиеватыми, не имеющими никакого отношения к жизни, обобщениями, которые дети не могут применить на практике. Знания по обществознанию, истории, литературе, оторваны от реальности.
Научно-педагогические идеи К.Д. Ушинского
- -обязательность всеобщего образования,
- -равенство мужчин и женщин в образовании,
- -педагогика должна опираться не на личный опыт учителя, а на стройную педагогическую науку и выстроенную на ее основе, систему,
- -необходимость наглядности обучения детей,
- -сознательность обучения, системность и последовательность, от конкретного – к отвлеченному, от знакомого-к незнакомому, от частного- к общему,
- -практикориентированность обучения,
- -обучение это игра и труд, нельзя все обучение превращать в игру,
- -гуманность воспитания личности ребенка,
- - образование и воспитание должны соотноситься с национальными и ментальными особенностями народа: язык, религия, традиции,
- - родное слово, русский язык должны стать основой в системе образования.
Признание и память
1. 1925 год – открытие «Библиотеки имени К.Д. Ушинского» (в настоящее время Научная педагогическая библиотека имени К.Д. Ушинского;
2. В 1946 году Ярославскому государственному педагогическому университету присвоено имя Константина Дмитриевича Ушинского. С 2006 года в университете функционирует музей Ушинского
3. 25 мая 1946 года была учреждена медаль Ушинского Постановлением Совета Министров РСФСР. Впоследствии Приказом Министерства образования и науки РФ № 84 от 06.10.2004 г. учреждена медаль К.Д. Ушинского. Медалью награждают за выдающиеся педагогические труды и заслуги в области воспитания и образования учителей, ученых и общественных деятелей. В связи с реформой Министерства образования и науки РФ, в 2018 году приказом Минобрнауки России № 71 от 11.12.2018 г. утверждена медаль К.Д. Ушинского как ведомственная медаль Министерства науки и высшего образования РФ.
4. Памятники К.Д. Ушинскому стоят в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Гатчине (Ленинградская область), на Украине.
Книги автора
- Лекции в Ярославском лицее. 1847
- О пользе педагогической литературы 1854
- О народности в общественном воспитании 1857
- Три элемента школы 1857
- О средствах распространения образования посредством грамотности 1858
- Школьные реформы в Северной Америке 1858
- Внутреннее устройство североамериканских школ 1858
- Письма о воспитании наследника русского престола 1859
- Человек как предмет воспитания. Том I. 1867; Том II. 1869
- Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» 1870
Фильмы о К.Д. Ушинском
Константин Ушинский. Отец русской школы. К 200-летию великого педагога. Фонд святой Екатерины. Телеканал «История». 2022
Константин Ушинский. Гении и злодеи. Телеканал «Россия-Культура». Телекомпания «Цивилизация». 20.10.2017.