Рерих Николай Константинович

Рерих Николай Константинович

Николай Константинович Рерих - художник, философ, писатель, ученый, путешественник. Родился 9 октября (27 сентября по старому стилю) 1874 года в Санкт-Петербурге в семье известного юриста, принадлежавшего обрусевшему датско-норвежскому роду, обосновавшемуся в России в начале 18 века. Николай в детстве много читал, увлекался историей. В 1891 году друг семьи скульптор Михаил Микешин обратил внимание на художественные способности и склонность к рисованию Рериха и стал первым учителем будущего художника. В 1893 году Рерих окончил частную гимназию Карла Мая, где с ним учились Александр Бенуа, Константин Сомов, Дмитрий Философов, и одновременно поступил в Академию художеств и на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, где параллельно посещал лекции на историческом факультете. В Академии художеств с 1895 года Рерих учился в мастерской Архипа Куинджи, оказавшего на него большое влияние. В это время он тесно общался с художником и музыкальным критиком Владимиром Стасовым, композиторами Николаем Римским-Корсаковым, Александром Глазуновым, Анатолием Лядовым, Антоном Аренским, художником Ильей Репиным и другими. Уже в студенческие годы Рерих стал членом Русского археологического общества, проводил раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях. В археологических экспедициях записывал народный фольклор. В 1897 году окончил Академию художеств, в 1898 году — университет, и стал заместителем главного редактора журнала Императорского Общества поощрения художеств "Искусство и художественная промышленность". В 1900 году Рерих учился в Париже в мастерских художников Пьера Пюви де Шаванна и Фернана Кормона. В 1901 году получил место секретаря Общества поощрения художеств, с 1906 года — директор Художественной школы Общества поощрения художеств. В 1909 году он стал членом Российской академии художеств, в 1910 году был избран председателем российского художественного объединения "Мир искусства". В 1900-1910 годах Рерих — один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, а так же многих других организаций. Как археолог Николай Рерих летом 1902 года, при раскопках курганов на озере Пирос, обнаружил сотни фигурных янтарных украшений, свидетельствующих о высокой художественной культуре периода неолита на территории Новгородской и Тверской губерний. Летом 1910 года обнаружил остатки кремля и городской застройки Древнего Новгорода, положившее начало последующим работам. Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декоративной живописи. В 1903-1904 годах он предпринял путешествие по более чем сорока древнерусским городам, во время которого создал серию этюдов, запечатлевших памятники архитектуры Руси. В 1906 году создал 12 эскизов для церкви в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом, эскизы мозаик для Почаевской лавры (1910), четыре эскиза для росписи часовни в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце (1914). Им была оформлена церковь Св. Духа в Талашкине под Смоленском (1911-1914), выполнены панно "Сеча при Керженце" и "Покорение Казани" для Казанского вокзала в Москве (1915-1916). Начиная с 1905 года, художник работал над оформлением оперных, балетных и драматических постановок: "Снегурочка", "Пер Гюнт", "Принцесса Мален", "Валькирия" и др. Во время знаменитых "Русских сезонов" Сергея Дягилева в Париже, в оформлении Николая Рериха проходили "Половецкие пляски" из "Князя Игоря" Александра Бородина, "Псковитянка" Николая Римского-Корсакова, балет "Весна священная" на музыку Игоря Стравинского, где Рерих был и соавтором либретто. Рерих выступал также как мастер книжно-журнальной графики, оформив, в частности, издание пьес Мориса Метерлинка (1909). С 1918 года Николай Рерих жил за границей: в начале 1920-х годов в основном в США; с 1923 года с перерывами, а с 1936 года постоянно — в Индии. В 1920-1922 годах в Нью-Йорке он создал Институт объединенных искусств и другие культурно-просветительские объединения. В 1923 году в Нью-Йорке был открыт Музей Рериха (Nicolas Roerich Museum), ставший первым музеем русского художника за рубежом. В 1923-1928 годах Николай Рерих предпринял беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934-1935 годах — по Маньчжурии и Китаю. В 1928 году в Индии был создан Гималайский Институт научных исследований "Урусвати". В 1931-1933 годах в рамках работы института Рерих провел ряд этнографических и ботанических экспедиций по граничащим с долиной Кулу областям Гималаев. Основной темой художественного творчества Рериха в 1920-1940-е годы был Восток. Художник создал серию "Учителя Востока", серию, посвященную образам женщин ("Матерь Мира"), природе, древним памятникам культуры и легендам Гималаев. На первый план в его искусстве вышли философские поиски. Всего Николай Рерих создал свыше 7000 картин, объединенных в тематические циклы и серии. Богато литературное наследие Рериха. Он автор сборника стихов "Цветы Мории" (1921), прозаических книг эссеистского и дневникового характера "Пути Благословения" (1924), "Твердыня Пламенная" (1932), "Нерушимое" (1936), "Алтай-Гималаи", "Сердце Азии" и "Шамбала" (1927-1930) и др. Духовное учение, провозглашенное Николаем Рерихом и его супругой Еленой, носит название Агни-Йога (или "Живая Этика"). В ее основе лежит идея закономерной эволюции Космоса, органической составной частью которого является эволюция человека и всего человечества в целом. Смыслом эволюции человечества является духовное просветление и духовное совершенствование. Важнейшим фактором проявления и творческого приращения человеческого духа на Земле является культура. Поэтому сохранение и пропаганда духовных ценностей культуры является важнейшей задачей земного сообщества. В 1929 году Николай Рерих обратился к мировому сообществу с инициативой по заключению международного правового пакта о защите культурных ценностей при вооруженных столкновениях. В 1935 году США и 20 стран Латинской Америки подписали "Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников", получивший название Пакта Рериха. На основе этого документа в 1954 году была принята Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Умер Николай Рерих в Кулу (Индия) 13 декабря 1947 года.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии

Книги

О Л. Н. Андрееве. Воспоминания...
Рерих Н. К.
57 ₽
Посмотреть
Химават. Сборник
Рерих Н. К.
342 ₽
Посмотреть
Письма Н. К. Рериха к А. Н. Бенуа...
Рерих Н. К.
42 ₽
Посмотреть
Письма к И. Э. Грабарю (1938 - 1947 гг.)
Рерих Н. К.
38 ₽
Посмотреть
Письма Н. К. Рериха
Рерих Н. К.
40 ₽
Посмотреть
Переписка Н. К. Рериха с В. В....
Рерих Н. К.
34 ₽
Посмотреть
Переписка Н. К. Рериха с Л. М....
Рерих Н. К.
34 ₽
Посмотреть
Из «листов дневника» и...
Рерих Н. К.
423 ₽
Посмотреть
Гималаи - обитель Света (1947 г.)
Рерих Н. К.
139 ₽
Посмотреть
Дневник Маньчжурской...
Рерих Н. К.
90 ₽
Посмотреть
Священный Дозор (1934 г.)
Рерих Н. К.
86 ₽
Посмотреть
Держава Света (1931 г.) Владычица...
Рерих Н. К.
207 ₽
Посмотреть
Цветы Мории. Поэтический...
Рерих Н. К.
53 ₽
Посмотреть
Собрание сочинений (1914 г.)
Рерих Н. К.
200 ₽
Посмотреть
Весна священная. Милосердие
Рерих Н. К.
36 ₽
Посмотреть
Статьи, притчи, стихотворения,...
Рерих Н. К.
89 ₽
Посмотреть
Иерархия
Рерих Н. К.
72 ₽
Посмотреть
Врата в будущее
Рерих Н. К.
126 ₽
Посмотреть
Сердце Азии
Рерих Н. К.
105 ₽
Посмотреть
Пути благословения
Рерих Н. К.
180 ₽
Посмотреть
Твердыня пламенная
Рерих Н. К.
171 ₽
Посмотреть
Нерушимое
Рерих Н. К.
151 ₽
Посмотреть
Письма в Америку (1923-1947 гг.)
Рерих Н. К.
318 ₽
Посмотреть
Письма в Америку (1923-1947 гг.)
Рерих Н. К.
138 ₽
Посмотреть
Пламя (Письмо)
Рерих Н. К.
6 ₽
Посмотреть
Алтай–Гималаи: Путевой дневник
Рерих Н. К.
95 ₽
Посмотреть
Адамант. Держава Света
Рерих Н. К.
91 ₽
Посмотреть

Аудиокниги