Соловьев Эрих Юрьевич

Соловьев Эрих Юрьевич
Эрих Юрьевич Соловьёв (1934 г.р.) — советский и российский философ. Доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии РАН.

Краткая биография:

Родился 20 апреля 1934 года в Нижнем Тагиле. В 1957 году окончил философский факультет МГУ. Дипломная работа — об эстетических идеях молодого К. Маркса.
С 1958 года работал в редакции журнала «Вопросы философии», в 1964—1968 годах— заместитель заведующего отделом современной зарубежной философии. Кандидатская диссертация— «Экзистенциализм и научное познание» (1967).
Член Союза журналистов СССР с 1965 года.
В 1968—1970 годах — научный сотрудник Института международного рабочего движения АН, заведовал сектором социальной психологии и массовых движений.
С 1970 года — в Институте философии АН (сектор истории западной философии).
Докторская диссертация — «Эпоха ранних буржуазных революций и практическая философия Канта» (1991).
Профессор Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого с 2002 года. Главный научный сотрудник Института философии РАН. Член редколлегии «Историко-философского ежегодника». Действительный член Российской Академии гуманитарных исследований с 1995 года.
В 1960-е годы начинал как аналитик европейского экзистенциализма, изучал взгляды К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра. Отверг легковесные советские интерпретации экзистенциальной философии как выражения социального надлома и кризиса. Истолковал экзистенциализм как вызванное кризисом прогрессизма, исторического оптимизма духовное событие, суть которого — стоическое неприятие зла и утверждение личной свободы и ответственного выбора. Анализируя творчество Э. Хемингуэя, раскрыл его экзистенциально-философские основания (концепция трагического оптимизма). Соавтор статьи «Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии», определившей принципиальный подход к различению модерна и постмодерна и ставшей «неофициальным катехизисом для тогдашнего молодого поколения философов и гуманитариев».
С 1970-х занимался изучением нравственных и правовых идей немецкой Реформации, интерпретировал её как социокультурный переворот, в процессе которого формируются как предпринимательская хозяйственная этика, так и правовая и договорная теория государства. Автор первой в СССР научной биографии Мартина Лютера.
Изучал этику и философско-правовое учение И. Канта; проблему прав человека и правового государства в контексте модернизаций. Рассматривал также методологию биографического, ситуационно-исторического анализа, изучения эпох духовного развития, развивал теорию личности. Осмыслил опыт неомарксистской теории мышления (Э. В. Ильенков) и неомарксистской теории сознания (М. К. Мамардашвили). Писал о русской религиозной философии, о философских аспектах русской литературной классики.
Осмыслил отношения философии и идеологии в условиях информационного противоборства (information warfare). По мнению Соловьева, философским ответом на актуальные идеологические угрозы должна стать практика скептической верификации ожиданий и надежд, последовательное различение программы и идеала (целевого ориентира) и проработка концепции открытой истории. Полагает, что современная Россия призвана предпринять те усилия, которые обеспечили становление гражданского общества, правовой системы и эффективной экономики на Западе.

Книги автора

Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм. Критический очерк // Вопросы философии. (1966)
Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм и научное познание. (1966)
Соловьев Э.Ю. Цвет трагедии (о творчестве Э. Хемингуэя) // Новый мир. (1968)
Соловьев Э.Ю. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии (В соавт.) // Философия и наука. (1972)
Соловьев Э.Ю. Церковь, государство и право в эпоху ранних буржуазных революций. (1983)
Соловьев Э.Ю. Непобеждённый еретик (Мартин Лютер и его время) Серия «Жизнь замечательных людей». (1984)
Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. (1991)
Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. (1993)
Соловьев Э.Ю. Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном (Коллективная монография)/ Под ред. П. Козловски и Э. Соловьева. (2000)
Соловьев Э.Ю. Институт философии уже давно был институтом гражданского общества (интервью записал А. Черняев) // Наш философский дом. К 80-летию Института философии РАН. (2009)
Соловьев Э.Ю. Историко-философская публицистика (приметы и требования) // Философия и культура. (2014)
Соловьев Э.Ю. История философии как музей и театр // История философии: вызовы XXI века. Материалы международной научной конференции / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. (2014)
Соловьев Э.Ю. История философии в регистре публицистики // История философии в формате статьи / Сост. и отв. ред. Ю. В. Синеокая. (2016)
Соловьев Э.Ю. Философия как критика идеологий. Часть I // Философский журнал. (2016)
Соловьев Э.Ю. Философия как критика идеологий. Часть II // Философский журнал. (2017)
Соловьев Э.Ю. Очаг просвещения на Чистых прудах // Вопросы философии. (2017)
Соловьев Э.Ю. «Благослови свой синий окоём». Космоперсонализм и историософская ирония Максимилиана Волошина // М. А. Волошин: pro et contra, антология. (2017)

Читать далее

Книги