Лойцянский Лев Герасимович

Лойцянский Лев Герасимович - профессор, основатель и руководитель в течение четырех десятилетий кафедры гидроаэродинамики в Ленинградском политехническом институте (ныне Санкт-Петербургский государственный политехнический университет), крупнейший специалист по теории пограничного слоя и турбулентности, автор фундаментальных монографий и учебников по гидрогазодинамике и теоретической механике, по праву входит в когорту выдающихся отечественных ученых-механиков ХХ века.
Л.Г. Лойцянский родился 26 декабря 1900 г. в Санкт-Петербурге в семье работника типографии. После окончания с золотой медалью гимназии в 1917 г. он поступил на математическое отделение Петроградского университета. С осени 1918 г. Лев Герасимович - студент Таврического университета в Симферополе. Выпускная работа Льва Герасимовича имела чисто математическую направленность, однако уже в ту пору он имел научные результаты в области механики - исследования плоских кинематических механизмов - конформных трансформаторов движения. Дальнейшая творческая и педагогическая деятельность Л.Г. Лойцянского почти неразрывно связана с физико-механическим факультетом Петроградского, затем Ленинградского политехнического института. В 1922 году выдающийся математик и механик А.А. Фридман пригласил вернувшегося в Петроград Льва Герасимовича на должность ассистента для преподавания теоретической механики. Плодотворное сотрудничество Л.Г. Лойцянского с А.А. Фридманом прервалось из-за безвременной кончины последнего в 1925 г.
В последующие годы Лев Герасимович, наряду с чтением лекций по теоретической механики, стал излагать курс гидромеханики, содержавший новые разделы теории пограничного слоя и турбулентности. "Так началось мое вхождение в область, составившую мой основной поиск в науке до конца жизни", - писал он в опубликованных в 1998 г своих воспоминаниях. Однако и теоретическая механика продолжала занимать заметное место в сфере интересов Льва Герасимовича. В 1924 г. был опубликован литографским способом в издательстве Морской академии курс кинематики твердого тела. В результате совместной работы с коллегой и близким другом Анатолием Исаковичем Лурье появился трехтомный, много раз переиздававшийся учебник Теоретическая механика (1-е издание в 1933 г.) и не менее популярный Курс теоретической механики (1-е издание в 1934 г.). Особенностью этих учебников, помимо их энциклопедичности, было новое по тому времени изложение материала в векторно-тензорной форме, что делало выводы компактными, а результаты – более физически осязаемыми. В 1930 г. Лев Герасимович был избран профессором кафедры теоретической механики Ленинградского индустриального (политехнического) института, а в 1935 г. по представлению С.А. Чаплыгина ему без защиты диссертации была присвоена ученая степень доктора физико-математических наук.
30-е годы считаются временем становления новой ветви динамики вязкой жидкости - теории пограничного слоя, и именно Л.Г. Лойцянский стал признанным лидером этого направления у нас в стране. В 1933 г. небольшим тиражом им были изданы Основы механики вязкой жидкости, а в 1941 г. увидела свет Аэродинамика пограничного слоя - первая в мировой научной литературе монография данного направления. Его же позднейшая монография Ламинарный пограничный слой (1962 г.) была широко востребована в связи с решением задач динамики вязкого газа при больших скоростях. Важнейшей вехой биографии Л.Г. Лойцянского было создание по его инициативе в 1935 году в Ленинградском политехническом институте кафедры гидроаэродинамики, с которой он был разлучён только на период войны. В это время и до 1946 года Лев Герасимович работал в ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, где несколькими годами раньше он организовал физико-аэродинамический сектор. Этот период его деятельности был отмечен присуждением ему (совместно с А.А. Дородницыным) в 1946 г. Государственной премии. Послевоенные годы стали временем многогранной работы Льва Герасимовича с ленинградской промышленностью и научными институтами. Всего им было опубликовано более 120 оригинальных научных работ в самых различных областях механики жидкости и газа: теории ламинарного и турбулентного пограничных слоев; статистической теории турбулентности (инвариант Лойцянского); полуэмпирической теории турбулентности; теории газовой смазки и т.д. Многие из них стали основополагающими в развитии целых направлений гидрогазодинамики. Широчайшую известность получила его Механика жидкости и газа - учебник, первое из многочисленных изданий которого относится к 1951 г. Книга эта переведена на английский язык (1965 г. - Великобритания, 1991 г. - США) и остается у нас в стране едва ли не самым главным учебным пособием и научным руководством такого профиля для студентов, аспирантов, инженеров. Замечательный педагог, он неизменно привлекал аудиторию своими глубокими и блестящими по форме лекциями. Им воспитано не одно поколений специалистов в области гидроаэродинамики.

http://heritage.benran.ru/toperson?777