Диодор Сицилийский

Диодор Сицилийский

Диодор Сицилийский (около 90 - 30 гг. до н. э.) - древнегреческий историк и мифограф родом из сицилийской Агирии.

Об авторе:

Диодор посвятил 30 лет созданию своих исторических сборников и предпринял для этого ряд путешествий. В 50-х годах до н. э. посетил птолемеевский Египет, где стал свидетелем расправы толпы над одним римским гражданином, случайно убившим священное в тех краях животное - кошку.
«Историческая библиотека» Диодора состояла из 40 книг, разделенных на 3 части.
Диодор собрал сведения от многих авторов, известны Гекатей Милетский, Геродот, Иероним Кардийский, Дионисий, Дурис, Клитарх, Ктесий, Мегасфен, Полибий, Посидоний, Тимей из Тавромения, Феопомп, Эфор и других - всего известно 87 имен древнегреческих авторов, на которых он ссылается в своем труде.
В своем сочинении не слишком увлекался анализом, скорее монотонно перечислял последовательность событий, вставляя целые фрагменты оригинальных авторов. Но «Историческая библиотека» не является сочинением компилятивного характера. В ходе изучения трудов Диодора было доказано, что в большинстве случаев полученный из оригинальных источников материал подвергался литературной обработке.
Диодор является единственным источником сведений о продолжительных исторических периодах и служит хорошим дополнением к периодам, освещённым другими авторами. Эпоха диадохов у него отражена наиболее полно, как и история Древней Греции после персидских войн до Пелопонесской войны. После Фукидида Диодор - единственный автор, благодаря которому мы знакомы с подробной историей Греции V в. до н. э. Диодор допускает ошибки в римской хронологии, что не удивительно для человека, для которого латинский не родной язык.
Сразу во введении Диодор обращает внимание на наличие универсальных историй и хвалит их авторов за труды, помогающие всему человечеству. Такая точка зрения на универсальность истории совпадает с постулатами стоиков; Диодор также указывает на то, что общечеловеческий опыт складывается из индивидуальных, но не простым суммированием: каждый личный опыт обладает внутренним тождеством с космической гармонией, божественным провидением. Это и обуславливает универсальность человеческой истории.
Кроме того, миф для Диодора - это сохранившееся в истории отражение человеческого опыта, выражающего значение индивидуальной доблести для потомков и истории в целом. Таким образом, мифы историк использует не только с системообразующей целью, но и как поучительные сентенции.
Диодор считал, что сама идея целостного описания всемирной истории была воплощена именно им, причём для него крайне важно было включить в процесс мировой истории и события, относимые к мифологическим. Не удивительно, что он был рьяным последователем Эвгемера: его концепция обожествления героев позволяло связать мифическую и недавнюю историю с соблюдением всех критериев историцизма того времени: Диодор был современником божественного Цезаря. Более того, эвгемеризм даёт идею, объединяющую весь культурно-исторический процесс, позволяет описать становление общества не простым перечислением фактов, а даёт причину развития.
Полный русский перевод сочинения Диодора Сицилийского был опубликован в 1774-1775 годах. С тех пор публиковались лишь отдельные главы и книги. Сделанный в конце XX века новый перевод пока не опубликован.

Дополнительная информация об авторе:
Материалы сайта Википедия
Книги автора

Русские переводы:
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Ч.1-6. / Перевод И. А. Алексеева. (1774-1775)
Отрывки из «Исторической библиотеки». // Античный способ производства в источниках. (1933)
Книга I, главы 1-8 Архивная копия от 7 марта 2009 на Wayback Machine. / Строгецкий В. М. Введение к «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского и его историко-философское содержание. // Вестник древней истории. (1986)
Книга I, главы 11-27 Архивная копия от 7 ноября 2008 на Wayback Machine. / Пер. О. А. Васильевой. // Древний Восток и античный мир. Труды кафедры истории древнего мира ист. фак. МГУ. Вып.3. (2000)
Выдержки из книги I, гл. 43, 45, 46, 50, 51, 55, 61, 63, 64, 66 Архивная копия от 7 ноября 2008 на Wayback Machine. // Архитектура Античного мира. (1940)
Книга I, глава 79; книга II, главы 5-7, 12-14. / Пер. В. В. Вертоградовой. // Хрестоматия по истории Древнего Востока. (1980, в 2 ч. Ч. 1)
Книга II, главы 1-2, 43-47 Архивная копия от 7 марта 2009 на Wayback Machine, книга III, главы 33-34, книга IX, глава 26 Архивная копия от 7 марта 2009 на Wayback Machine, книга XIV, главы 27-30, книга XX, главы 22-26 Архивная копия от 7 марта 2009 на Wayback Machine. / Перевод И. И. Прозорова с дополнениями В. В. Латышева. // Вестник древней истории. (1947)
Книга II, главы 16-19, 35-42 / Пер. В. В. Вертоградовой, Г. А. Тароняна. // Древний Восток в античной и раннехристианской традиции (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия). (2007)
Книга II, главы 29-31 / Пер. Марка Огинского. // О Халдеях и их наблюдениях за звездами.
Книга II, главы 1-28, 55-60. Перевод с древнегреческого В. В. Федотова. // Федотов В. В. Культурное пространство классической древности. (2013)
Книга XI, главы 37-84, главы из книги XII / Пер. В. М. Строгецкого. // Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции. (2000)
Книга XVII Архивная копия от 7 марта 2009 на Wayback Machine. / Пер. М. Е. Сергеенко. // Издавалось в составе кн. Арриан. Поход Александра. (1962; 1993)
Талах В. Н. Все, что ни пожелает царь Деметрий / Под ред. В.Н. Талаха, С.А. Куприенко. (2013)

Книги