Полевой Николай Алексеевич

[1796—1846] — писатель, критик, публицист, историк, издатель. Р. в Иркутске в семье купца и владельца фаянсового завода. Систематического образования не получил. Много и с увлечением читал, изучал французский и немецкий языки, а затем и древние. С 1813 служил в конторе у богатого купца в Курске, куда переехали к этому времени его родные. На лит-ом поприще выступил в 1817. В 1819 оставил службу и занялся делами отца. В 1822 переехал в Москву и целиком ушел в лит-ую работу. П. выступил как идеолог непривилегированной русской буржуазии, т. е. основной буржуазной массы, к-рая по своему правовому, вернее бесправному, положению в обществе, еще не изжившем феодальных форм, ничем не отличалась от мещанства. При этом политическое ее бесправие пришло уже в явное противоречие со значительностью общественно-экономической функции, выполняемой буржуазией. П. как идеолог специфически русской буржуазии, несмотря на сильные антифеодальные настроения, порой достаточно резко им выраженные, не допускал и мысли о борьбе с самодержавием. В своей деятельности П. фактически не выходил за пределы либерально-реформистского наступления на феодализм. Тяжелая политическая обстановка заставляла его маскировать по мере возможности политический смысл даже такого, отнюдь не революционного выступления, и П. очень часто переводил его из политической плоскости в плоскость экономическую, культурную, этическую. Притязания буржуазии он оправдывал ее моральными качествами, благочестием, патриотизмом и т. п. свойствами, поощряемыми официальной правительственной политикой. Даже такое либеральное наступление на феодализм в годы жестокой последекабрьской реакции, еще усилившейся в связи с европейским революционным движением 30-х гг., рассматривалось как "якобинство" и навлекло на П. негодование дворянства, даже либерального (в лице его идеологов — Пушкина, Вяземского, Одоевского и др.), а также правительственные репрессии (закрытие журнала П. "Московский телеграф" в 1834).
Основной проблемой художественного творчества П. является проблема продвижения буржуазии в феодально-дворянском обществе.
Любимый герой П., отличающийся от демонических, разъеденных скепсисом индивидуалистов дворянской лит-ры и порой подчеркнуто противопоставленный им, — это незаурядный представитель третьего сословия, наделенный его лучшими, с точки зрения автора, качествами — глубокой религиозностью, твердой нравственностью, патриархальной семейственностью, любвеобильной душой, но недовольный узостью интересов и культурной отсталостью своей среды ("Художник", 1833, "Эмма", 1834, "Аббаддонна", 1834). В поисках обстановки, способной выявить таланты своего героя, П. заставляет его сталкиваться с светским дворянским кругом. Столкновение это всегда кончается для героя неудачно, а порой и трагично, в чем отражаются трудности буржуазного существования в дворянской общественной системе. Столкновение устремлений идеологов буржуазии с препятствиями, воздвигаемыми дворянским господством и отсталостью самой буржуазии, отразилось в творчестве П. в романтической форме столкновения "мечты" и "существенности". При этом к дворянской "существенности" автор относится с несравненно большей враждебностью, чем даже к самой неприглядной "существенности" буржуазной. Представители дворянско-аристократического общества изображаются им как ничтожные людишки, безнравственные и жестокие эгоисты, циничные скептики, люди внешнего блеска и фальшивой культуры. Полевой срывает у своих дворянских героев тот ореол, к-рым они были окружены в дворянской лит-ре его времени. На фоне дворянских недостатков подчеркиваются буржуазные добродетели, и самая отсталость и некультурность буржуазной среды начинают трактоваться как патриархальная простота и нравственная нетронутость. В произведениях, действие к-рых перенесено в иную географическую или историческую действительность ("Клятва при гробе господнем", 1832, "Аббаддонна", 1834), П. доходит до обвинения высшего сословия в отсутствии патриотизма и гражданской честности, в ненависти ко всему национальному, в то время как буржуазия изображается полной нравственной доблести и патриотизма. Необходимо отметить, что после репрессий, настигших П. в 1834, и в связи с сгустившейся политической реакцией прямые его нападки на дворянство из цензурных соображений заметно ослабели, иногда даже имело место заискивание перед ним, но зато еще больше подчеркиваются буржуазный патриотизм и значение буржуазии как опоры царя и отечества ("Купец Иголкин", 1839, "Дедушка русского флота", 1838, "Костромские леса", 1841). Художественная продукция П. пользовалась некоторое время значительным успехом, но в виду весьма слабых своих художественных достоинств была скоро забыта (Белинский, хваливший "Аббаддонну" в 30-х гг., дал в 40-х гг. уничтожающую критику этого произведения).
Критическая деятельность П., усвоившего во многом принципы идеалистической философии Шеллинга в той упрощенной форме, в к-рой они были изложены французским эклектиком Кузеном, была резко заострена против принципов классической критики. Внеисторическому нормативизму последней он противопоставил принцип исторической оценки произведений искусства как органического воплощения национальной идеи в определенных "условиях веков и общества". Критерий художественности для П. не в следовании художника заранее принятым правилам, а в том, "верен ли он выбранному идеалу создания? Выполняет ли он изящно свою идею в развитии частей?" Романтизм противопоставляется П. классицизму как течение "народное", выявляющее национальную самобытность в противовес аристократической отчужденности от народа и его национальных задач. Это буржуазное понимание романтизма упорно проводилось в критических работах ?., которому принадлежит ряд блестящих по тому времени статей о русской лит-ре (собранных им в книге "Очерки русской литературы", 2 чч., СПБ, 1839). Буржуазное понимание романтизма ополчало П. не только против классических традиций в русской лит-ре, но и против дворянского романтизма.
Лит-ые взгляды П. находятся в теснейшей связи с его историч. взглядами, проникнутыми все тем же упрощенным шеллингианством и направленными против аристократических взглядов, воплощенных в "Истории государства Российского" Карамзина. Само название труда П. — "История русского народа" (6 тт. ее вышло в 1829—1833) — с очевидностью направлено против работы Карамзина.
Деятельность П. как историка и критика, его постоянные нападки на дворянскую лит-ру и науку, смелая критика ряда крупнейших авторитетов в этих областях (Карамзин, Жуковский, Пушкин и т. д.) справедливо рассматривались дворянством как своеобразная политическая борьба с ним и были главной причиной, вызвавшей травлю П. в критике, обвинения его в "якобинстве" и закрытие "Московского телеграфа". Публицистическая деятельность ?. была целиком направлена на защиту интересов русской торговли и промышленности, т. е. интересов русского торгово-промышленного сословия. Рекламирование успехов отечественной промышленности, агитация за ее улучшение и усиление, пропаганда необходимости купеческого просвещения как средства улучшить свою деятельность и обеспечить себе достойное место в обществе — вот содержание публицистики Полевого.
Издательская и редакционная деятельность П. была чрезвычайно обширна и сыграла немалую роль в истории просвещения. С 1825 по 1834 им издавался и редактировался "Московский телеграф" (см.), лучший журнал того времени, четко и настойчиво проводивший прогрессивно-буржуазную линию. За это же время издавались переводы произведений иностранной лит-ры ("Повести и литературные отрывки", 1829—1830), "Русская Вивлиофика или собрание материалов для отечественной истории, географии, статистики и древней литературы" [1833] и др. издания.
Отношение к П. его современников целиком определялось его и их социальной сущностью. Дворянские круги относились к нему враждебно за его "якобинство", особенно до 1834. Со второй половины 30-х гг., когда либерализм П. сильно снизился и за его счет усилились мотивы верноподданнического патриотизма, он вызывал неприязнь и насмешки в радикальных слоях мелкой буржуазии и передового дворянства. Только после его смерти историческая его роль была справедливо оценена Белинским в его работе 1846 — "Н. А. Полевой", где Белинский отмечает положительную роль П. как прогрессивной силы в лит-ой борьбе конца 20-х, начала 30-х гг.
Библиография: I. Сочин. Н. А. Полевого, изд. А. Петровым, кн. I—III, Москва, 1903 ("Клятва при гробе господнем" и "Аббаддонна"); Повести и литературные отрывки, 6 чч., Москва, 1829—1830 (переводы), Драматические сочинения и переводы, 4 части, СПБ, 1842—1843.
II. Белинский В. Г., Н. А. Полевой, СПБ, 1846; Чернышевский Н. Г., Очерки гоголевского периода русской литературы, гл. I, Сочин., т. II, СПБ, 1906; Козмин Н. К., Очерки по истории русского романтизма. Полевой как выразитель литературных направлений современной ему эпохи, СПБ, 1903; Его же, Из истории русской литературы тридцатых годов, Н. А. Полевой и А. И. Герцен, "Изв. Отд. русск. яз. и слов. Академии наук", т. VI (1901), кн. IV; Его же, Статьи о К. А. и H. A. Полевых, "Русский биографический словарь", т. Плавильщиков — Примо, СПБ, 1905 (с библиографией); Берлин П. А., Купец-публицист, "Наша заря", 1910, I; Коган П. С., Н. А. Полевой, ст. в кн. "Очерки по истории русской критики", под ред. А. В. Луначарского и П. И. Полянского, т. I, Гиз, М. — Л., 1929; Бернштейн Д. И., Художественное творчество Н. А. Полевого, "Литература и марксизм", 1929, № 5; Николай Полевой. Материалы по истории русской литературы и журналистики тридцатых годов. Ред., вступ. статья и комментарий Вл. Орлова, [Л.], 1934 (здесь же и библиография).
III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Владиславлев И. В., Русские писатели, издание 4, Гиз, М. — Л., 1924.
Д. Бернштейн

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора
Полевой Н.А. Аббаддонна. (1834)
Полевой Н.А. Дедушка русского флота. (1838)
Полевой Н.А. Драматические сочинения и переводы Н.А. Полевого, ч. 1-4. (1842-1843)
Полевой Н.А. Драматические сочинения Н.А. Полевого из русской истории. (1899)
Полевой Н.А. Ермак Тимофеич, или Волга и Сибирь. (1845)
Полевой Н.А. История князя Италийского, графа Суворова-Рымникского, генералиссимуса российских войск. (1843)
Полевой Н.А. История Наполеона, т. 1-5. (1844-1848)
Полевой Н.А. Козьма Минич Сухорукой, избранный от всея земли русской человек. (1833)
Полевой Н.А. Костромские леса. (1913)
Полевой Н.А. Купец Иголкин. (1897)
Полевой Н.А. Материалы по истории русской литературы и журналистики тридцатых годов. (1834)
Полевой Н.А. Мать испанка. (1842)
Полевой Н.А. Наполеон в России в 1812 году. (1905)

Полевой Н.А. Параша Сибирячка. (1899)
Полевой Н.А. Повести и литературные отрывки, ч. 1-6. (1829-1830)
Полевой Н.А. Повести Ивана Гудошника, собранные Николаем Полевым, ч. 1-2. (1943)
Полевой Н.А. Повесть о великой битве Бородинской, бывшей 26 августа 1812 года. (1844)
Полевой Н.А. Повесть о суздальском князе Симеоне. (1885)
Полевой Н.А. Рассказы русского солдата. (1852)
Полевой Н.А. Речь о невещественном капитале (capital immatériel), как одном из главнейших оснований государственнаго благосостояния и народнаго богатства. (1828)
Полевой Н.А. Речь о купеческом звании, и особенно в России, читанная на торжественном акте, после открытых испытаний в Московской практической коммерческой академии, июля 11 дня, 1832 года, Николаем Полевым... (1832)
Полевой Н.А. Русская история для первоначального чтения, ч. 1-4. (1835-1841)
Полевой Н.А. Сказка об Емеле дурачке и об Аксинье злой жене - лихой беде. (1856)
Полевой Н.А. Старинная сказка об Иванушке дурачке, рассказанная московским купчиной Николаем Полевым. (1944)
Полевой Н.А. Уголино. (1838)

Полевой Н.А. Христофор Колумб. (1835)
Полевой Н.А. Чересполосные владенья. (1838)