Циолковский Константин Эдуардович

Циолковский Константин Эдуардович (17.09.1857, с. Ижевское, ныне Рязанской области, - 19.09.1935, Калуга) - изобретатель и ученый-самоучка. Обосновал возможность применения реактивного принципа для полетов в мировое пространство. Основные научные интересы – аэронавтика, экспериментальная аэродинамика, поезд на воздушной подушке, ракеты для межпланетных путешествий. Отец Циолковского служил лесничим, затем мелким чиновником в лесном ведомстве, обладал, как писал Константин Эдуардович, склонностью к изобретательству, собрал обширную библиотеку. Семья часто переезжала с места на место и с 1865 года обосновалась в Вятке. В 1866 году Костя заболел скарлатиной, давшей роковое осложнение – девятилетний мальчик почти полностью лишился слуха. В течение трех мучительных лет Костя мужественно старался преодолеть свой недостаток и ходил в Вятскую мужскую гимназию. Однако в 14 лет он оставляет гимназию и начинает заниматься самостоятельно по учебникам братьев и книгам отца. Костя очень много читает, не прошли мимо его внимания и сочинения Жюля Верна: он начинает мечтать о полетах к звездам. «Мне кажется, - вспоминал впоследствии Циолковский, - первые семена мысли заронены были известным фантазером Ж. Верном: он пробудил работу моего мозга в этом направлении. Явились желания; за желаниями возникла деятельность ума». Видя, как много читает сын, как увлекается техникой, отец отправляет Костю в Москву для поступления в ремесленное училище. Так шестнадцатилетний Костя Циолковский попадает в Москву. Не попав в Императорское московское техническое училище (ремесленное училище было преобразовано в высшее специальное учебное заведение), он решает остаться в Москве и заняться самообразованием. С утра до вечера, забывая о голоде, он занимается в Чертковской библиотеке, читальным залом которой могли бесплатно пользоваться все желающие. Здесь же в библиотеке Костя познакомился со служащим Чертковской библиотеки, встречу с которым назвал «своим счастьем», с Николаем Федоровичем Федоровым (русский мыслитель-утопист, представитель русского космизма, выдвинул идею «регуляции» природы средствами науки и техники, считал грехом всякую собственность). «Судьба послала мне человека, считавшего, как и я, что люди непременно завоюют космос». Знакомство с Федоровым оказало большое влияние на мировоззрение Циолковского. В Вятку Костя вернулся с хорошими знаниями математики, механики и астрономии, что позволило заняться репетиторством. В 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя уездных училищ и в 1880 был назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии. В Боровске Константин Эдуардович прожил 12 лет. Здесь он встретил свою будущую жену Варвару Евграфовну. В Боровске он впервые изложил в литературной форме свои мысли о жизни без силы тяжести, о космосе, о возможности покорения космического пространства с помощью реактивного летательного аппарата (1883 г., «Свободное пространство»). Молодой учитель раздражал местное старообрядческое население своим неординарным поведением: он вел замкнутый образ жизни; избегал приемов; зимой с зонтом-парусом катался на коньках по замерзшей Протве; летом cпускал на воду удивительные лодки; раскатывал, пугая возниц и лошадей, по узким улочкам города на «парусном кресле»; поднимал в небо воздушные шары. В Боровске им были написаны первые научные работы. Две работы Циолковского студент В.В. Лавров (ученик Менделеева) отвез в Петербург: «Теорию газов» (1880-1881 гг.) и «Механику животного организма» (те же годы). Последняя работа получила благоприятный отзыв И.М. Сеченова, и Циолковский был принят в Русское физико-химическое общество. С зимы 1880 Константин Эдуардович упорно работает над теорией аэростата. Приходит к выводам о возможности управлять аэростатом, о целесообразности строить большие аэростаты (дирижабли). Он пытается учесть в своем «аэронате» (дирижабле) как безопасность пассажиров, так и простоту эксплуатации, экономическую выгодность. Это приводит его к мысли создавать «аэронаты» целиком из металла. В 1886 Циолковский закончил первую большую теоретико-инженерную работу по аэростатам «Теория аэростата», которую он доложил в 1887 на заседании Физического отделения Общества любителей естествознания. В 1890 г. этот труд обсуждался по рукописи в VII Воздухоплавательном отделе Императорского русского технического общества. Первым печатным трудом о дирижаблях был «Аэростат металлический управляемый» (1892), в котором было дано описание конструкции дирижабля с металлической оболочкой. Проект дирижабля Циолковского не был поддержан: автору было отказано в субсидии на постройку модели. Попытка построить дирижабль Циолковского все-таки была предпринята в тридцатые годы в «Дирижаблестрое». Она окончилась неудачей. На житейском фронте Константина Эдуардовича тоже преследуют несчастья: сначала пожар, уничтоживший предметы домашнего обихода, библиотеку, рукописи, приборы; затем наводнение (вода затопила дом). Его терзает глухота, чтобы как-нибудь слышать голоса людей он изготовил особые «слухачи» - несколько жестяных воронок, которые приставлял к уху. В 1892 Циолковского перевели в Калугу, где он преподавал физику и математику в Калужском уездном училище и Калужском епархиальном женском училище. В этот период он обратился к новой области - созданию летательного аппарата тяжелее воздуха. В разработке схемы и аэродинамического расчета аэроплана были учтены результаты его предыдущих аэродинамических исследований. Свои идеи Константин Эдуардович изложил в статье «Аэроплан, или птицеподобная (авиационная) летательная машина» (1894). В аэроплане Циолковского фюзеляж имеет обтекаемую форму, крыло – свободнонесущее, с толстым профилем с округленной передней кромкой, внутри состоит из полых металлических трубок (или имеет металлический каркас). В этой же работе подробно рассматриваются вопросы управления самолетом. В частности, им выдвинуты идеи использования гироскопа и электромагнитного автоматического управления рулями. Инженер В.М. Катышев по поручению VII Отдела Императорского русского технического общества написал рецензию на эту работу. Рецензия была отрицательной. Работы по теории дирижабля и аэроплана показали Циолковскому, что серьезным тормозом дальнейшего развития аэронавтики является почти полное отсутствие надежных, проверенных опытом данных о сопротивлении среды. Он начинает систематически заниматься исследованием сопротивления среды сначала на приборах, в которых испытываемую модель нужно было приводить в движение в спокойном воздухе, затем на приборах, использующих естественный ветер. В 1897 году он строит аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью («лопастную воздуходувку»). В течение четырех с лишним лет все свободное от учительской деятельности время Константин Эдуардович осуществлял продувки простейших моделей, производил обработку опытов. Отчет Циолковского Российской академии наук, к его большому огорчению, так и не был напечатан в трудах Академии. Наиболее важные выводы из отчета он опубликовал в работе «Сопротивление воздуха и воздухоплавание» (1902 г.). Однако главной мечтой Константина Эдуардовича все эти годы оставалось завоевание космического пространства. В 1896 году на его жизненном пути вновь появляется человек с фамилией Федоров: Циолковский прочитал брошюру Александра Петровича Федорова «Новый принцип воздухоплавания, исключающий атмосферу, как опорную среду», которая произвела на него огромное впечатление. Брошюра подтолкнула Циолковского «к серьезным работам, как упавшее яблоко к открытию Ньютоном тяготения». Константин Эдуардович теоретически обосновал возможность применения реактивного принципа для полетов в мировое пространство. Именно в этом заключается заслуга Циолковского. Формула, устанавливающая зависимость между скоростью ракеты, скоростью истечения газов, массой ракеты и массой топлива, ныне известна как формула Циолковского (1897 год, независимо от И.В. Мещерского (1897), и независимо от англичанина У. Мура, англичан П.Г. Тэйта и У.Дж. Стила). В ракетных двигателях Циолковский предложил использовать жидкое двухкомпонентное топливо. Свои идеи Константин Эдуардович изложил в работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (опубликована по частям в 1903, 1911, 1912, 1914 гг.). На протяжении всей своей жизни Константин Эдуардович предложил несколько схем конструкций космического корабля, а также рассмотрел вопросы, связанные с созданием ракетных систем. Он предложил способы управления ракетой в безвоздушном пространстве (в том числе высказал идею тугоплавкого (графитового) газового руля, размещенного на срезе сопла двигателя), предложил способы охлаждения ЖРД (в том числе сформулировал перспективную идею проточного охлаждения одним из компонентов топлива (водородом или кислородом)), выдвинул идею космических оранжерей. Циолковский осуществил пионерскую попытку теоретического подхода к ряду задач космонавтики (взлет при различных углах наклона, влияние сопротивления атмосферы при взлете и спуске, полет к другим планетам); высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и промежуточных баз для межпланетных сообщений. Константин Эдуардович написал несколько научно-фантастических произведений, где описывались картины звездного пространства, жизнь в условиях космического полета, невесомости. Он предполагал необходимость и возможность полной биохимической перестройки разумных обитателей Земли. Таким способом должна быть достигнута полная эмансипация людей от среды обитания. Один из решающих элементов перестройки – возможность, подобно растениям, непосредственно использовать энергию Солнца. Человек рассматривается им как часть космоса, и будущее человечества, в том числе решение социальных проблем, неразрывно связывается с освоением космического пространства, с расселением человечества в космосе. Константин Эдуардович написал ряд философских и философско-этических работ. В попытке философского осмысления мира Циолковский исходил из монистической предпосылки, что единую «неделимую основу» мира составляют «атомы» – простейшие вечные «существа», обладающие большей или меньшей «чувствительностью» (при этом, «мыслит мозг, но чувствуют атомы, его составляющие»), и панпсихистической предпосылки относительной жизненной чувствительности, одушевленности всех форм и ступеней материи. Любое животное, согласно Циолковскому, - союз атомов, живущих в согласии друг с другом. Каждое животное есть маленькая вселенная. Космос отличается только своими размерами – это целостный живой организм, который подобен «добрейшему и разумнейшему животному». Во Вселенной существует стремление к «совершенству», в ней неизбежно возникают высокоразвитые цивилизации, способные влиять на структуру космоса, протекающие в нем эволюционные процессы. Изначально была Причина (Первопричина). Бог есть Идея мировой любви и Причина. Бог есть то, что распоряжается всеми нами, от чего зависит … жизнь и счастье всего существующего, … судьба живого и мертвого. И в этом смысле бог есть, потому что это Вселенная (Космос). Этика Космоса, т.е. его сознательных существ, состоит в том, чтобы не было нигде страданий. Всю жизнь, сначала в Боровске, затем в Калуге, Циолковский очень много работал. Работал неистово, до изнурения, отказывая во всем себе и своей семье. Во имя чего он принес в жертву жизнь своей семьи, свою собственную жизнь? Он мечтал «... сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизни, продвинуть человечество хоть немного вперед ...». Он надеялся, что его работы «дадут обществу горы хлеба и бездну могущества». Потомки чтут память К.Э. Циолковского. В 1932 г. он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В связи со 100-летием со дня рождения (1954 г.) АН СССР учредила золотую медаль им. К.Э. Циолковского «За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений». В Калуге и Москве сооружены памятники; создан мемориальный дом-музей в Калуге; его имя носят Государственный музей истории космонавтики и педагогический институт в Калуге, Московский авиационный технологический институт. Именем Циолковского назван кратер на Луне.

В БЕН РАН и библиотеках сети РАН имеются следующие книги Циолковского:
1. Атлас дирижабля из волнистой стали. – Калуга, 1931. – 24 с.: ил.
2. Вне Земли: Науч.-фантастич. повесть. – Изд. 2-е, испр. - М.: Изд-во Акад. наук СССР. 1958. – 144 с.: ил.
3. Грезы о Земле и небе. На Весте: Науч.-фантастич. произведения. – М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1959. – 96 с.
4. Давление на плоскость при ее нормальном движении в воздухе. – Калуга, 1930. – 48 с.
5. Жизнь в межзвездной среде. – М.: Наука, 1964. – 84 с.: ил.
6. Избранные труды. Кн. 1. Цельнометаллический дирижабль. - Л.: Госмашметиздат, 1934. – 270 с., 1 л. портр.: ил.
7. Избранные труды. Кн. 2. Реактивное движение. – Л.: Госмашметиздат, 1934. – 216 с.: черт.
8. Избранные труды. – [М.]: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. – 535 с., 1 л. портр.: ил.
9. Исследования мировых пространств реактивными приборами. – Калуга, 1926. – 127 с.: черт.
10. Исследование мировых пространств реактивными приборами. – М.: Машиностроение, 1967. – 375 с.: ил.
11. Исследования мировых пространств реактивными приборами. Космические ракетные поезда. Цели звездоплавания. – М.: Машиностроение, 1977.
12. Миражи будущего общественного устройства. – М., 2006. – 350 с.: ил.
13. Мысли о будущем. - Калуга: Кн. изд., 1958. – 22 с.: ил.
14. На луне: Фантастич. повесть. – Калуга, 1957. – 64 с.: ил.
15. Образование солнечных систем. - Калуга, 1925. – 33с.
16. Промышленное освоение космоса: Сб. науч. тр. – М.: Машиностроение, 1989. – 280 с.: ил., факс., портр.
17. Путь к звездам: Сб. науч.-фантастич. произведений. – М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. – 352 с.: ил.
18. Путь к звездам: Сб. науч.-фантастич. произведений. – [2-е изд.]. – М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961. – 353 с.: ил.
19. Ракета в космическое пространство. (Исследование мировых пространств реактивными приборами). – М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. – 112 с.: черт.
20. Ракета в космическое пространство. – 2-е изд. – Калуга, 1924. – VI, 32 с.
21. Реактивные летательные аппараты. – М.: Наука, 1964. – 475 с., 2 л. портр.: ил.
22. Собрание сочинений. Т. 1. Аэродинамика. – М., Изд-во АН СССР, 1951. – 268 с., 1 л. портр.: ил.
23. Собрание сочинений. Т. 2. Реактивные летательные аппараты. – М., Изд-во АН СССР, 1954. – 455 с., 5 л. ил.: ил.
24. Собрание сочинений. Т. 3. Дирижабли. – М., Изд-во АН СССР, 1959. – 316 с., 1 л. портр.: ил.
25. Собрание сочинений. Т. 4. Естествознание и техника. – М., Изд-во АН СССР, 1964. – 460 с.: ил.
26. Сопротивление воздуха и скорый поезд. – Калуга, 1927. – 72 с.
27. Труды по ракетной технике. – М.: Оборонгиз, 1947. – 368 с., 1л. портр.: ил.
28. Цели звездоплавания. – Калуга, 1929. – 40 с.
29. В Калугу к Циолковскому. Мемориальный Дом-музей Циолковского. – Калуга: Золотая аллея, 2007. – 127 с.: цв. ил., портр., фот.
30. Черты из моей жизни. – Калуга: Золотая аллея, 2007. – 157.с., [31] л. ил., портр., факс.: ил., портр.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора
Циолковский К.Э. 1. Дополнительные технические данные к построению металлической оболочки дирижабля без дорогой верфи. 2. Отзыв Леденцовского общества о моем дирижабле. (1915)
Циолковский К.Э. Атлас дирижабля из волнистой стали. (1931)
Циолковский К.Э. Аэроплан, или птицеподобная (авиационная) летательная машина. (1895)
Циолковский К.Э. Аэростат металлический управляемый. (1893)
Циолковский К.Э. Вне Земли. (2008)
Циолковский К.Э. Воздухоплавание. (1910)
Циолковский К.Э. Воздушный транспорт. (1916)
Циолковский К.Э. Вопросы воздухоплавания. (1900)
Циолковский К.Э. Второе начало термодинамики. (1914)
Циолковский К.Э. Гений среди людей. (2002)
Циолковский К.Э. Горе и гений. (1916)
Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе. (1986)
Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе и эффекты всемирного тяготения. (1895)
Циолковский К.Э. Давление воздуха на поверхности, введенные в искусственный воздушный поток. (1899)
Циолковский К.Э. Дирижабли. (1931)
Циолковский К.Э. Евангелие от Купалы. (2003)
Циолковский К.Э. Жизнь в межзвездной среде. (1964)
Циолковский К.Э. Защита аэроната. (1911)
Циолковский К.Э. Звездоплавателям ( 1930 г.). (1930)
Циолковский К.Э. Избранные труды. (1962)
Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами. (1977)
Циолковский К.Э. К.Э. Циолковский: неизвестные разумные силы. (1991)
Циолковский К.Э. Как увеличить энергию взрывательных ( тепловых) двигателей (октябрь 1931 г.). (1931)
Циолковский К.Э. Космические ракетные поезда. (1977)
Циолковский К.Э. Миражи будущего общественного устройства. (2006)
Циолковский К.Э. Монистический материализм. (2007)
Циолковский К.Э. Моя жизнь и работа : цели звездоплавания. (2012)
Циолковский К.Э. Мысли о будущем. (1958)
Циолковский К.Э. На Луне. (1984)
Циолковский К.Э. Научно-юбилейный сборник. (1932)
Циолковский К.Э. Образование земли и солнечных систем. (1915)
Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. (2001)
Циолковский К.Э. Памятка. (1935)
Циолковский К.Э. Первая модель чисто металлического аэроната из волнистого железа. (1913)
Циолковский К.Э. Первопричина (1918 г.). (1999)
Циолковский К.Э. Приключения Атома. (2009)
Циолковский К.Э. Причина космоса; Воля Вселенной; Научная этика. (1991)
Циолковский К.Э. Промышленное освоение космоса. (1989)
Циолковский К.Э. Простейший проект чисто металлического аэроната из волнистого железа. (1914)
Циолковский К.Э. Простое учение о воздушном корабле и его построении. (1904)
Циолковский К.Э. Ракета в космическое пространство. (1963)
Циолковский К.Э. Реактивные летательные аппараты. (1964)
Циолковский К.Э. Реактивный аэроплан. (1930)
Циолковский К.Э. Самостоятельное горизонтальное движение управляемого аэростата. (1898)
Циолковский К.Э. Сжиматель газов. (1931)
Циолковский К.Э. Собрание сочинений. (1951-1964)
Циолковский К.Э. Сопротивление воздуха и воздухоплавание. (1903)
Циолковский К.Э. Таблица дирижаблей из волнистого металла. (1915)
Циолковский К.Э. Труды по воздухоплаванию. (2010)
Циолковский К.Э. Труды по ракетной технике. (1947)
Циолковский К.Э. Успехи воздухоплавания в XIX веке. (1901)
Циолковский К.Э. Философия космической эпохи. (2013)
Циолковский К.Э. Черты из моей жизни. (1983)
Циолковский К.Э. Что делать на Земле (1928 г.) : Жизнь человечества (1930 г.). (1999)
Циолковский К.Э. Щит научной веры. (2007)