Феофан (Елеазар Прокопович) архиеп.

Феофан (Елеазар Прокопович) архиеп.
Архиепископ Феофан (в миру Елисей, по другим сведениям - Елеазар Церейский, после смерти родителей взял фамилию своего дяди Прокопович; 1681-1736) - русский политический и духовный деятель, богослов, писатель, поэт, математик, философ, переводчик, публицист, универсальный ученый.

Краткая биография:

Родился 18 июня 1681 года в Киеве, в семье мелкого торговца, имена родителей неизвестны. Оставшись в раннем возрасте сиротой, был взят на воспитание дядей по материнской линии - Феофаном Прокоповичем, ректором Киево-Братской коллегии и наместником Киево-Братского монастыря. Образование получил в Киево-Могилянской академии; совершенствовал свои знания во Львове и после перехода в униаты обошёл пешком всю Европу. Посещал университеты в Лейпциге, Халле, Йене.
В 1701 году в Риме поступил в прославленную тогда иезуитскую коллегию св. Афанасия, учреждённую для греков и славян. Прослушав в этой коллегии полный курс, приобрёл значительные знания в исторических, богословских и философских сочинениях, а также в древнеклассической литературе и своими выдающимися способностями обратил на себя внимание папы Климента XI, но не захотел остаться в Риме и в 1704 году вернулся в Киев.
В Киеве снова обратившись в православие, стал преподавать в Киево-Могилянской академии сначала поэтику, потом риторику, философию и наконец, богословие. По всем этим предметам составил руководства, отличавшиеся от других подобных изданий того времени ясностью изложения и отсутствием схоластических приёмов. По случаю Полтавской победы 1709 года сочинил панегирическую проповедь, которая была по приказанию Петра переведена на латинский язык самим автором.
В 1711 году был вызван в царский лагерь во время Прутского похода, а по возвращении оттуда сделан игуменом Братского монастыря и ректором Киево-Могилянской академии.
Пётр I, узнав образ мыслей Феофана и убедившись в его выдающихся способностях, в 1716 году вызвал его в Петербург для осуществления реформы церкви.
Здесь, Феофан сначала выступил в качестве проповедника-публициста, разъясняя действия власти и доказывая необходимость преобразований, а также осмеивая и сатирически обличая её противников. Из этих проповедей особенно замечательны слова о царском путешествии за границу и «Слово о власти и чести царской» (1718), посвящённое доказательству необходимости для России неограниченного самодержавия, причём проповедник особенно вооружался на «богословов», полагавших, что власть духовная выше светской.
Феофан Прокопович проповедовал цезаропапизм и считал, что император является понтификом, то есть епископом над всеми епископами и главой не только над мирским чином, но и над духовенством. С этой целью он написал книгу «Розыск историческии, коих ради вин, и в яковом разуме были и нарицалися императоры римстии, как язычестии, так и християнстии, понтифексами или архиереами многобожнаго закона; а в законе христианстем, христианстии государи, могут ли нарещися епископи и архиереи, и в каком разуме» (1721), в которой теоретически обосновал цезаропапизм. Идеология цезаропапизма Феофана о том, что император является не только главой государства, но и главой поместной церкви, стала идеологией Православной Российской Церкви в так называемый Синодальный период в 1700-1917 годы. В «Присяге для членов Святейшего Синода», которая написана Феофаном, и которую принимали все её члены, давая перед Богом торжественную клятву, это было чётко обозначено: « Я, нижеименованный, обещаю и клянусь Всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием … Исповедую же с клятвою крайнего Судию Духовного Синода, Самого Всероссийского Монарха, Государя нашего Всемилостивейшего»
В июне 1718 года Феофан был рукоположен во епископа Псковского и Нарвского, фактически пребывая в Петербурге, и с этого времени становится главным помощником Петра Великого в делах духовного управления.
Им составлен «Духовный регламент» (1721), «Слово похвальное о флоте российском», «Слово о власти и чести царской» (1718), написаны предисловие к Морскому уставу (1719), краткое руководство для проповедников, «Объявление» о монашестве (1724), трактат о патриаршестве, «Первое учение отроком», рассуждения о браках с иноверцами, о крещении, о расколе, подробный комментарий к «Уставу о престолонаследии» под заглавием: «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей» (1722) и мн. др. Феофан выступал также как поэт, автор силлабических виршей («За Могилою Рябою» - о Прутском походе, посвящение Антиоху Кантемиру, эпиграммы).
При образовании в 1721 году Святейшего Синода Феофан стал его первым вице-президентом (и по смерти Стефана Яворского - его фактическим руководителем), с июля 1726 года - первенствующий член Синода.
С июня 1725 года был архиепископом Великого Новгорода и Великих Лук. Его политические убеждения, основой которых была теория так называемого «просвещённого абсолютизма», всецело разделялись Петром I.
В Новгороде для совершения богослужений и рукоположения ставленников с 1734 года держал своим «споспешником» выехавшего из Грузии епископа Иосифа (Хвабулова), ни слова не понимавшего по-русски.
Феофана Прокоповича принято считать автором тезиса о триедином русском народе, концепция которого впоследствии стала официальной государствообразующей в Российской империи, и о самодержце Великой, Малой и Белой Руси.
Скончался в Петербурге 8 сентября 1736 года, похоронен в Новгороде в южной стороне Софийского собора.

Дополнительная информация об авторе:
Большая Советская энциклопедия
Книги автора
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Богословие Иринея Фальковского, составленное по Богословию Феофана Прокоповича. (первая четверть XIX в.)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Богословское учение о состоянии неповрежденнаго человека, или о том каков был Адам в раю? (1785)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Державнеишаго государя царя, и великаго князя, Петра Перваго. По долгом странствовании, в царствующии свои Санктъпитербурх возвратившагося: сын его величества, благороднеиший государь царевичь, и великии князь, Петр Петровичь, двоелетныи младенец, аки своими усты приветствует. (1717)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Духовный регламент, тщанием и повелением всепресветлейшего, державнейшего государя Петра Первого, императора и самодержца Всероссийского, по соизволению и приговору Всероссийского духовного чина и правительствующего Сената, в царствующем Санктпетербурге, в лето от Рождества Христова 1721 сочиненный. (1861)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Избранные труды. (2010)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Истинное оправдание правоверных христиан крещением поливательным во Христа крещаемых. (1724)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Истинное оправдание правоверных христиан крещением поливательным крещаемых. (1724)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. История императора Петра Великаго, от рождения его до Полтавской баталии, и взятия в плен осталных шведских войск при Переволочне, включительно; Сочиненная Феофаном Прокоповичем, после бывшим архиепископом Великаго Новагорода и Великих Лук, ; Изданная с обретающагося, в Кабинетской архиве дел его императорскаго величества списка, правленнаго рукою самаго сочинителя. (1773)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. История о избрании и восшествии на престол блаженные и вечнодостойные памяти государыни императрицы Анны Иоанновны самодержицы всероссийские. (1837)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Книжица. (1784)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Курс догматического богословия, читанный Феофаном Прокоповичем в Киево-Могилянской академии в 1708-1710 гг. (XVIII в.)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Надежда добрых и долгих лет Российской монархии (Слово на день рождения царевича Петра Петровича). (1717)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Наставление по реторике. (XVIII в.)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. О браках правоверных лиц с иноверными. (1781)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Оправдание поливательнаго крещения. (1913)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Панегирикос или Слово похвальное о преславной над войсками свейскими победе. (1709)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Первое учение отроком. (1798)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Правда воли монаршеи. (1722)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Разсуждение о книзе Соломоновой, нарицаемой Песни песней, яко она есть, не человеческою волею, но Духа Святаго вдохновением написана от Соломона, и яко не плотский в ней разум, но духовный и божественный заключается, и есть книга, от числа несомненных книг, Священнаго Писания, Ветхаго Завета; супротиво неискусных, и малоразсудных мудрецов, легко о книзе сей помышляющих, и в ней телесная Соломонова с невестою своею, дщерию фараоновою любления быти мнящих; Сочиненное архиепископом Великаго Новагорода и Великих Лук Феофаном Прокоповичем в лето от воплощения Бога слова 1730. (1774)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Разсуждение о нетлении мощей святых угодников Божиих, в киевских пещерах, нетленно почивающих. (1786)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Рассуждение о происхождении Святого Духа. (XVIII в.)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Розыск историческии, коих ради вин, и въяковом разуме были и нарицалися императоры римстии, как язычестии, так и християнстии, понтифексами или архиереами многобожнаго закона; а в законе христианстем, христианстии государи, могут ли нарещися епископи и архиереи, и в каком разуме. (1721)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Сборник выписей из сочинений Феофана Прокоповича. (вторая четверть XIX в.)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Сборник сочинений Феофана Прокоповича. (1759)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово в день вшествия на всероссиискии престол самодержавнейшия великия государыни нашея императрицы Анны Иоанновны всея России. : Иануариа 19 дня, 1733 года. : О том, что царская власть собственным промыслом божиим получается. (1733)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово в день Александра Невскаго. (1720)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово в день воспоминания коронации Екатерины I. (1726)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово в день Рождества Христова. (1917)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово в неделю осмую на десять. (1717) 
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово на новое 1725 лето. (1725)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово на погребение Петра Великаго. (1725)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово на похвалу памяти Петра Великаго. (1725)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово о великом деле Божии, сие есть о обращении языков ... в день Петра и Павла. (1720)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово о власти и чести царской. (1718)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово о мире со Швецией. (1723)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово похвалное в день великомученицы Екатерины. (1717)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово похвалное о баталии Полтавской. (1717)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово похвалное о флоте Российском. (1721)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Слово Феофана Прокоповича в день св. равноапостольного князя Владимира и Дума о Богдане Хмельницком и Барабаше с мотивом. (1888)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Сокращенное христианское учение. (1765)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Сочинения. (1961)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Феофана Прокоповича, архиепископа Великаго Новаграда и Великих Лук, Святейшаго правительствующаго синода вице-президента, а потом первенствующаго члена, Истинное оправдание правоверных християн, крещением поливательным во Христа крещаемых, неправедно же и злобно, аки бы таковое их крещение не важное было, невежами порицаемых, многими доводами от Священных Писаний, древних учителей и историй церковных, от разсуждения силы святаго сего християнскаго тайнодействия, и его с таинством евхаристии соразсуждения, и от многих и различных обстоятельств, ясно показанное. (1784)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Феофана Прокоповича, Показание об антихристе. (XVIII в.)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Феофана Прокоповича архиепископа Великаго Новаграда и Великих Лук, Святейшаго правительствующаго синода вицепрезидента, а потом первенствующаго члена Слова и речи поучительныя, похвальныя и поздравительныя собранныя и некоторыя вторым тиснением, а другия вновь напечатанныя. (1774)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Феофана Прокоповича архиепископа Великаго Новагорода и Великих Лук, Четыре сочинения, а именно: I. История о начатии и продолжении раздора между греками и римлянами о исхождении Святаго Духа. II. Православное християнское учение о хуле на Духа Святаго. III. Православное християнское учение о благодатном человека грешнаго чрез Иисуса Христа оправдании и IV. Особенное разсуждение о грехе смертном и простительном. : Выбранныя из богословской его системы. (1773)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Феофана Прокоповича Вещи и дела, о которых духовный учитель народу християнскому проповедати должен: иная общая всем, а иная некиим собственная. (1784)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Феофана Прокоповича Разсуждение о присяге, или клятве, подобает ли християном присягать, или клятися всемогущим богом. (1784)
Феофан (Прокопович Елезар), архиеп. Христовы о блаженствах проповеди толкование. (1722)
Читать далее

Книги