Плотин

Плотин
Плотин (204/205-270) - античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Систематизировал учение Платона о воплощении триады в природе и космосе.

Краткая биография:

Родился в 204/205-м году в Ликополе, в Нижнем Египте. Молодые годы провёл в Александрии, в то время одном из крупнейших центров культуры и науки.
В 231-242-м учился у философа Аммония Саккаса.
В 242-м, чтобы познакомиться с философией персов и индийцев, сопровождал императора Гордиана III в персидском походе.
В 243/244-м вернулся в Рим, где основал собственную школу и начал преподавание. Здесь сложился круг его последователей, объединяющий представителей различных слоев общества и национальностей.
В 265 году под покровительством императора Галлиена предпринял неудачную попытку осуществить идею платоновского государства - основать город философов, Платонополь, который явился бы центром религиозного созерцания.
В 259/260-м, уже в преклонном возрасте, стал фиксировать собственное учение письменно. Фрагментарные записи Плотина были посмертно отредактированы, сгруппированы и изданы его учеником Порфирием. Порфирий разделил их на шесть отделов, каждый отдел - на девять частей (отсюда название всех 54 трактатов Плотина - «Эннеады», αἱ Ἐννεάδες, «Девятки»).
Осуществлённая Плотином систематизация учения Платона легла в основу многовековой традиции неоплатонизма. Широкое проникновение идей Плотина в европейскую культуру происходит через Макробия и особенно Августина.
Плотин оказал значительное влияние на средневековую философию и особенно на мыслителей Возрождения. Прямое знакомство с философией Плотина происходит в XV веке благодаря латинским переводам Марсилио Фичино. Под влиянием Плотина находились английские (А. Шефтсбери, Дж. Беркли) и немецкие (Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель) идеалисты; также И. В. Гете и представители йенского романтизма.
Учение об очищении, спасении души впервые разработано Плотином как неотдельная, полагающая часть философской системы. Возвращение души к Божеству совершается в обратном возвышении её до него.
Плотин неизменно следует Платону в учении о бессмертии души, о нисхождении её с неба на землю и обратном восшествии на небо, об укорененности всех индивидуальных душ в единой «мировой душе», о знании как припоминании и т. д. Концепция восхождения души от чувственного состояния к сверхумному экстазу составляет основу мистицизма Плотина. Достижение истинного божественного бытия, воссоединение с Единым считал целью человеческой души. К методам возвращения к Единому, описанным Платоном (добродетель, диалектика, любовь), Плотин добавляет свой — путь мистического единения, «выхода из себя» (экстаз). Термин «экстаз» использовался им для описания сверхумного созерцания, когда душа, отбросив всё интеллектуальное и чувственное, возвышается над областью бытия-ума (нуса) и с воодушевлением непосредственно соприкасается со сверхбытийным Единым.
Умер в коммуне Минтурны, (Кампания, Древний Рим), в 270 году.

Дополнительная информация об авторе:
Большая российская энциклопедия 2004–2017
Книги автора
Плотин. О благе или едином. (1992)
Плотин. О диалектике. (2002)
Плотин. О добродетелях. (2002)
Плотин. О первом благе и других благах. (2003) 
Плотин. О свободе и волении единого. (2000)
Плотин. О счастье. (2003)
Плотин. О том, увеличивается ли счастье со временем. (2003)
Плотин. Об изведении. (2003)
Плотин. Об ощущении и памяти. (2004)
Плотин. Об уме, идеях и сущем. (2000)
Плотин. Против гностиков. (1997)
Плотин. Против гностиков. (2000)

Плотин. Эннеады. В 7 т. / Пер. Р.В. Светлова и Т.Г. Сидаша под ред. О. Л. Абышко. СПб., 2004—2005
Трактаты 1-11. / Пер. Ю. А. Шичалина. М., 2007
Порфирий. Жизнь Плотина / Пер. М. Л. Гаспарова // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986
Адо П. Плотин, или Простота взгляда. М., 1991
Читать далее

Книги