Яковенко Борис Валентинович

Яковенко Борис Валентинович
Борис Валентинович Яковенко — русский философ, историк русской философской мысли, публицист, переводчик. Родился 4 июня 1884 года в Твери. Сын народника В. И. Яковенко. Окончил классическую гимназию в Петербурге в 1903году, в 1903-1905 годах учился во Франции — в Сорбонне и Свободном русском университете, затем поступил в Московский университет. В 1905 году участвовал в революционном движении, был арестован. После освобождения в 1906 году уехал за границу и продолжил учёбу в Германии (1906—1908). В Гейдельберге ему преподаёт В. Виндельбанд, а в Фрайбурге — Г. Риккерт. С 1908 года сотрудничал в журнале «Вопросы философии и психологии». Вернувшись в 1910 году в Россию, совместно с С. И. Гессеном и Ф. А. Степуном создал русское отделение международного ежегодника по философии культуры «Логос», которое редактировал в 1912—1914 годах. В 1912 году был снова арестовыван за связь с эсеровской организацией. С 1913 года проживал за границей — сначала в Италии, по 1924 год и Германии с 1922-1929 годы, затем переехал по приглашению Т. Г. Масарика в Прагу. Здесь до 1939 года редактировал журнал «Der Russische Gedanke» («Русская мысль») и отдельные тома «Bibliotheque Internationale de Philosophie» («Международная библиотека философии»). В 1938 году на чешском языке вышла его «История русской философии», а в 1940-м на немецком – «История гегельянства в России». После отъезда из Италии продолжал сотрудничать с итальянскими издательствами, публиковал книги на итальянском языке, как по философии, так и переводы русской классики, в том числе Гоголя, Достоевского, Чехова, Короленко, А. К. и Л. Н. Толстого. Основу философских воззрений Яковенко составило неокантианство, но в значительно трансформированном виде: сам он называл их критическим или трансцендентальным интуитивизмом. Он последовательно критиковал религиозную линию в русской философии, полемизируя с Н. Бердяевым, В. Эрном, С. Булгаковым и другими. Также Яковенко известен как автор работ, посвящённых критическому анализу воззрений Э. Гуссерля, Г. Когена, С. Маймона, И. Фихте, истории русской философии. Вместе с тем, выступал за разнообразие философских систем, поскольку они не только не дезориентируют, не истощают философскую мысль, а напротив, обогащают её. Цель философии, по Яковенко, заключается в обнаружении смыслов жизни, в постижении сущего во всех его проявлениях. Яковенко видит выход из сложившейся ситуации в онтологии. Собственное бытие вещи следует познавать не трансцендентно, не за пределами познания, а имманентно, внутри процессов познания. По мнению Яковенко, такой подход позволяет преодолеть вносимые субъектом в познавательный процесс предрассудки натурализма, антропоморфизма, психологизма, интенционализма, а также все формы монизма и дуализма. Тем самым философия должна обратиться к чистой мысли как таковой как к основе содержательного состава познания. Умер в Праге 16 января 1949 года.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора
Яковенко Б.В. Вильгельм Виндельбанд. (1916)
Яковенко Б.В. Десять лет русской философии. (1925)
Яковенко Б.В. Имманентный трансцендентализм, трансцендентальная имманентность и дуализм вообще. (1912—1913)
Яковенко Б.В. Мощь философии. (1925)
Яковенко Б.В. О логосе. (1911)
Яковенко Б.В. О сущности прагматизма. (1912)
Яковенко Б.В. Очерки американской философии. (1922)
Яковенко Б.В. Путь философского познания. (1914)
Яковенко Б.В. Современная американская философия. (1913)
Яковенко Б.В. Теоретическая философия Г. Когена. (1910)
Яковенко Б.В. Что такое философия? Введение в трансцендентализм. (1911—1912)
Яковенко Б.В. Философия большевизма. (1921)
Яковенко Б.В. Философия Эд. Гуссерля. (1913)
Читать далее

Книги