Константин Великий

КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ (ок. 280–337). Римский император, сын ЕЛЕНЫ. Он получил верховную власть в 312 году после победы над императором Максенцием в битве у Мульвийского моста на реке Тибр – событие, традиционно считающееся поворотным пунктом в утверждении христианства в Римской империи. Согласно "Жизни Константина" (1:27–32) Евсевия, накануне битвы Константин во сне увидел в небе крест и услышал голос, произнесший: "In hoc signo vinces" [лат. – "Сим побеждай"]. С тех пор, как считается, он заменил орла на штандартах римских легионов на крест. На монетах периода его правления изображается ХР-МОНОГРАММА. (О крещении Константина см. СИЛЬВЕСТР.) Константин одет как римский император или легионер. На нем КОРОНА, и он держит СКИПЕТР или, чаще, labarum (штандарт). Когда мы видим его стоящим, он предстает в сопровождении своей матери ЕЛЕНЫ или КАРЛА ВЕЛИКОГО (первого императора Священной Римской империи). В византийских мозаиках он показывает Христу макет Константинополя.

1. Сон Константина. Он лежит спящий в своем шатре, охраняемый воинами. Это происходит накануне его битвы с Максенцием. Ангел, предсказавший ему победу, спускается сверху.

2. Битва у Мульвийского моста или Saxa Rubra [Красные камни]. На высоко поднятых римских штандартах изображения креста и ХР-монограммы. Константин на белом коне с копьем наизготове противостоит Максенцию, который тоже на коне, но отворачивается, будто стремясь бежать от крестного знамения. Кругом множество воинов – одни убиты, другие умирают; побежденные, как иногда изображается, падают в реку.

3. Дарственная Константина. Считалось, что одним из актов Константина как императора было преподнесение в дар папе Сильвестру (с правом наследования) территорий Центральной Италии и гарантирование ему главенства над другими епископами. Дарственная, по которой эта передача якобы осуществилась, оказалась, как доказал ученый-гуманист XV века Лоренцо Валла, подложной. Сильвестр изображается на троне в папском облачении; он получает в дар от императора, преклонившего перед ним колени, римские земли.

Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и исторические реалии в западноевропейском искусстве