Аксельрод Любовь Исааковна

Аксельрод Любовь Исааковна

Любовь Исааковна Аксельрод (1868-1946) - российская революционерка, философ и литературовед.  Доктор философии (1900).

Краткая биография:

Родилась в Дуниловичи Вилейского уезда Виленской губернии в семье раввина. С 1883 года участница революционного движения.
В 1887 году была вынуждена эмигрировать во Францию, а затем - в Швейцарию. Причиной эмиграции стало неудачное покушение народовольцев на императора Александра III и провал народовольческой организации в Вильне. В 1892 году перешла на позиции марксизма и вступила в группу «Освобождение труда.
В 1900 году окончила Бернский университет со степенью доктора философии (её диссертация о мировоззрении Л. Н. Толстого в 1902 году была опубликована на немецком языке в Штутгарте) и вскоре стала одним из основных авторов статей на философские темы в социал-демократических изданиях «Искра» и «Заря», примкнув к меньшевистской фракции.
В 1906 году вернулась в Россию, после объявления амнистии членам оппозиции. Любовь Исааковна уже выступала в качестве видного деятеля партии меньшевиков, а так же самого авторитетного эксперта по вопросам марксистской философии. В 1906 году вышел в свет сборник «Философские очерки», где с меньшевистских позиций Аксельрод критиковала неокантианцев Н. А. Бердяева, П. Б. Струве и других, а также гносеологию И. Канта. Благодаря этому сборнику и, особенно, статьям, направленным против A. A. Богданова и других «философских отступников» от марксизма, в обличении которых опередила В. И. Ленина, она завоевала в среде российской социал-демократии репутацию непоколебимого защитника «чистоты» марксистской философии.
В начале 1920-х годов Аксельрод преподавала в Институте красной профессуры, затем работала в Институте научной философии Российской ассоциации научно-исследовательских институтов (РАНИОН) АН СССР и Государственной академии художественных наук. В 1921—1925 годах профессор кафедры философии факультета общественных наук МГУ, действительный член НИИ научной философии при факультете (1922—1925), с 1925 года профессор кафедр исторического материализма факультетов советского права и этнологического факультета. В начале 1930-х годов Аксельрод причислили к так называемым «механистам», которых обвиняли в ревизии марксистской философии. Аксельрод обвиняли (в частности А. М. Деборин) в приверженности к «сионистской философии истории», поскольку в одной из статей (журнал «Красная новь», 1925) она согласилась с точкой зрения о еврейских религиозных истоках философской системы Б. Спинозы. Последняя книга Л. Аксельрод была издана в 1934 году.
Скончалась в Москве 5 февраля 1946 года. Похоронена на новом Донском кладбище. Её захоронение находится в закрытом колумбарии.

Книги автора
Аксельрод Л. И., К. Маркс как философ, 1924
Аксельрод Л. И., Критика основ буржуазного обществоведения и материалистическое понимание истории, Иваново-Вознесенск, 1924
Аксельрод Л. И., Этюды и воспоминания. Ленинград, 1925
Аксельрод Л. И., Лев Толстой, 2-е изд., Москва, 1928
Аксельрод Л. И., К вопросу о мировоззрении Щедрина, Литературное наследство, 1933
Аксельрод Л. И., Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса, Москва — Ленинград, 1934.
Читать далее

Книги