Стравинский Игорь Фёдорович

Стравинский Игорь Фёдорович
Игорь Фёдорович Стравинский (1882-1971) - русский композитор. Гражданин Франции (1934) и США (1945). Один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века.

Об авторе:

Родился 17 июня 1882 года в Ораниенбауме, под Петербургом. Его отец, Фёдор Игнатьевич Стравинский - оперный певец, солист Мариинского театра. Мать, пианистка и певица Анна Кирилловна Холодовская, была постоянным концертмейстером на концертах мужа. В доме Стравинских в Петербурге принимали музыкантов, артистов, писателей, в числе которых был и Ф. М. Достоевский.
Брал частные уроки фортепиано у А. П. Снетковой (1896-1899) и Л. А. Кашперовой (с декабря 1899). На формирование музыкальных вкусов в этот период оказал большое влияние композитор и пианист И. В. Покровский, который познакомил его с западноевропейской музыкой, в первую очередь с французской (Ш. Гуно, Ж. Бизе, Л. Делиб, Э. Шабрие и др.), помогая ему освобождаться от влияния музыкального академизма того времени.
В 19 лет после окончания гимназии Гуревича, по настоянию родителей, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, одновременно приступив к самостоятельному изучению музыкально-теоретических дисциплин.
С 1904 по 1906 год брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, который предложил занятия два раза в неделю, параллельно с его уроками у В. П. Калафати.
В 1906-м Стравинский женился на Екатерине Гавриловне Носенко, своей кузине. В 1907 году родился их первый сын, художник Фёдор Стравинский, в 1910-м - второй сын, композитор и пианист Святослав Сулима-Стравинский. В 1900—1910-е семья Стравинских жила подолгу в своём имении, которое находилось в Устилуге.
Под руководством Римского-Корсакова в 1906-м были написаны первые сочинения - скерцо и соната для фортепиано, сюита для голоса с оркестром «Фавн и пастушка» и т. д. На премьере сюиты присутствовал Сергей Дягилев, высоко оценивший талант молодого композитора. Через некоторое время Дягилев предложил ему написать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже в 1910 году. В течение трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принёсших ему мировую известность - «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). В эти годы (главным образом, в связи с постановками С. Дягилева) Стравинский неоднократно ездил в Париж.
В июне 1911 года, вскоре после парижской премьеры «Петрушки» в «Русских балетах» Дягилева, познакомился с Эриком Сати, которого определял как «самого странного человека, которого когда-либо знал», но притом называл его «самым замечательным» и «неизменно остроумным».
В начале 1914 года, накануне Первой мировой войны, выехал с семьёй в Швейцарию. Из-за начавшейся войны, а затем революции Стравинские в Россию не вернулись. С весны 1915 года жил с семьёй в Морже близ Лозанны, с 1920-го преимущественно в Париже.
Среди сочинений этого времени - опера «Соловей» по одноимённой сказке Андерсена (1914) и «История солдата» (1918). Этим же временем датируется сближение Стравинского с французской «Шестёркой».
После окончания войны принял решение не возвращаться в Россию и спустя некоторое время переехал во Францию. В 1919 году по заказу Дягилева написал балет «Пульчинелла», поставленный год спустя.
Стравинский оставался во Франции до 1940 года. Здесь состоялись премьеры его последних русских сочинений - камерной оперы «Мавра» (1922) и небольшой хореографической кантаты «Свадебка» (1923), а также сочинений, написанных в неоклассической манере, среди которых балеты «Пульчинелла» (1920) и «Поцелуй феи» (1928). В Париже впервые обратился к духовной музыке - написал «Отче наш» для хора без сопровождения (1928) и знаменитую «Симфонию псалмов» (1930) на латинские тексты Псалтири (1930; впервые исполнена в декабре того же года в Брюсселе Э. Ансерме).
С 1915года периодически выступал в качестве дирижёра собственных сочинений. В 1924-м дебютировал в качестве пианиста, исполнив собственный Концерт для фортепиано и духового оркестра под управлением Сергея Кусевицкого.
В начале 1930-х годов написал Концерт для скрипки с оркестром и Концерт для двух фортепиано. В 1933-1934 годах по заказу Иды Рубинштейн совместно с Андре Жидом сочинил мелодраму «Персефона». В 1934-м принял французское гражданство, в 1935-м издал (по-французски) мемуары под названием «Хроника моей жизни».
Позже вспоминал парижские годы как самое несчастливое время жизни. В 1938 году умерла его старшая дочь Людмила, в 1939-м - жена и мать.
В марте 1940 года Стравинский женился вновь - на Вере Судейкиной, с которой был знаком с 1922 года.
С 1936 года периодически ездил с гастролями в США, в ходе которых укрепились его творческие связи с этой страной. В 1937-м в нью-йоркском театре Метрополитен-опера был поставлен балет «Игра в карты», год спустя исполнен концерт «Дамбартон-Окс».
Стравинского пригласили прочитать курс лекций в Гарвардском университете.
В связи с началом Второй мировой войны принял решение переехать в США (1939). Сначала поселился в Сан-Франциско, а затем в Лос-Анджелесе. В 1945-м получил американское гражданство. Произведения этого периода - опера «Похождения повесы» (1951), ставшая апофеозом неоклассического периода, балеты «Орфей» (1948), Симфония до мажор (1940) и Симфония в трёх частях (1945), Эбони-концерт для кларнета и джаз-оркестра (1946).
С начала 1950-х годов начал систематически использовать серийный принцип. Переходным сочинением стала Кантата на стихи английских анонимных поэтов, в которой обозначилась тенденция тотальной полифонизации музыки. Первым серийным сочинением стал Септет (1953). Серийным сочинением, в котором Стравинский совершенно отказался от тональности, стали «Threni» (Плач пророка Иеремии, 1958). Произведение, в котором серийный принцип абсолютен, - «Движения» для фортепиано с оркестром (1959) и Вариации памяти Олдоса Хаксли для оркестра. В 1966-м написал «Заупокойные песнопения» - небольшое камерное по стилю сочинение (в отличие от масштабных «патетических» реквиемов романтиков), которое считал завершающим в своей творческой карьере.
На протяжении десятилетий активно гастролировал как дирижёр (преимущественно собственных сочинений) в Европе и США. Отличаясь чрезвычайной требовательностью к соблюдению предписанных им исполнительских нюансов (темпа, динамики, акцентов и пр.), придавал большое значение аудиозаписи. В 1950-х и начале 1960-х годов под управлением автора на лейбле Columbia Records было записано подавляющее большинство его сочинений. Авторские аудиозаписи Стравинского-дирижёра доныне служат важным ориентиром для всех новых исполнительских интерпретаций его музыки.
В сентябре 1962 года Стравинский прилетел в Москву, где дирижировал своими сочинениями (в октябре - в Ленинграде). Концерты Стравинского были восторженно встречены музыкальной общественностью страны.
Последнее завершённое произведение - обработка для камерного оркестра двух духовных песен Хуго Вольфа (1968). Неоконченными остались оркестровки четырёх прелюдий и фуг из Хорошо темперированного клавира И. С. Баха (1968-1970), также сохранились эскизы некоего сочинения для фортепиано.
Умер 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке от сердечной недостаточности. Похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции (Италия), на так называемой «русской» его части, недалеко от могилы Сергея Дягилева.

Дополнительная информация об авторе:
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Книги автора

Стравинский И.Ф. Диалоги. Воспоминания. Размышления. Комментарии. (1971)
Стравинский И.Ф. Музыкальная поэтика. (1942)

Читать далее

Аудиокниги

Сюита из балета «Жар-птица». VI....
Стравинский И. Ф.
30 ₽
Посмотреть
Сюита из балета «Жар-птица». V....
Стравинский И. Ф.
30 ₽
Посмотреть
Сюита из балета «Жар-птица». IV....
Стравинский И. Ф.
30 ₽
Посмотреть
Сюита из балета «Жар-птица»....
Стравинский И. Ф.
30 ₽
Посмотреть
Сюита из балета «Жар-птица». II....
Стравинский И. Ф.
30 ₽
Посмотреть
Сюита из балета «Жар-птица». I....
Стравинский И. Ф.
30 ₽
Посмотреть
Балет «Весна священная». Ч. II....
Стравинский И. Ф.
30 ₽
Посмотреть
Балет «Весна священная». Ч. II....
Стравинский И. Ф.
30 ₽
Посмотреть
Балет «Весна священная». Ч. II....
Стравинский И. Ф.
30 ₽
Посмотреть
Балет «Весна священная». Ч. II....
Стравинский И. Ф.
30 ₽
Посмотреть
Балет «Весна священная». Ч. II....
Стравинский И. Ф.
30 ₽
Посмотреть
Балет «Весна священная». Ч. I....
Стравинский И. Ф.
30 ₽
Посмотреть
Балет «Весна священная». Ч. I....
Стравинский И. Ф.
30 ₽
Посмотреть
Балет «Весна священная». Ч. I....
Стравинский И. Ф.
30 ₽
Посмотреть
Балет «Весна священная». Ч. I....
Стравинский И. Ф.
30 ₽
Посмотреть
Балет «Весна священная». Ч. I....
Стравинский И. Ф.
30 ₽
Посмотреть
Балет «Весна священная». Ч. I....
Стравинский И. Ф.
30 ₽
Посмотреть
Балет «Весна священная». Ч. I....
Стравинский И. Ф.
30 ₽
Посмотреть
Сюита из балета «Петрушка». VII....
Стравинский И. Ф.
30 ₽
Посмотреть
Сюита из балета «Петрушка». VI....
Стравинский И. Ф.
30 ₽
Посмотреть
Сюита из балета «Петрушка». V....
Стравинский И. Ф.
30 ₽
Посмотреть
Сюита из балета «Петрушка». IV....
Стравинский И. Ф.
30 ₽
Посмотреть
Сюита из балета «Петрушка». III....
Стравинский И. Ф.
30 ₽
Посмотреть
Сюита из балета «Петрушка». II....
Стравинский И. Ф.
30 ₽
Посмотреть
Сюита из балета «Петрушка». I....
Стравинский И. Ф.
30 ₽
Посмотреть
Стравинский И. Ф.
Посмотреть