Пастернак Борис Леонидович

Пастернак Борис Леонидович

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) - русский поэт, писатель и переводчик. Один из крупнейших русских поэтов XX века

Об авторе:

Родился 10 февраля 1890 года в Москве, в творческой еврейской семье. Отец - художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак, мать - пианистка Розалия Исидоровна Пастернак. Переехали в Москву из Одессы в 1889 году, за год до рождения сына. Кроме старшего, Бориса, в семье родились Александр, Жозефина и Лидия.
В 13 лет под влиянием композитора А. Н. Скрябина Пастернак увлёкся музыкой, которой занимался в течение шести лет. В 1900 году не был принят в 5-ю московскую гимназию из-за процентной нормы, но по предложению директора в 1901 году поступил сразу во второй класс. В 1903-м, в августе, при падении с лошади сломал ногу и из-за неправильного срастания (лёгкая хромота, которую писатель скрывал, осталась на всю жизнь) был в дальнейшем освобождён от воинской повинности. Позже уделил особое внимание этому эпизоду в стихотворении «Август» как пробудившему его творческие силы. В октябре 1905 года попал под казачьи нагайки, когда на Мясницкой улице столкнулся с толпой митингующих, которую гнала конная полиция. Этот эпизод потом также нашёл своё отражение в его книгах.
В 1908 году, одновременно с подготовкой к выпускным экзаменам в гимназии под руководством Ю. Д. Энгеля и Р. М. Глиэра готовился к экзамену по курсу композиторского факультета Московской консерватории. Окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён из-за еврейского происхождения.
В 1908 году поступил на юридический факультет Московского университета, а в 1909-м по совету А. Н. Скрябина перевёлся на философское отделение историко-филологического факультета.
Летом 1912 года изучал философию в Марбургском университете в Германии у главы марбургской неокантианской школы профессора Германа Когена, который советовал ему продолжить карьеру философа в Германии. Тогда же сделал предложение Иде Высоцкой (дочери крупного чаеторговца Д. В. Высоцкого), но получил отказ (факт описан в стихотворении «Марбург» и автобиографической повести «Охранная грамота»).
В 1912 году вместе с родителями и сёстрами посетил Венецию, что нашло отражение в его стихах того времени.
В том же, 1912 году, окончил Московский университет. За дипломом не явился. Диплом № 20974 сохранился в архиве Московского университета.
После поездки в Марбург отказался от философских занятий. В это же время начал входить в круги московских литераторов. Участвовал во встречах кружка символистского издательства «Мусагет», затем в литературно-артистическом кружке Юлиана Анисимова и Веры Станевич, из которого выросла недолговечная постсимволистская группа «Лирика».
С 1914-го примыкал к содружеству футуристов «Центрифуга». В этом же году близко познакомился с другим футуристом - Владимиром Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние. Позже, в 1920-е годы, Пастернак поддерживал связи с группой Маяковского «ЛЕФ», но в целом после революции занимал независимую позицию, не входя ни в какие объединения.
Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга - «Близнец в тучах» - в конце того же года, воспринималась самим автором, как незрелая. Тем не менее, именно после «Близнеца в тучах» Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором.
В 1916 году вышел сборник «Поверх барьеров». Зиму и весну 1916 года провёл на Урале, под городом Александровском Пермской губернии, в посёлке Всеволодо-Вильва, приняв приглашение поработать в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами Бориса Збарского помощником по деловой переписке и торгово-финансовой отчётности. Широко распространено мнение, что прообразом города Юрятина из «Доктора Живаго» является город Пермь. В этом же году побывал на Березниковском содовом заводе на Каме.
В 1921 году, родители Пастернака и его сёстры покидают советскую Россию по личному ходатайству А. В. Луначарского для лечения главы семейства в Германии и обосновываются в Берлине, однако после операции Леонида Осиповича семья не пожелала вернуться в СССР (позднее, после прихода к власти нацистов, семья в 1938 году переехала в Лондон). Начинается активная переписка Пастернака с ними и русскими эмиграционными кругами вообще, в частности, с Мариной Цветаевой. В 1926 году началась переписка с Р.-М. Рильке.
В 1922 году Пастернак женился на художнице Евгении Лурье. В том же 1922-м, выходит программная книга поэта «Сестра моя - жизнь», большинство стихотворений которой были написаны ещё летом 1917 года. В следующем, 1923 году, в семье Пастернаков рождается сын Евгений.
В 1920-е годы созданы также сборник «Темы и вариации» (1923), роман в стихах «Спекторский» (1925), цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».
В 1928 году Пастернак обращается к прозе. К 1930-му году заканчивает автобиографические заметки «Охранная грамота», где изложил его принципиальные взгляды на искусство и творчество.
На конец 1920-х - начало 1930-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР и в 1934 году выступает с речью на его первом съезде, на котором Н. И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза.
Познакомившись с Зинаидой Николаевной Нейгауз (в девичестве Еремеевой), прервал первый брак, в 1932 году женился на ней. В том же году вышла его книга «Второе рождение». 1 января 1938 года у Пастернака и его второй жены рождается сын Леонид.
В 1935 году Пастернак участвует в работе проходящего в Париже Международного конгресса писателей в защиту мира, где с ним случается нервный срыв. Это была его последняя поездка за границу.
В 1935-м заступился за мужа и сына Анны Ахматовой, освобождённых из тюрем после писем Сталину от Пастернака и Анны Ахматовой. В декабре 1935 года шлёт в подарок Сталину книгу переводов Грузинской лирики и в сопроводительном письме благодарит за «чудное молниеносное освобождение родных Ахматовой».
В январе 1936 года публикует два стихотворения, обращённые со словами восхищения к И. В. Сталину. Однако уже к середине 1936-го отношение властей к нему меняется - его упрекают не только в «отрешённости от жизни», но и в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», и безоговорочно требуют тематической и идейной перестройки. Это приводит к первой длительной полосе отчуждения Пастернака от официальной литературы. По мере ослабевающего интереса к советской власти, стихи Пастернака приобретают более личный и трагический оттенок.
В 1936 году он поселился на даче в Переделкино, где с перерывами прожил до конца жизни.
К концу 1930-х годов обратился к прозе и переводам, которые в 40-х годах стали основным источником его заработка. В тот период им созданы ставшие классическими переводы многих трагедий Уильяма Шекспира (в том числе «Гамлета»), «Фауста» Гёте, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера. Пастернак понимал, что переводами спасал близких от безденежья, а себя - от упрёков.
1942-1943 годы провёл в эвакуации в Чистополе. Материально помогал многим людям, в том числе репрессированной дочери Марины Цветаевой - Ариадне Эфрон.
В 1943-м вышла книга стихотворений «На ранних поездах», включающая четыре цикла стихов предвоенного и военного времени.
В 1946 году познакомился с Ольгой Ивинской, и она стала «музой» поэта. Он посвятил ей многие стихотворения. До самой смерти Пастернака их связывали близкие отношения.
В 1952 году у Пастернака произошёл первый инфаркт, описанный в стихотворении «В больнице».
Неоднократно посещал Грузию, к которой относился с восторгом, тесное соприкосновение с её самобытными культурой и историей оставили заметный след в духовном мире поэта.
Роман «Доктор Живаго» писал в течение десяти лет - с 1945 по 1955 год. Став, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман представляет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода с начала столетия до Великой Отечественной войны.
Книга вышла в свет сначала в Италии в 1957 году в издательстве Feltrinelli.
Издание романа в Голландии и Великобритании (а затем и в США в карманном формате) и бесплатную раздачу книги советским туристам на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе и на фестивале молодёжи и студентов в Вене в 1959 году организовало Центральное разведывательное управление США. Кроме того, как следует из рассекреченных документов, в конце 1950-х годов британское министерство иностранных дел пыталось использовать «Доктора Живаго» как инструмент антикоммунистической пропаганды и финансировало издание романа на языке фарси.
Ежегодно, в период с 1946 по 1950 год, а также в 1957 году Пастернак выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958-м его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю, и 23 октября Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды.
Присуждение премии привело к его травле в советской печати, исключению из Союза писателей СССР, оскорблениям в его адрес со страниц советских газет, на собраниях «трудящихся». Московская организация Союза писателей СССР, вслед за правлением Союза писателей, требовали высылки Пастернака из Советского Союза и лишения его советского гражданства. Среди литераторов, требовавших высылки, были Л. И. Ошанин, А. И. Безыменский, Б. A. Слуцкий, С. A. Баруздин, Б. Н. Полевой и многие другие. Отрицательное отношение к роману высказывалось и некоторыми русскими литераторами на Западе, в том числе В. В. Набоковым.
Несмотря на то, что премия была присуждена «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», усилиями официальных советских властей она должна была надолго запомниться только как прочно связанная с романом «Доктор Живаго». В результате массовой кампании давления Борис Пастернак отказался от Нобелевской премии.
Летом 1959-го начал работу над оставшейся незавершённой пьесой «Слепая красавица», но обнаруженный вскоре рак лёгких в последние месяцы жизни приковал его к постели.
Умер в подмосковном Переделкино 30 мая 1960 года. Похоронен на Переделкинском кладбище.

Дополнительная информация об авторе:
Литературная энциклопедия в 11 томах
Книги автора

Произведения и книги:
Пастернак Б. Л. Близнец в тучах. (1914)
Пастернак Б. Л. Детство Люверс. (1918, опубл. в 1922)
Пастернак Б. Л. Три главы из повести // «Московский понедельник»: газета. (1922)
Пастернак Б. Л. Сестра моя жизнь: Стихи. Лето 1917 года. (1922)
Пастернак Б. Л. Темы и варьяции: Четвёртая книга стихов. (1923)
Пастернак Б. Л. Рассказы.(1925)
Пастернак Б. Л. 1905 год. Девятьсот пятый год. Первое издание. (1927; 2-е изд - 1930; 3-е изд - 1932)
Пастернак Б. Л. Две книги: Стихи. (1927)
Пастернак Б. Л. Поверх барьеров: Стихи разных лет. (1929; 2-е изд - 1931)
Пастернак Б. Л. Спекторский. (1931)
Пастернак Б. Л. Второе рождение: Стихи. (1932)
Пастернак Б. Л. «Охранная грамота», первые главы в журнале «Звезда» N 8. (1929)
Пастернак Б. Л. Воздушные пути. (1933)
Пастернак Б. Л. Второе рождение. (1934)
Пастернак Б. Л. Грузинские лирики. (1935)
Пастернак Б. Л. На ранних поездах. (1943)
Пастернак Б. Л. Когда разгуляется, цикл стихотворений, полностью издан посмертно в «Избранном». (1961)
Пастернак Б. Л. Стихотворения и поэмы. (1961)
Пастернак Б. Л. Стихотворения и поэмы: В 2-х т / Сост., подг. текста и примеч. В. С. Баевского и Е. Б. Пастернака. (3-е изд. - 1990)
Пастернак Б. Л. Не я пишу стихи... Переводы из поэзии народов СССР. (1991)
Пастернак Б. Л. Избранные сочинения / Сост. и комм. Е. В. Пастернак. (1998)
Пастернак Б. Л. Письма к родителям и сестрам. (2004)
Переписка Бориса Пастернака. (1990)
Пастернак Б. Л. «Земной простор». (1990)
Переводы:
- Пьесы:
Уильям Шекспир: «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра», «Генрих IV, часть 1», «Генрих IV, часть 2».
Иоганн Вольфганг фон Гёте: «Фауст» (2 части).
Фридрих Шиллер: «Мария Стюарт».
Педро Кальдерон: «Стойкий принц».
Бен Джонсон: «Алхимик»
Генрих фон Клейст: «Роберт Гискар»
Генрих фон Клейст: «Разбитый кувшин»
Генрих фон Клейст: «Принц Фридрих Гомбургский»
- Поэзия:
Поль Верлен
Уильям Шекспир
Джордж Гордон Байрон
Перси Биши Шелли
Джон Китс
Алджернон Чарльз Суинбёрн
Райнер Мария Рильке
Иоганн Вольфганг фон Гёте
Ганс Сакс
Георг Гейм
Иоганнес Роберт Бехер
Шандор Петёфи
Рабиндранат Тагор
Рафаэль Альберти
Юлиуш Словацкий
Болеслав Лесьмян
Витезслав Незвал
Николоз Бараташвили
Иосиф Гришашвили
Важа Пшавела
Тициан Табидзе
Паоло Яшвили
Георгий Леонидзе
Тарас Шевченко
Музыкальные произведения:
Прелюдия ми-бемоль минор (1906)
Прелюдия соль-диез минор
Соната для фортепиано (1909) (часть 1), (часть 2)

Читать далее

Книги