Филдинг Генри

Филдинг Генри
Генри Филдинг (1707-1754) - английский писатель и драматург XVIII века. Известен своим житейским юмором и сатирическим мастерством, а также как автор романа «История Тома Джонса, найдёныша». Один из основоположников реалистического романа.

Об авторе:

Родился 22 апреля 1754 года предположительно в Шарпем-Парке (графство Сомерсетшир). Отец его был родовитым дворянином, служил в армии, в 1711 году вышел в отставку в генеральском звании. До двенадцати лет Генри по преимуществу жил в Ист-Стауре (графство Дорсетшир), богатом имении деда с материнской стороны, члена Суда королевской скамьи.
Получил среднее образование в Итоне (1719-1725), одной из наиболее аристократических школ Англии. В Итоне установил крепкую дружбу с Уильямом Питтом-старшим.
После любовной интрижки с молодой женщиной, обернувшейся для него проблемами с законом, отправился в Лондон, где началась его литературная карьера.
В 1728 году отправился в Лейден, чтобы изучать классическое искусство и право в университете. Но, по-видимому, отсутствие достаточных материальных средств заставило его отказаться от окончания Лейденского университета (1728-1730), где он учился около двух лет, и вынудила вернуться в Лондон.
Вернувшись в Лондон, в поисках средств к существованию обратился к драматургической деятельности. Начал писать для театра, некоторые из его работ жёстко критиковались правительством под руководством Канцлера казначейства сэра Роберта Уолпола.
Закон о театральной цензуре 1737 года, как утверждается, является прямым результатом его деятельности. В частности, пьесой, что привела к закону о театральной цензуре, была «Золотое охвостье», но сатира Филдинга задала тон. Тогда как закон о театральной цензуре был утверждён, сатира на политические темы была фактически невозможна, и драматурги, чьи произведения были поставлены, были под подозрением. По этой причине Филдинг оставил театр и продолжил свою карьеру в области права.
Чтобы поддерживать свою жену Шарлотту Крэдок и двоих детей, в 1737 году Филдинг поступил студентом в Темпл и в 1740 году получил звание адвоката. К этому же периоду относится и начало его занятий журналистикой.
Филдинг и его семья часто претерпевали периоды бедности, но ему также помогал Ральф Аллен, меценат и основатель первой в Англии частной почтовой службы, который впоследствии послужил прототипом сквайра Олверти в романе «Том Джонс».
Филдинг никогда не прекращал писать сатиры как политические, так и на современное ему искусство и литературу. Его Трагедия трагедий Мальчик-с-пальчик (для которой Уильям Хогарт выполнил дизайн фронтисписа) имела, например, довольно неплохой успех для печатной пьесы. Также публиковался в журналах-ежедневниках. Писал для периодических изданий тори, как правило, под псевдонимом «Капитан Геркулес уксус» (Captain Hercules Vinegar).
В конце 1730-х годов и в начале 1740-х продолжал излагать свои либеральные и антиякобитские взгляды в сатирических статьях. Почти случайно, позавидовав успеху романа Сэмюэла Ричардсона «Памела», в 1741 году Филдинг начинает писать романы, и его первым крупным успехом стал роман «Шамела», анонимная пародия на мелодраматический роман Сэмюэла Ричардсона. Эта сатира следует эталону знаменитых «консервативных» сатириков предыдущего поколения (в частности, Джонатана Свифта и Джона Гейя).
Дальше последовал роман «Джозеф Эндрюс» (1742), оригинальное произведение предположительно повествующее о брате Памелы, Джозефе. Хотя произведение и задумывалось как пародия, оно развилось в полноценный роман и считается некой отправной точкой, дебютом Филдинга, как серьёзного романиста.
В 1743 году опубликовал роман в третьем сборнике Miscellanies. Это был роман «История жизни покойного Джонатана Уайлда Великого». Этот роман иногда считается его первым романом, потому что он почти наверняка начал сочинять его, прежде чем написал романы «Шамела» и «Джозеф Эндрюс». Это сатира на Уолпола, которая проводит параллель между Уолполом и Джонатаном Уалдом, печально известным главарем банды и разбойником. Он косвенным образом сравнивает партию вигов в Парламенте с бандой воров, которыми руководил Уолпол, чьё постоянное желание стать «Великим Человеком» (распространённый эпитет для Уолпола) должно достигнуть апогея только в антитезисе величия: когда он будет повешен.
Его анонимно опубликованный в 1746 году «Женоподобный супруг» является выдуманным рассказом о знаменитом деле, когда женщина-трансвестит была осуждена за принуждение другой женщины обманом вступить в брак. Несмотря на то что эта тема занимает незначительное место в творческом наследии Филдинга, она согласуется с его постоянным интересом к теме мошенничества, обмана, притворства.
Лучшая работа Филдинга - «Том Джонс» (1749) - это тщательно построенный плутовской роман, запутанно и забавно повествующий о том, как найдёныш достиг успеха.
Жена Филдинга, Шарлотта, которая послужила прототипом героинь в романах «Том Джонс» и «Амелия», умерла в 1744 году. Тремя годами позже Филдинг, пренебрегая общественным мнением, женился на бывшей служанке Шарлотты, Марии, которая была беременна.
Несмотря на это, его последовательный антиякобизм и поддержка Англиканской церкви способствовали тому, что год спустя Филдинг был назначен Главным судьёй Лондона, и его литературная карьера пошла в гору.
Объединившись со своим младшим братом Джоном, помог образовать в 1749 году подразделение «ищеек» с Боу-стрит, называемое многими первым полицейским подразделением Лондона. По словам историка М. Тревельяна, они были лучшими судьями Лондона в XVIII веке и много сделали для улучшения судебной системы и условий содержания заключённых.
Влиятельные памфлеты и запросы Филдинга включали предложение об отмене публичного повешения. Это не означает, однако, что Филдинг выступал против смертной казни как таковой, о чём свидетельствует, например, его председательство в суде в 1751 году на слушании дела знаменитого преступника Джеймса Филда, который был признан виновным в грабеже и приговорён к виселице. Несмотря на то что Джон Филдинг был слепым, он сменил своего старшего брата на посту главного судьи и стал известен как «Blind Beak» (Слепой Клюв) с Боу-стрит за свою способность самостоятельно распознавать преступников по их голосам.
В январе 1752 года Генри Филдинг занялся периодикой - выходящим раз в две недели журналом под названием «Ковент-Гарден», который публиковал под псевдонимом «сэр Александр Дроукансир, КНТ. Цензор Великобритании» до ноября того же года. В этом журнале Филдинг бросил вызов «армии с Граб-стрит» и современным писателям периодических ежедневных изданий. Этот конфликт, в конечном итоге, привёл к Бумажной войне 1752-1753 годов.
Горячая приверженность Филдинга как великого гуманиста к делу правосудия (в частности, он поддерживал Элизабет Каннинг) совпала с быстрым ухудшением состояния его здоровья, и в 1754 году он уехал в Португалию для лечения. Подагра, астма и другие недуги привели к необходимости использовать костыли.
Генри Филдинг умер в Лиссабоне 8 октября 1754 года. Его могила находится на территории городского британского кладбища.

Дополнительная информация об авторе:
Большая Советская энциклопедия
Книги автора

Основные сочинения:
Маскарад (The Masquerade) - поэма (первая публикация Филдинга)
Любовь в различных масках (Love in Several Masques) - пьеса, 1728
Rape upon Rape - пьеса, 1730.
The Temple Beau - пьеса, 1730
Авторский фарс с кукольным представлением - пьеса, 1730
Подметные письма, или Новый способ удержать жену дома - пьеса, 1731
Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Томаса Тама Великого - пьеса, 1731
Политик из кофейни, или судья в ловушке - пьеса, 1731
Опера Граб-стрита или у жены под башмаком - пьеса, 1731
Совратители, или Разоблаченный иезуит - пьеса, 1731 - экранизирована в 1960 году.
The Modern Husband - пьеса, 1732
Лотерея (The Lotterry) - пьеса, 1732
The Covent Garden Tragedy - пьеса, 1732
The Miser - пьеса, 1732
Служанка-интриганка - пьеса, 1734
Урок отцу, или Дочка без притворства - пьеса, 1734
Дон Кихот в Англии (Don Quixote in England) - пьеса, 1734
Мисс Люси в столице - пьеса, 1735
Пасквин - пьеса, 1736
Евридика - пьеса, 1737
Исторический календарь за 1736 год - пьеса, 1737
Апология жизни миссис Шамелы Эндрюс - роман, 1741
История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Эйбрахама Адамса - роман, 1742
Жизнь Джонатана Уайльда Великого - роман, 1743
Miscellanies - сборник сочинений, 1743, содержит поэму Part of Juvenal’s Sixth Satire, Modernized in Burlesque Verse
Женоподобный супруг - памфлет, 1746
История Тома Джонса, найдёныша - роман, 1749
Путешествие в загробный мир и прочее - повесть, 1749
Амелия - роман, 1751
Ковент-Гарден - журнал, 1752
Современный словарь - памфлет, 1752
Письмо из бедлама - памфлет, 1752
Дневник путешествия в Лиссабон - рассказы о путешествиях, 1755
The Fathers: Or, the Good-Natur’d Man. - пьеса, 1778
Экранизации:
1960 - Пойманный монах (СССР, Ленфильм) - музыкальный телефильм по пьесе «Развратник, или пойманный иезуит».
Публикации на русском языке:
Том Джонс: Роман Генриха Фильдинга / Перевод А. Кроненберга. (1848)
Филдинг Г. Амелия / Изд. подг. А. Г. Ингер; отв. ред. Н. Я. Дьяконова. (1996)
Фильдинг Г. Избранные произведения в двух томах. (1954, Т. 1)
Фильдинг Г. Избранные произведения в двух томах. (1954, Т. 2)
Филдинг Г. Избранные сочинения / Вступительная статья и комментарии В. Харитонова. (1989)
Фильдинг Г. История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса. Написано в подражание манере Сервантеса, автора Дон-Кихота / Пер. с англ. Н. Д. Вольпин под ред Ф. М. Лорье. (1949)
Фильдинг Г. История Тома Джонса, найдёныша / Пер. с англ. и коммент. А. А. Франковского. (1973)
Филдинг Г. Путешествие в другой свет: Остроумная повесть / С аглинскаго подлинника на немецкой, а с немецкаго на российской язык перевёл Владимир Золотницкий. (1766)
Филдинг Г. Путешествие в загробный мир. (2013)
Филдинг Г. Судья в силке: Комедия в пяти актах. (2017)
Филдинг Г. Так ли плохи сегодняшние времена? : Избранные сочинения. (2012)
Филдинг Г. Фарсы / Пер. с англ. Р. П. Померанцевой и Ю. И. Кагарлицкого. (1980)

 

Читать далее

Книги