Буренин Виктор Петрович

Виктор Петрович Буренин (он же Владимир Монументов, Хуздозад Цередринов, Выборгский пустынник, граф Алексис Жасминов и пр.) — русский театральный и литературный критик, публицист, поэт-сатирик, драматург. Родился 6 марта 1841 года в Москве. Внук крепостного крестьянина и сын известного архитектора П. П. Буренина. Учился в Московском дворцовом архитектурном училище и занимался строительными работами в имениях Нарышкиных и Пущиных. Через знакомство с амнистированными декабристами (И. Пущиным, И. Якушкиным, Г. Батеньковым и др.) сблизился с русскими литературными кругами, помогал Н. А. Некрасову в сборе материалов для поэмы о декабристах «Русские женщины». Первым изданием, где опубликовался 20-летний автор, стал герценовский «Колокол». С 1862 года регулярно печатался в журналах «Искра» и «Зритель» под псевдонимом «Владимир Монументов». В 1863 году Буренин переехал в Петербург, где, прослужив год по архитектурной части, оставил совершенно свою профессию и занялся только литературой. В 1860—1870-х годах выступал как критик и сатирик в многочисленных изданиях, придерживающихся радикально-демократических позиций. В 1864 году написал прочувствованное стихотворение о гражданской казни Н. Г. Чернышевского, распространявшееся в списках (напечатал его более чем полвека спустя уже в советской России: «Вестник литературы». 1920, № 6). В 1866—1875 годы работал критиком-обозревателем в «Санкт-Петербургских ведомостях», а с 1876 года и до Февральской революции 1917-го — в «Новом времени». Имя Буренина стало устойчиво ассоциироваться с этой газетой в той же степени, что и имя её издателя А. С. Суворина. С 1880-х годов репутация Буренина существенно испортилась, особенно после его чрезвычайно резкой полемики с поклонниками умиравшего от туберкулёза «недугующего паразита» С. Я. Надсона; сложилась легенда о том, что именно статья Буренина свела Надсона в могилу — прочтя обвинения в том, что он «притворяется калекой, недужным, чтоб жить за счет друзей», поэт почувствовал себя плохо и от последовавших кровотечения и нервного паралича скончался. Издатель «Нового времени» Суворин понимал, что Буренин «литературу презирает и глумится над нею», даже «ненавидел» его, однако был вынужден терпеть и печатать его, учитывая спрос определённых кругов читателей. Среди «жертв» Буренина 1890—1910-х годов — Максим Горький, Антон Чехов, Короленко, Леонид Андреев, Бунин, Блок, Брюсов, Бальмонт и другие. Сохранив пафос «отрицания» 1860-х годов, Буренин поменял его политический знак на противоположный, не щадя своих сатирических красок для революционных кругов, «жидовских листков» и т. п. Интересной частью творческого наследия Буренина стали меткие и смешные стихотворные и прозаические пародии, которые он публиковал на протяжении более тридцати лет. После смерти Суворина в 1912 г. Буренин начал издавать собрание сочинений (не окончено из-за революции). Публикация портрета Буренина в издававшемся нововременской редакцией журнале «Лукоморье» в 1915 году стала предлогом для отказа от сотрудничества с изданием ряда молодых литераторов. После 1917 г. лишившийся нововременской «кафедры» критик занялся писанием мемуаров; к этому времени относятся его сатирические альбомные стихи о современности, адресованные Михаилу Кузмину и Чуковскому. В 1921 году возобновившееся в Белграде под редакцией сына Суворина «Новое время» в одном из первых номеров опубликовало, поверив дошедшим из России слухам, прижизненный некролог Буренина (6 сентября). Выжить сильно нуждавшемуся 80-летнему Буренину помог объект его постоянных издевательств — Максим Горький, способствовавший назначению пайка для заслуженного литератора. Умер 15 августа 1926 года в Ленинграде.

Книги автора
Буренин, В.П. Сочинения, т. I—V. (1912—1917; не окончено)
Буренин, В.П. Очерки и пародии. (1874); 2-е изд., 1895)
Буренин, В.П. I — Мертвая нога (таинственный процесс) и II — Роман в Кисловодске. (3-е изд., 1889)
Буренин, В.П. Из современной жизни. Фельетонные рассказы Маститого Беллетриста и пр.(1879)
Буренин, В.П. Критические очерки и памфлеты. (1884)
Буренин, В.П. Критические этюды. (1888)
Буренин, В.П. Пипа и Пуся, юмористические рассказы. (1894)
Буренин, В.П. Голубые звуки и белые поэмы. (1895)
Буренин, В.П. Горе от глупости. (1905)
Буренин, В.П. либретто к опере Ц. Кюи «Анджело». (1875)
Буренин, В.П. Медея. (1884, в сотрудничестве с А. Сувориным)
Буренин, В.П. Мессалина. (1885)
Буренин, В.П. Смерть Агриппины. (1886)
Буренин, В.П. Комедия о княжне Забаве Путятишне и боярыне Василисе Микулишне. (1890)
Буренин, В.П. Пленник Византии. (1893)
Буренин, В.П. Диана Форнари. (1894)
Буренин, В.П. Все хорошо, что хорошо кончилось. (1893)
Буренин, В.П. Ожерелье Афродиты. (1896)
Буренин, В.П. Потонувший колокол. (перевод сказки-драмы Г. Гауптмана, 1897)
Буренин, В.П. Сердце принцессы Озры. (1898)
Буренин, В.П. Забава Путятишна» (текст к опере, музыка М. Иванова, 1897)