Антоний (Храповицкий А. П.), митр.

Антоний (Храповицкий А. П.), митр.
Митрополит Антоний (в миру Алексей Павлович Храповицкий; 1863-1936) - епископ Православной российской церкви; митрополит Киевский и Галицкий; впоследствии, после Гражданской войны в России, первый по времени председатель Архиерейского синода Русской православной церкви заграницей. Богослов, философ, в начале XX века активный поборник восстановления патриаршества в Русской церкви.

Краткая биография:

Родился 29 марта 1863 года в селе Ватагино, Крестецкого уезда, Новгородской губернии. Отец - Павел Павлович Храповицкий - новгородский помещик, генерал, принадлежал к дворянскому роду Храповицких. Мать, Наталья Петровна Веригина - дочь помещика Харьковской губернии. В семье было четверо сыновей; Алексей был третьим. В раннем детстве, когда семья переехала в Санкт-Петербург, начал принимать участие в архиерейских богослужениях - в качестве жезлоносца и книгодержца. Религиозным воспитанием обязан матери.
Вопреки его желанию учиться в духовном училище, был в девятилетнем возрасте отдан в 5-ю петербургскую гимназию. В 1881-м окончил гимназию с золотой медалью, затем, вопреки воле отца, выдержал вступительные экзамены в Санкт-Петербургскую духовную академию; поступление дворянина, закончившего гимназию, в Духовную академию было тогда шагом чрезвычайно необычным, ибо туда шли преимущественно дети духовенства.
В 1885 году окончил с учёной степенью кандидата богословия Cанкт-Петербургскую духовную академию, приняв в мае 1885-го постриг в академический церкви - был наречён Антонием в честь преподобного Антония Римлянина; 12 июня рукоположён во иеродиакона, 29 сентября - во иеромонаха.
Оставлен при академии профессорским стипендиатом и назначен субинспектором. С 1886 года преподавал гомилетику, литургику и церковное право в Холмской духовной семинарии.
С 1887-го - исполняющий должность доцента Петербургской духовной академии по кафедре Священного Писания Ветхого Завета. В 1888-м ему присвоена степень магистра богословия после защиты диссертации на тему «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности». В этом же году утверждён в звании доцента Академии. В 1889 году назначен исполняющим должность инспектора Академии.
В 1890 году был возведён в сан архимандрита и назначен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. Во время учёбы и преподавания в Санкт-Петербурге сформировались его богословские взгляды, вызывавшие впоследствии полемику; в эти же годы состоялось его знакомство с Иоанном Кронштадтским, продолжавшееся и во время ректорства в Московской духовной академии. Опыт Иоанна Кронштадтского стал одной из основ курса пастырского богословия, составленного Антонием.
С 1891 года (в возрасте 27 лет) - ректор Московской духовной академии.
Летом 1895 года, вследствие несогласия митрополита Московского Сергия Ляпидевского с новаторскими подходами молодого ректора МДА к воспитанию и обучению, в частности поощрением студентов к принятию монашества, переведён на должность ректора Казанской духовной академии (по 1900 год).
7 сентября 1897 года хиротонисан в Казани во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии.
В марте 1899-го, в связи с открытием в Казанской епархии второго викариатства, назначен епископом Чистопольским, первым викарием Казанской епархии, с оставлением в должности ректора.
В июле 1900 года высочайше утверждён доклад Синода о бытии ему епископом Уфимским и Мензелинским (самостоятельная епархиальная кафедра в Уфе); в августе избран почётным членом Казанской духовной академии.
В апреле 1902 года переведён на Волынскую кафедру (епархиальный центр в Житомире) епископом Волынским и Житомирским, священноархимандритом Почаевской Успенской лавры. Построил в лавре тёплый Троицкий собор в «новгородско-псковском стиле» (освящён в 1912-м), проект которого был заказан молодому архитектору Алексею Щусеву. Боролся со взяточничеством и поборами с духовенства, способствовал возрождению Овручского монастыря и Почаевской лавры, председатель Волынского отдела Императорского православного палестинского общества.
В 1905 году - один из организаторов Союза русского народа; почётный председатель его Почаевского отдела. Во время первых еврейских погромов выступил с крайне резким осуждением насилия.
В 1906 году: избран членом Государственного совета Российской империи от монашествующего духовенства, состоял в группе правых; состоял членом Предсоборного присутствия при Святейшем синоде, где председательствовал в VI отделе «По делам веры: о единоверии, старообрядчестве и других вопросах веры»; возведён в сан архиепископа.
В 1908-м: руководил высочайше назначенной ревизией Киевской духовной академии; председательствовал на 4-м Всероссийском миссионерском съезде в Киеве. Награждён орденом Святого Владимира III (1898) и II (1908) степеней.
В 1911 году издал 2-е собрание своих трудов и в июне того же года советом Казанской духовной академии был удостоен степени доктора богословия. Награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
В 1912 году: назначен членом Святейшего синода с оставлением на Волынской кафедре; участвовал в работе Предсоборного совещания.
В мае 1914 года назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским.
В 1917 году архиепископ Антоний подал прошение на покой и отбыл в Святогорский монастырь своей епархии. Однако революционные губернские власти не разрешили ему пребывание в пределах Харьковской губернии. В мае 1917-го по постановлению Священного синода он отправился на покой в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь.
В 1917 году: член Поместного собора 1917—1918 годов; участвовал в 1-2-й сессиях, товарищ председателя Собора, член Соборного совета и Судной комиссии при Совещании епископов, председатель X и член II, V, XI, XII отделов. С ноября - митрополит Харьковский и Ахтырский. С мая - избран митрополитом Киевским и Галицким; в июле избран председателем Всеукраинского церковного собора. В декабре - после занятия Киева войсками Директории, был арестован наряду с архиепископом Евлогием (Георгиевским). Оба архиерея были отправлены поездом в заключение в униатский монастырь в Бучаче, по освобождении некоторое время жил во Львове.
Осенью 1919 года избран почётным председателем Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России, действовавшего на территориях, подконтрольных Белому движению.
Покинул Россию в марте 1920 года, прибыв из Новороссийска в Афины, откуда перебрался на Афон, где планировал остаться, но пробыл около пяти месяцев. Переехал в Сербию (Королевство сербов, хорватов и словенцев).
В эмиграции поддерживал белые силы на Дальнем Востоке. Владивостокская организация «Вера, Царь и Народ» опубликовала призыв митрополита Антония к антибольшевистским вооруженным силам Дальнего Востока. Призывал к созданию народного ополчения для защиты «православной веры и русского обычая».
До своей кончины в 1936 году возглавлял Русскую православную церковь заграницей. Был ярым оппозиционером митрополита Сергия и возглавляемого им де-факто Временного патриаршего Синода в Москве, находившегося под полным контролем руководства СССР. До конца жизни оставался убеждённым монархистом.
В последние годы своей жизни не мог вставать и ходить. Скончался 10 августа 1936 года в Сремских Карловцах. Отпевание в соборной церкви Белграда 12 августа совершил патриарх Сербский Варнава, неизменно оказывавший покойному защиту и покровительство. Погребён на Новом кладбище Белграда, в склепе Иверской часовни.

Книги автора
Антоний (Храповицкий). Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением ЛТолстого. (изд2-е, 1891)
Антоний (Храповицкий). Возможна ли нравственная жизнь без христианской религии. (1897)
Антоний (Храповицкий). Догмат искупления. (1917)
Антоний (Храповицкий). Значение молитвы для пастыря церкви. (1897)
Антоний (Храповицкий). Из чтений по пастырскому богословию. (1896)
Антоний (Храповицкий). Лекции по пастырскому богословию. (1900)
Антоний (Храповицкий). Нравственная идея догмата ПресвТроицы. (1892)
Антоний (Храповицкий). Нравственная идея догмата церкви. (1901)
Антоний (Храповицкий). Опыт Христианского Православного Катехизиса. (1924)
Антоний (Храповицкий). Превосходство православия над учением папизма в его изложении ВлСоловьёвым. (1890)
Антоний (Храповицкий). Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности. (1887)
Читать далее

Книги