Митрополит Антоний (в миру Алексей Павлович Храповицкий; 1863-1936) - епископ Православной российской церкви; митрополит Киевский и Галицкий; впоследствии, после Гражданской войны в России, первый по времени председатель Архиерейского синода Русской православной церкви заграницей. Богослов, философ, в начале XX века активный поборник восстановления патриаршества в Русской церкви.
Краткая биография:
Родился 29 марта 1863 года в селе Ватагино, Крестецкого уезда, Новгородской губернии. Отец - Павел Павлович Храповицкий - новгородский помещик, генерал, принадлежал к дворянскому роду Храповицких. Мать, Наталья Петровна Веригина - дочь помещика Харьковской губернии. В семье было четверо сыновей; Алексей был третьим. В раннем детстве, когда семья переехала в Санкт-Петербург, начал принимать участие в архиерейских богослужениях - в качестве жезлоносца и книгодержца. Религиозным воспитанием обязан матери.
Вопреки его желанию учиться в духовном училище, был в девятилетнем возрасте отдан в 5-ю петербургскую гимназию. В 1881-м окончил гимназию с золотой медалью, затем, вопреки воле отца, выдержал вступительные экзамены в Санкт-Петербургскую духовную академию; поступление дворянина, закончившего гимназию, в Духовную академию было тогда шагом чрезвычайно необычным, ибо туда шли преимущественно дети духовенства.
В 1885 году окончил с учёной степенью кандидата богословия Cанкт-Петербургскую духовную академию, приняв в мае 1885-го постриг в академический церкви - был наречён Антонием в честь преподобного Антония Римлянина; 12 июня рукоположён во иеродиакона, 29 сентября - во иеромонаха.
Оставлен при академии профессорским стипендиатом и назначен субинспектором. С 1886 года преподавал гомилетику, литургику и церковное право в Холмской духовной семинарии.
С 1887-го - исполняющий должность доцента Петербургской духовной академии по кафедре Священного Писания Ветхого Завета. В 1888-м ему присвоена степень магистра богословия после защиты диссертации на тему «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности». В этом же году утверждён в звании доцента Академии. В 1889 году назначен исполняющим должность инспектора Академии.
В 1890 году был возведён в сан архимандрита и назначен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. Во время учёбы и преподавания в Санкт-Петербурге сформировались его богословские взгляды, вызывавшие впоследствии полемику; в эти же годы состоялось его знакомство с Иоанном Кронштадтским, продолжавшееся и во время ректорства в Московской духовной академии. Опыт Иоанна Кронштадтского стал одной из основ курса пастырского богословия, составленного Антонием.
С 1891 года (в возрасте 27 лет) - ректор Московской духовной академии.
Летом 1895 года, вследствие несогласия митрополита Московского Сергия Ляпидевского с новаторскими подходами молодого ректора МДА к воспитанию и обучению, в частности поощрением студентов к принятию монашества, переведён на должность ректора Казанской духовной академии (по 1900 год).
7 сентября 1897 года хиротонисан в Казани во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии.
В марте 1899-го, в связи с открытием в Казанской епархии второго викариатства, назначен епископом Чистопольским, первым викарием Казанской епархии, с оставлением в должности ректора.
В июле 1900 года высочайше утверждён доклад Синода о бытии ему епископом Уфимским и Мензелинским (самостоятельная епархиальная кафедра в Уфе); в августе избран почётным членом Казанской духовной академии.
В апреле 1902 года переведён на Волынскую кафедру (епархиальный центр в Житомире) епископом Волынским и Житомирским, священноархимандритом Почаевской Успенской лавры. Построил в лавре тёплый Троицкий собор в «новгородско-псковском стиле» (освящён в 1912-м), проект которого был заказан молодому архитектору Алексею Щусеву. Боролся со взяточничеством и поборами с духовенства, способствовал возрождению Овручского монастыря и Почаевской лавры, председатель Волынского отдела Императорского православного палестинского общества.
В 1905 году - один из организаторов Союза русского народа; почётный председатель его Почаевского отдела. Во время первых еврейских погромов выступил с крайне резким осуждением насилия.
В 1906 году: избран членом Государственного совета Российской империи от монашествующего духовенства, состоял в группе правых; состоял членом Предсоборного присутствия при Святейшем синоде, где председательствовал в VI отделе «По делам веры: о единоверии, старообрядчестве и других вопросах веры»; возведён в сан архиепископа.
В 1908-м: руководил высочайше назначенной ревизией Киевской духовной академии; председательствовал на 4-м Всероссийском миссионерском съезде в Киеве. Награждён орденом Святого Владимира III (1898) и II (1908) степеней.
В 1911 году издал 2-е собрание своих трудов и в июне того же года советом Казанской духовной академии был удостоен степени доктора богословия. Награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
В 1912 году: назначен членом Святейшего синода с оставлением на Волынской кафедре; участвовал в работе Предсоборного совещания.
В мае 1914 года назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским.
В 1917 году архиепископ Антоний подал прошение на покой и отбыл в Святогорский монастырь своей епархии. Однако революционные губернские власти не разрешили ему пребывание в пределах Харьковской губернии. В мае 1917-го по постановлению Священного синода он отправился на покой в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь.
В 1917 году: член Поместного собора 1917—1918 годов; участвовал в 1-2-й сессиях, товарищ председателя Собора, член Соборного совета и Судной комиссии при Совещании епископов, председатель X и член II, V, XI, XII отделов. С ноября - митрополит Харьковский и Ахтырский. С мая - избран митрополитом Киевским и Галицким; в июле избран председателем Всеукраинского церковного собора. В декабре - после занятия Киева войсками Директории, был арестован наряду с архиепископом Евлогием (Георгиевским). Оба архиерея были отправлены поездом в заключение в униатский монастырь в Бучаче, по освобождении некоторое время жил во Львове.
Осенью 1919 года избран почётным председателем Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России, действовавшего на территориях, подконтрольных Белому движению.
Покинул Россию в марте 1920 года, прибыв из Новороссийска в Афины, откуда перебрался на Афон, где планировал остаться, но пробыл около пяти месяцев. Переехал в Сербию (Королевство сербов, хорватов и словенцев).
В эмиграции поддерживал белые силы на Дальнем Востоке. Владивостокская организация «Вера, Царь и Народ» опубликовала призыв митрополита Антония к антибольшевистским вооруженным силам Дальнего Востока. Призывал к созданию народного ополчения для защиты «православной веры и русского обычая».
До своей кончины в 1936 году возглавлял Русскую православную церковь заграницей. Был ярым оппозиционером митрополита Сергия и возглавляемого им де-факто Временного патриаршего Синода в Москве, находившегося под полным контролем руководства СССР. До конца жизни оставался убеждённым монархистом.
В последние годы своей жизни не мог вставать и ходить. Скончался 10 августа 1936 года в Сремских Карловцах. Отпевание в соборной церкви Белграда 12 августа совершил патриарх Сербский Варнава, неизменно оказывавший покойному защиту и покровительство. Погребён на Новом кладбище Белграда, в склепе Иверской часовни.
Книги автора
Антоний (Храповицкий).
Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л.
Толстого. (
изд.
2-е, 1891)
Антоний (Храповицкий).
Возможна ли нравственная жизнь без христианской религии. (
1897)
Антоний (Храповицкий).
Догмат и
скупления. (
1917)
Антоний (Храповицкий). Значение молитвы для пастыря церкви. (1897)
Антоний (Храповицкий).
Из чтений по пастырскому богословию. (
1896)
Антоний (Храповицкий). Лекции по пастырскому богословию. (
1900)
Антоний (Храповицкий).
Нравственная идея догмата Пресв.
Троицы. (
1892)
Антоний (Храповицкий). Нравственная идея догмата церкви. (1901)
Антоний (Храповицкий).
Опыт Христианского Православного Катехизиса. (
1924)
Антоний (Храповицкий).
Превосходство православия над учением папизма в его изложении Вл.
Соловьёвым. (1890)
Антоний (Храповицкий).
Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности. (1887)