Афанасьев Александр Николаевич

Афанасьев Александр Николаевич

Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871) - русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед.

Об авторе:

Родился 23 июля 1826 года в городе Богучар Воронежской губернии, где отец его служил уездным стряпчим. Отец высоко ценил образование и привил эту любовь детям. Очень рано лишился матери.
Обучался в Воронежской гимназии (1837-1844) и на юридическом факультете Московского университета, который окончил кандидатом в 1848 году. В университете дополнительно слушал лекции Степана Шевырёва, Осипа Бодянского и Тимофея Грановского. Ещё студентом начал сотрудничать в литературных журналах (Современник, 1847; Отечественные записки, 1848), где были напечатаны его первые литературоведческие статьи.
В сентябре 1848 года в присутствии министра народного просвещения С. С. Уварова Афанасьев прочитал пробную лекцию о влиянии самодержавия на уголовное право в XVI-XVII веках, которая была найдена слишком либеральной; в результате чего Афанасьеву было отказано в возможности продолжать научные занятия в Московском университете.
После неудачных попыток найти место учителя законоведения преподавал в московском пансионе Эннеса русскую историю и словесность. В ноябре 1849-го поступил на службу в Московский главный архив Министерства иностранных дел; в 1856 году стал начальником отделения, а вскоре - правителем дел комиссии печатания государственных грамот и договоров, состоящей при архиве. В этой должности работал до 1862 года. С 1859-го имел чин надворного советника.
Любитель старины, Афанасьев часто приобретал старинные рукописи и книги на рынке у Сухаревской башни; из находок получилась большая и ценная библиотека, из которой он черпал сведения по истории русской культуры.
В журналах «Современник» (1849-1852), «Отечественные записки» (1850-1860), «Архиве историко-юридических сведений о России», издававшемся Калачовым, и некоторых других изданиях Афанасьев опубликовал более 68 статей; среди его работ: «Дедушка домовой», первое его мифологическое исследование («Архив» Калачёва, ч. 1); «Ведун и ведьма» (альманах «Комета», изд. Н. Щепкиным; отдельно, 1851); «Языческие предания об острове Буяне» («Временник общ. ист. и древ. росс.», 1858 г., № 9 - здесь он впервые развил свою натурмифологическую систему славянского мировоззрения); «Зооморфические божества у славян» («Отечественные записки», 1852); «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями» («Известия акад. наук по отд. рус. языка и словесности», 1853); «Русские сатирические журналы 1769-1774 г.» («Отечественные записки», 1855; отдельно, 1859 - до сих пор остаётся едва ли не лучшей монографией по истории литературы XVIII в.).
В 1858-1859 годах издавал не нашедший достаточной поддержки журнал «Библиографические записки», где опубликовал: «Сатиры Кантемира»; «Н. И. Новиков»; «Литературная полемика прошлого столетия»; «Русская книжная торговля» и другие.
В 1860 году издал сборник «Русские народные легенды», который однако был изъят из продажи цензурой. Этот сборник включал 33 рассказа о жизни святых и Христа с точки зрения народа, некоторые оценки были нетрадиционны и расходились с оценками Русской православной церкви, вследствие чего он и был запрещён по настоянию Святейшего Синода.
Сказки с подобным содержанием, а также эротические сказки вошли в сборник «Заветные сказки», рукопись которого А. Н. Афанасьев тайно переправил в Европу. Этот или другой вариант рукописи сейчас хранится в Институте русской литературы РАН.
В конце 1850-1860-х годах - один из корреспондентов А. И. Герцена. После встречи (1862) с нелегально приехавшим в Россию В. И. Кельсиевым в квартире Афанасьева был произведён обыск, а сам он был привлечён по делу «О лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами» и уволен со службы. В 1864 году был освобождён от суда Сенатом с запрещением служить в государственных учреждениях.
Работал помощником секретаря Московской городской думы (с 1865), секретарём съезда мировых судей 2-го округа Москвы (с 1867), чиновником Коммерческого банка (с 1870).
Продолжал свои исследования: в «Библиотеке для чтения» (1864) появились его статьи: «М. С. Щепкин и его записки»; «Поэтические предания о светилах небесных».
В «Филологических записках» (1865) Афанасьев поместил: «Народные поэтические представления радуги»; «Сказка и миф».
Сотрудничал также в «Книжном вестнике».
Афанасьев был глубоким исследователем славянских преданий, верований и обычаев. В эти годы закончил и издал главный труд своей жизни: «Поэтические воззрения славян на природу» (3 т., Москва, 1865-1869), в котором соединил и привёл в стройную систему всё написанное им прежде и всё наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов. Это - фундаментальный труд, посвящённый историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с языком и фольклором других индоевропейских народов.
По предложению П. И. Бартенева в январе 1864 года был избран действительным членом Общества любителей российской словесности.
В последние годы Афанасьев обратился к теме сказок в русском фольклоре, разбив их на детские и взрослые. Его последние труды: «Русские детские сказки» (2 ч., Москва, 1870; 2-е изд., Москва, 1886), изданные также за рубежом «Русские заветные сказки», русские народные сказки эротического содержания; впервые изданы в Женеве в конце XIX века. Вместо реального наименования издателя на ней значилось: «Валаам. Типарским художеством монашеской братии. Год мракобесия» и имелась пометка: «Отпечатано единственно для археологов и библиофилов в небольшом количестве экземпляров». В России эта книга впервые издана лишь в 1992 году. Эпиграфом к ней вынесена цитата (правда вырванная из контекста) из сказки «Странные имена»: Что за стыдно? Украсть - стыдно, а сказать - ничего - всё можно.
Умер от чахотки 5 октября 1871 года. Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора

Ведун и ведьма / Соч. А. Н. Афанасьева. (1851)
Мифическая связь понятий: Света, зрения, огня, металла, оружия и жолчи / (А. Афанасьев). (1854)
О русском переводе Сказок Гриммов: Ст. И. М-ка. (1864)
Народные поэтические представления радуги: Ст. А. Н. Афанасьева. (1865)
Наузы: Пример влияния яз. на образование нар. верований и обрядов: Археологич. исследование А. Афанасьева. (1865)
Поэтические воззрения славян на природу. - 1-е изд.:
- Том первый. (1865)
- Том второй. (1868)
- Том третий. (1869)
Сказка и миф: Ст. А. Н. Афанасьева. (1864)
Афанасьев А. Н. Славянская мифология. (2008)
Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. (Т. 1. - 1936; Т. 2. - 1938; Т. 3. - 1940)
Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трёх томах / Издание подготовили Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков. (1984-1985, Т. 1-3)
Происхождение мифа: Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. (1996)
Народные русские сказки не для печати, заветные пословицы и поговорки, собранные и обработанные А. Н. Афанасьевым. 1857-1862 / РАН Институт русской литературы (Пушкинский дом); Издание подготовили: О. Б. Алексеева, В. И. Еремина, Е. А. Костюхин, Л. В. Бессмертных. (1997)

Книги