Доброклонский Александр Павлович

Александр Павлович Доброклонский — историк церкви, ректор Императорского Новороссийского университета, доктор церковной истории, заслуженный ординарный профессор по кафедре церковной истории. Родился в 1856 году в городе Павловский Посад Богородского уезда Московской губернии, в семье протоиерея. Начальное образование получил в Московской духовной семинарии, которую окончил в 1876 году. В этом же году поступил в Московскую духовную академию (МДА), которую окончил в июне 1880 года со степенью кандидата богословия. 1 августа 1880 года приказом обер-прокурора Св. Синода был назначен преподавателем церковной истории в Пензенскую духовную семинарию. Во время учебы в МДА напечатал «Христологическое учение Федора Мопсуетского: К вопросу о происхождении несторианства». 28 октября 1880 года защитил магистерскую диссертацию «Сочинение Факунда, епископа Гермианского: В защиту трех глав (Историко-критическое исследование из эпохи V Вселенского собора)». Защита была проведена блестяще, несмотря на то, что его оппонентами были два опытных российских специалиста по этой проблеме ординарный профессор А. П. Лебедев и приват-доцент И.И. Соколов. В этом же году диссертация вышла отдельным изданием. С начала 1881 года становится преподавателем Рязанской духовной семинарии, а также по 1 сентября 1884 года преподает церковную историю в Рязанском епархиальном женском училище. С 28 октября 1884 года — член Рязанской ученой архивной комиссии. В Рязани он работал почти одиннадцать лет. 26 февраля 1892 года приказом синодального обер-прокурора он был переведен на кафедру церковной истории Московской духовной семинарии, и уже 27 апреля 1892 года назначен членом Комиссии для составления историко-статистического описания церквей Московской епархии. Одновременно, с 29 декабря 1892 года был избран историко-филологическим факультетом Московского университета приват-доцентом кафедры церковной истории. В Москве работал до 1899 года. 2 октября 1899 года он был назначен исполняющим обязанности экстраординарного профессора Новороссийского университета по кафедре церковной истории. Читал несколько курсов по истории церкви. Семинарские занятия состояли из разбора произведений писателей и богословских трактатов церковных деятелей. Так, например, разбора и анализа подлежали произведения Ф. М. Достоевского, «Послание протопопа Аввакума об антихристе», рассматривалась политическая и религиозная деятельность иезуитов и другие. Дважды, в 1903 и в 1905 годах избирается секретарем историко-филологического факультета. Со 2 августа 1907 года — преподаватель церковной истории Одесских высших женских курсов, где он работал до . С 22 сентября 1907 года председатель Историко-филологического общества при Новороссийском университете. С 29 мая 1908 года редактор «Записок Имп. Новороссийского университета», на этой должности он находился до 1916 года С 22 по 27 июля 1910 года исполнял обязанности декана факультета. А с 22 ноября 1912 года был утвержден деканом на следующие 4 года. 22 ноября 1916 года снова был утвержден в этой должности. Во время работы на историко-филологическом факультете Новороссийского университета подготовил докторскую диссертацию и 7 марта 1916 года приказом Св. Синода он был утвержден в степени доктора церковной истории за произведение «Преподобный Федор, исповедник и иегумен Студийский». 27 июля 1916 года был утвержден в должности ординарного профессора кафедры церковной истории Новороссийского университета. Несколько раз был исполняющим обязанности ректора Новороссийского университета: с 9 июня по 4 июля 1915 года; с 17 по 25 августа 1915 года; с 10 сентября по 11 октября 1916 года; с 5 мая по 8 ноября 1917 года. Наиболее важным было его ректорство в 1917 году. В это время в университете прошли некоторые изменения. Саботаж занятий и работы Императорского Новороссийского университета, постоянные требования отставки ректора, фактический срыв занятий осенью 1917 года привели к тому, что 9 ноября он подал в отставку. В период 1918 — начала 1919 года работал в Новороссийском университете деканом. 13 сентября 1918 года приказом Министра народного просвещения был утвержден в звании заслуженного ординарного профессора. 27 апреля 1919 года он был освобожден от должности декана историко-филологического факультета и отчислен из университета. В конце января 1920 года, вместе с отступающими частями генерала Шиллинга, покидает Одессу. Весной 1920 года жил в Софии, где ему предложили работу в Софийском университете. От этого предложения он отказался и переехал в Белград, где в середине лета 1920 года стал профессором церковной истории богословского факультета университета. В Белграде активно занимается политической и научной деятельностью. В 1928 году становится одним из основателей Русского культурного комитета, который ставил своей целью поддержку и дальнейшее развитие науки, искусства и литературы русской эмиграции. Наибольшее внимание уделял работе в структурном подразделении комитета, Российском научном институте. В этом институте работали выдающиеся деятели русской эмиграции: А.А. Кизеветтер, П.Б. Струве, Н.А. Лосский, Г.В. Флоровський, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский. Также в 1937 году он преподавал на курсах борьбы с атеизмом. За годы своей работы получил немало наград: ордена cв. Станислава I—IV вв., св. Анны II—III ст., св. Владимира III ст. Умер в декабре 1937 г. в Белграде и был похоронен на местном кладбище.

Дополнительная информация об авторе:
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Книги автора

Доброклонский А.П. Докторская диссертация «Преподобный Феодор Исповедник и игумен Студийский», т. 1-2. (19131914)
Доброклонский А.П. Курс лекций по общей истории Церкви. (1933)
Доброклонский А.П. Солотчинский монастырь, его слуги и крестьяне в XVII в. (1888)