Флоренский Павел Александрович

Флоренский Павел Александрович
Павел Александрович Флоренский (1882-1937) — священник Русской православной церкви, богослов, религиозный философ, поэт, учёный, инженер.

Краткая биография:

Родился 21 января 1882 года в местечке Евлах Елизаветпольской губернии. Отец Александр Иванович Флоренский — русский, происходил из духовного звания; образованный культурный человек, утративший связи с церковью, с религиозной жизнью. Работал инженером на строительстве Закавказской железной дороги. Мать — Ольга (Саломэ) Павловна Сапарова (Сапарьян) принадлежала к культурной семье, происходившей из древнего рода карабахских армян. Семья Флоренских, как и их армянские родственники, имели поместья в Елизаветпольской губернии. Павел был старшим из семерых детей. После него родились Юлия — врач (психиатр-логопед), Елизавета — в замужестве Кониева (Кониашвили), Александр — геолог, археолог и этнограф, Ольга — художница-миниатюристка, Раиса — художница, участница объединения «Маковец», и Андрей — конструктор вооружения, лауреат Сталинской премии.
В 1899 году окончил 2-ю Тифлисскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Московского университета. В университете познакомился с Андреем Белым, а через него с Валерием Брюсовым, Константином Бальмонтом, Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус, Александром Блоком.
Печатался в журналах «Новый путь» и «Весы». В студенческие годы увлёкся учением Владимира Соловьёва и архимандрита Серапиона (Машкина). Университет окончил в 1904 году с дипломом 1-й степени.
По благословению епископа Антония (Флоренсова) в 1904 году поступил в Московскую духовную академию), где у него возник замысел сочинения «Столп и утверждение истины», которое завершил к концу обучения в 1908 году; был удостоен за эту работу Макариевской премии). По окончании академии в 1908 году кандидатом богословия читал лекции по курсу истории философии в академии, а также преподавал математику в Сергиево-Посадской женской гимназии.
В 1911 году принял священнический сан и защитил магистерскую диссертацию «О духовной истине». Был назначен экстраординарным профессором Московской духовной академии по кафедре истории философии. Одновременно до 1917 года был редактором академического журнала «Богословский вестник».
В 1912—1921 годах служил в церкви убежища сестёр милосердия Красного Креста в Сергиевом Посаде, после её закрытия находился за штатом.
Флоренский был заинтересован «делом Бейлиса» — фальсифицированным обвинением еврея в ритуальном убийстве христианского мальчика. Он публиковал анонимные статьи, будучи убеждённым в истинности обвинения и действительности употребления евреями крови христианских младенцев. Взгляды Флоренского при этом эволюционировали от христианского антииудаизма до расового антисемитизма. По его мнению, «даже ничтожной капли еврейской крови» достаточно, чтобы вызвать «типично еврейские» телесные и душевные черты у целых последующих поколений.
События революции 1917 года воспринял как живой апокалипсис и в этом смысле метафизически приветствовал, но философски и политически всё более склонялся к теократическому монархизму. Сблизился с Василием Розановым и стал его духовником, требуя отречения от всех еретических трудов.
В 1918—1920-х годах участвовал в работе Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, являясь её учёным секретарём; составил опись икон и древних панагий. Пытался убедить власти, что Троице-Сергиева лавра — величайшая духовная ценность и не может сохраниться как «мёртвый музей». Идея создания «живого…музея» была сформулирована Флоренским в статье «Троице-Сергиева Лавра и Россия». На Флоренского поступали доносы, в которых его обвиняли в создании монархического кружка.
С 1916 по 1925 год написал ряд религиозно-философских работ, включая «Очерки философии культа» (1918), «Иконостас» (1922), работал над воспоминаниями. В 1919 году написал статью «Обратная перспектива», посвящённую осмыслению феномена данного приёма организации пространства на плоскости как «творческого импульса» при рассмотрении иконописного канона в ретроспективном историческом сопоставлении с образцами мирового искусства, наделёнными свойствами таковой; в числе прочих факторов, прежде всего, указывал на закономерность периодического возврата к применению художником обратной перспективы и отказа от неё сообразно духу времени, историческим обстоятельствам и его мировоззрению и «жизнечувствию».
В 1921 году по рекомендации Владимира Фаворского Флоренский был приглашён на должность профессора во ВХУТЕМАС, где преподавал до 1927 года.
С 1919 года работал в области техники; сначала на заводе «Карболит» в Орехово-Зуеве; затем — в системе Главэнерго в отделе материаловедения, принимая участие в ГОЭЛРО — занимался вопросами электрических полей и диэлектриков: подготовил монографию «Диэлектрики и их техническое применение. Ч. 1: Общие свойства диэлектриков» (1924); в журнале «Электричество» опубликовал статьи «Экспериментальное исследование электрических полей» (1923) и «О формулировке законов электромагнетизма» (1923). Получил 12 авторских свидетельств на изобретения в области химии.
В 1922 году издал за свой счёт книгу «Мнимости в геометрии», в которой при помощи математических доказательств пытался подтвердить геоцентрическую картину мира, в которой Солнце и планеты обращаются вокруг Земли, и опровергнуть гелиоцентрические представления об устройстве Солнечной системы, утвердившиеся в науке со времён Коперника. В этой книге Флоренский доказывал также существование «границы между Землёй и Небом», располагавшейся между орбитами Урана и Нептуна.
В 1927 году стал одним из редакторов «Технической энциклопедии», где опубликовал около 150 статей.
Летом 1928 года был выслан в Нижний Новгород, где работал в Нижегородской радиолаборатории. В том же году по хлопотам Екатерины Пешковой его вернули из ссылки и предоставили возможность эмигрировать в Прагу, однако Флоренский решил остаться в России. В начале 1930-х годов против него была развязана кампания в советской прессе со статьями разгромного и доносительского характера.
Заведовал отделом материаловедения в ВЭИ.
В феврале 1933 года последовал арест и через 5 месяцев, в июле, — осуждение на 10 лет заключения. Выслан по этапу в восточно-сибирский лагерь «Свободный», куда прибыл в декабре 1933 года.
Флоренского определили работать в научно-исследовательском отделе управления БАМЛАГа. Находясь в заключении, Флоренский написал работу «Предполагаемое государственное устройство в будущем». Наилучшим государственным устройством Флоренский полагал диктатуру, изолированную от внешнего мира. Возглавлять такую диктатуру должен вождь с выдающимися волевыми качествами. Переходной, несовершенной стадией в движении к такому вождю Флоренский считал Гитлера и Муссолини. Работу эту писал с подачи следствия в рамках сфабрикованного процесса против «национал-фашистского центра» «Партия России», главой которого якобы являлся сам Павел Флоренский, давший по делу признательные показания.
В февралея 1934 года был направлен в Сковородино (Рухлово) на опытную мерзлотную станцию. Здесь проводил исследования, которые впоследствии легли в основу книги его сотрудников Н. И. Быкова и П. Н. Каптерева «Вечная мерзлота и строительство на ней» (1940).
В августе 1934 года Флоренский был помещён в изолятор лагеря «Свободный», а в сентябре отправлен со спецконвоем в Соловецкий лагерь особого назначения.
В ноябре 1934-го начал работать на Соловецком лагерном заводе йодной промышленности, где занимался проблемой добычи йода и агар-агара из морских водорослей и запатентовал более десяти научных открытий.
25 ноября 1937 года особой тройкой НКВД Ленинградской области был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян.
Возможно, похоронен в общей могиле расстрелянных НКВД под Ленинградом («Левашовская пустошь»). А. Я. Разумов приводит другое вероятное место — до сих пор не обнаруженный расстрельный могильник Лодейнопольского лагеря.
Сообщённая родственникам официальная дата кончины — 15 декабря 1943 года — вымышлена.
Реабилитирован 5 мая 1958 года (по приговору 1933 г.) и 5 марта 1959 года (по приговору 1937 г.)

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора

Флоренский П.А. "Не восхищение непщева". (1915)
Флоренский П.А. Автореферат ; Троице-Сергиева лавра и Россия ; Иконостас ; Имена. Метафизика имен в историческом освещении. Имя и личность ; Предполагаемое государственное устройство в будущем. (2007)
Флоренский П.А. Антоний романа и Антоний предания. (1907)
Флоренский П.А. Вступительное слово пред защитой на степень магистра книги "О духовной истине", Москва, 1912 г., сказанное 19 мая 1914 г. (1914)
Флоренский П.А. Данные к жизнеописанию архимандрита Серапиона (Машкина). (1917)
Флоренский П.А. Из истории античной философии. (2007)
Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. (1996)
Флоренский П.А. Космогонические антиномии Иммануила Канта. (1909)
Флоренский П.А. О духовной истине : Опыт православной феодицеи. (1913)
Флоренский П.А. О типах возрастания. (1906)
Флоренский П.А. Около Хомякова. (1916)
Флоренский П.А. Оправдание Космоса. (1994)
Флоренский П.А. Оро : Лирическая поэма, Забайкалье, 1934. Соловки, 1934-1937. (1998)
Флоренский П.А. Особенное : Из воспоминаний П. А. Флоренского. (1990)
Флоренский П.А. Отзывы священника Павла Флоренского о сочинениях студентов LXX курса И.М.Д.Ак. а) иеромонаха Варнавы (Беляева): "Св. Варсануфий Великий, его жизнь и учение"; б) Десятова Александра "Пасторологический анализ русской изящной литературы последнего времени". (1916)
Флоренский П.А. Памяти Феодора Дмитриевича Самарина. (1917)
Флоренский П.А. Плач Богоматери. (1907)
Флоренский П.А. Первые шаги философии. (1917)
Флоренский П.А. Переписка священника Павла Александровича Флоренского и Михаила Александровича Новоселова. (1998)
Флоренский П.А. Письма с Дальнего Востока и Соловков. (1998)
Флоренский П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем. (2009)
Флоренский П.А. Приведение чисел. (1916)
Флоренский П.А. Священное переименование. Изменение имен как внешний знак перемен в религиозном сознании. (2006)
Флоренский П.А. Слово в неделю крестопоклонную. (1906)
Флоренский П.А. Служба Софии премудрости Божии. (1912)
Флоренский П.А. Смысл идеализма. (1915)
Флоренский П.А. Собрание сочинений. (1989)
Флоренский П.А. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда. (1989)
Флоренский П.А. Тайны имени. (2006)
Флоренский П.А. Философия культа : (опыт православной антроподицеи). (2010)
Флоренский П.А. Христианство и культура. (2001)

Читать далее

Книги

Аудиокниги