Лосев Алексей Фёдорович

Лосев Алексей Федорович - советский философ и филолог, профессор (1923), доктор филологических наук (1943).  Родился 10 (22) сентября 1893 года, в Новочеркасске, в семье донского казака — учителя физики и математики, впоследствии музыканта и дочери священника. Окончил классическую гимназию с золотой медалью. В 1915 году окончил историко-филологический факультет Московского университета по отделениям философии и классической филологии. В 1914 году в научной командировке в Берлине. Был оставлен на кафедре классической филологии для подготовки к профессорскому званию. На заседаниях Психологического общества близко познакомился со многими религиозными философами. Был собеседником Семёна Франка, Николая Бердяева, Валентина Асмуса и учеником Павла Флоренского. Поскольку философию ему преподавать не разрешалось, он занимал должность профессора классической филологии (с 1919 года) Нижегородского университета и профессора эстетики Московской консерватории (1922—1929). Преподавал также во 2-м МГУ и Государственной академии художественных наук (действительный член); научный сотрудник Государственного института музыкальной науки (1922), работая в котором, Лосев внёс большой вклад в развитие философии музыки. В 1922 году в Сергиевом Посаде в Ильинском храме Павел Флоренский венчал Алексея Фёдоровича и Валентину Михайловну Соколову, дочь бывшего предпринимателя, в квартире которого Лосев снимал комнату с 1918 года. 3 июня 1929 года вместе с женой Валентиной Михайловной Лосевой тайно постригся в монахи от афонских старцев. Супруги Лосевы приняли монашеские имена Андроник и Афанасия. Тайное монашество стало практиковаться во время гонений на Церковь в XX веке. Из монашеского облачения носил только скуфью — шапочку на голове. Вслед за Флоренским Лосев стал сторонником имяславия: «Бог не есть имя, но Имя — Бог». В рамках исследования античной эстетики слова и символа он изучал философию Имени как «изначальной сущности» мира. Резкий перелом в его жизни вызвало написание книги «Диалектика мифа» (1930), где он отвергал марксизм и официальную философию — диалектический материализм. Он с женой был арестован в апреле 1930 года по Делу о Церковно-христианской монархической организации «Истинно православная церковь» и приговорён к 10 годам лишения свободы. Отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала, где почти полностью потерял зрение. Благодаря ходатайству первой жены А. М. Горького Е. П. Пешковой в 1933 году он, как и его жена, приговорённая к 5 годам, были освобождены. После возвращения из ссылки обратился к материалистической диалектике, вводя в свои исследования цитаты Маркса и Ленина. «Светлов рассказывал, что профессор Лосев, недавно уволенный из университета, назвал работу Сталина «О диалектическом и историческом материализме» наивной, а потом объяснял, что имел в виду её гениальную, почти античную простоту…» Рассказывали, что на вопрос, остались ли ещё в СССР философы-идеалисты, Сталину ответили: есть один, Лосев, на что Сталин сказал: «Один пусть останется». В 1942—1944 годах профессор кафедры истории философии МГУ. С 1944 года профессор в Московском государственном педагогическом институте. После смерти Сталина у Лосева вновь появилась возможность публиковать работы. В его библиографии более 800 произведений, более 40 из них монографии. Учёный также сотрудничал с «Философской энциклопедией» и 3-м изданием БСЭ; позднее — с энциклопедией «Мифы народов мира» и «Философским энциклопедическим словарём».  В 1954 году его супруга Валентина Михайловна умерла от рака. После этого Алексей Фёдорович женился на одной из своих сподвижниц Азе Алибековне Тахо-Годи. Фактически брак был фиктивным: Лосев был практически слепым, ему требовался официальный представитель. В 1960-х годах вышел первый том «Истории античной эстетики», изменивший традиционные представления об античности. Год за годом и том за томом выходили новые книги по античной эстетике, открывая тонкости античного идеализма от Сократа, Платона и Аристотеля до мистической апофатики Плотина и неоплатоников. Как отмечает член-корреспондент РАН В. В. Миронов, «познание, по Платону, является одной из высших форм эстетической деятельности. Это объясняет название труда Лосева „История античной эстетики“, который по существу является историей античной философии и культуры в целом, а не только эстетики». Лосев — автор переводов Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского. Был редактором сочинений Платона (тома 1—3, 1968—1972). Учёным также были написаны монографии об эллинистическо-римской эстетике (1979) и эстетике Возрождения (1978). Постепенно у Лосева появился круг учеников и последователей среди интеллектуалов более молодого поколения. Среди них — С. С. Аверинцев, В. В. Асмус, В. В. Бибихин, П. П. Гайденко, Г. Ч. Гусейнов, С. Б. Джимбинов, К. А. Кедров, В. А. Косаковский, А. В. Михайлов, Ю. Н. Холопов, С. С. Хоружий, В. П. Шестаков и другие известные учёные, философы, деятели искусства. Среди исследователей старшего поколения с Лосевым во второй половине XX века были близки В. Ф. Асмус, А. В. Гулыга, Б. И. Пуришев, А. Г. Спиркин и другие. В 1983 году в серии «Мыслители прошлого» вышла популярная книга «Вл. Соловьёв». Тираж книги сначала был полностью арестован, но потом распродан. Официальные органы вели двойную игру, то запрещая работы, то награждая всемирно известного учёного. 90-летний юбилей Лосева был отмечен чествованием в стенах МГПИ. В 1980-х годах уже тяжело больной мыслитель открыто говорил ученикам и последователям о своей вере, проповедуя имяславие. Незадолго до смерти учёный участвовал в съёмках документального фильма «Лосев», дебютной картины режиссёра Виктора Косаковского, вышедшей на экран в 1989 году. К концу жизни Лосев стал практически слепым и различал только свет и тьму. В память о том, что и при глубоких нарушениях зрения можно достичь выдающихся творческих результатов, в Российской государственной библиотеке для слепых установлен бюст А. Ф. Лосева. А. Ф. Лосев умер 24 мая 1988 года, похоронен на Ваганьковском кладбище. Реабилитирован посмертно в 1994 году. М. А. Солопова в одной из своих работ называет А. Ф. Лосева наиболее авторитетным из отечественных философов-антиковедов XX века.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора
Лосев А.Ф. Абсолют. (1999)
Лосев А.Ф. Аристотель. (в соавт.; 1990)
Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. (1927)
Лосев А.Ф. Античная литература. (1997)
Лосев А.Ф. Античная мифология в её историческом развитии. (1957)
Лосев А.Ф. Античная мифология с античными комментариями к ней. (2005)
Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. (1960)
Лосев А.Ф. Античная философия истории. (2000)
Лосев А.Ф. Аристотель : Жизнь и смысл. (1982)
Лосев А.Ф. Вещь и имя. (1929)
Лосев А.Ф. Введение в общую теорию языковых моделей. (1968)
Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. (1983)
Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. (2000)
Лосев А.Ф. Гомер. (1960)
Лосев А.Ф. Греческая трагедия. (в соавт.; 1953)
Лосев А.Ф. Дерзание духа. (1988)
Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. (1927)
Лосев А.Ф. Диалектика числа у Плотина. (1928)
Лосев А.Ф. Диалектические основы математики. (1997)
Лосев А.Ф. Диоген Лаэрций - историк античной философии. (1981)
Лосев А.Ф. Женщина-мыслитель. (1993)
Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. (1982)
Лосев А.Ф. Из ранних произведений. (1990)
Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. (1998)
Лосев А.Ф. История античной эстетики. (2000)
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. (1975)
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. (1974)
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. (1992)
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм.. (1980)

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. (1988)
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. (1979)
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. (1968)
Лосев А.Ф. История эстетических категорий. (1965)
Лосев А.Ф. Критика платонизма у Аристотеля. (1929)
Лосев А.Ф. Личность и Абсолют. (1999)
Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. (1996)
Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. (1930)
Лосев А.Ф. Платон. ( в соавт.; 1990)
Лосев А.Ф. Платон - Аристотель. (2000)
Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. (1976)

Лосев А.Ф. Самое само. (1999)
Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. (1990)
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. (1991)
Лосев А.Ф. Философско-исторический подвиг Давида Непобедимого. (1980)
Лосев А.Ф. Форма-Стиль-Выражение. (1995)
Лосев А.Ф. Хаос и структура. (1997)
Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика. (1979)
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения : Исторический смысл эстетики Возрождения. (1998)
Лосев А.Ф. Эстетика природы: Природа и её стилевые функции у Р. Роллана. (1998)
Лосев А.Ф. Языковая структура. (1983)