Вышеславцев Борис Петрович

Вышеславцев Борис Петрович

Борис Петрович Вышеславцев — русский философ, религиозный мыслитель, магистр государственного права, профессор Московского университета. Родился в семье присяжного поверенного Московской судебной палаты, кандидата права Петра Александровича Вышеславцева. В 1895 году с отличием закончил 3-ю московскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета, после окончания которого в 1899 году начал вести адвокатскую практику. «Цивилистическая практика очень его тяготила. Через три года он отошёл от юристов-дельцов и весь сосредоточился на научно-философской работе» . Стал членом кружка П. И. Новгородцева, под руководством которого начал готовиться к профессорскому званию в области философии. В 1908 году сдал магистерский экзамен и был командирован за границу, где без перерыва провёл три года, в Марбурге посещал лекции Г. Когена и П. Наторпа, тесно общался с Н. Гартманом, работал в библиотеках Гейдельберга, Рима, Парижа. Затем, с перерывами, жил за границей ещё два года. По возвращении в Россию Вышеславцев с 1911 года читал лекции по истории философии права в Московском университете; в Коммерческом институте и в университете Шанявского читал общую теорию права, историю политических учений и государственное право. В 1914 году Вышеславцев защитил магистерскую диссертацию на тему «Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии», которая была издана в виде книги. С 1917 года — профессор философии права Московского университета. После революции он участвовал в работе Вольной академии духовной культуры в Москве, где сблизился с Н. А. Бердяевым. В 1922 году Вышеславцев эмигрировал из России в Германию, в Берлин, где до 1924 года преподавал в основанной Н.А. Бердяевым «Религиозно-философской академии», затем вместе с Академией переехал в Париж. В 1927—1943 годах профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, где преподавал историю новой философии и нравственное богословие. Принимал участие в организации издательства YMCA-Press (Париж). C 1925 года — один из редакторов религиозно-философского журнала «Путь». Разрабатывал проблематику «философии сердца», антропологии, теории культуры. Его книга «Сердце в христианской и индийской мистике» (1929) — первая систематизирующая работа по православному пониманию проблемы. Знакомство с К. Юнгом привело Вышеславцева к увлечению психоанализом, что отразилось в его главном философском труде «Этика преображенного Эроса. Проблема Закона и Благодати» (1931). Во время Второй мировой войны Вышеславцев переехал в Германию. Неприятие Вышеславцевым советской власти явилось причиной его участия в антисоветской кампании пропагандистских органов Третьего рейха и публикации в антикоммунистических сборниках. После войны, спасаясь от СМЕРШ, он был вынужден перебраться в Швейцарию. В 1950-е годы сотрудничал с Народно-трудовым союзом (НТС). Умер Вышеславцев в Женеве 5 октября 1954 года от «старческого» туберкулёза.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора
Вышеславцев Б.П. Asketismus. Schelderup 1929. (1930)
Вышеславцев Б.П. Georges Gurvitch. L. (1934)
Вышеславцев Б.П. N. Hartmann. Das Problem des geistigen Seins. (1933)
Вышеславцев Б.П. Orient und Occident. (1931)
Вышеславцев Б.П. Psychanalise de lArt par Charles Baudouin. (1930)
Вышеславцев Б.П. Балканские впечатления. (1927)
Вышеславцев Б.П. Богооставленность. (1940)
Вышеславцев Б.П. Вера, неверие и фанатизм. (1928)
Вышеславцев Б.П. Внушение и религия. (1930)
Вышеславцев Б.П. Гарантии прав гражданина. (1917)
Вышеславцев Б.П. Два пути социального движения. (1926)
Вышеславцев Б.П. Достоевский о любви и бессмертии. (1932)
Вышеславцев Б.П. Кришнамурти. Завершение теософии. (1928)
Вышеславцев Б.П. Миф о грехопадении. (1932)
Вышеславцев Б.П. Наука о чудесах. (1925)
Вышеславцев Б.П. О нечувствии и непонимании трагизма (ответ В. Расторгуеву). (1933)
Вышеславцев Б.П. Образ Божий в грехопадении. (1938)
Вышеславцев Б.П. Образ Божий в существе человека. (1935)
Вышеславцев Б.П. Парадоксы коммунизма. (1926)
Вышеславцев Б.П. Проблема власти и ее религиозный смысл. (1934)
Вышеславцев Б.П. Проблемы русского религиозного сознания. (1924)
Вышеславцев Б.П. Религиозно-аскетическое значение невроза. (1925)
Вышеславцев Б.П. Русская стихия у Достоевского. (1923)
Вышеславцев Б.П. С. Троцкий. Христианская философия брака. (1933)
Вышеславцев Б.П. Социальный вопрос и ценность демократии. (1932)
Вышеславцев Б.П. Трагическая теодицея. (1928)
Вышеславцев Б.П. Христианство и социальный вопрос. (1929)
Вышеславцев Б.П. Этика сублимации, как преодоление морализма. (1930)

Книги