Элиас Норберт

Элиас Норберт
Норберт Элиас (1897-1990) - немецкий социолог еврейского происхождения, позднее сменивший гражданство на британское. Особенно известен своей теорией цивилизации.

Краткая биография:

Родился 22 июня 1897 года в Бреслау(ныне Вроцлав) в прусской провинции Силезия в семье Германа и Софии Элиас. Был единственным ребёнком в семье. Отец был предпринимателем в текстильной промышленности.
Норберт поступил в классическую гимназию в 1903 году. После получения аттестата зрелости (абитурного свидетельства) в 1915 году записался добровольцем в германскую армию, воевавшую в это время в Первой мировой войне.
Сначала был отправлен в качестве связиста на Восточный фронт, затем переведён на Западный.
После нервного срыва в 1917 году был признан непригодным к воинской службе и отправлен в Бреслау в качестве санитара. В том же году поступил в университет Бреслау и начал изучать философию, психологию и медицину. По одному семестру в 1919 и 1920 годах отучился в университетах Гейдельберга (где посещал лекции Карла Ясперса и курс Генриха Риккерта) и Фрайбурга (где посещал курс Эдмунда Гуссерля).
Бросил занятия медициной в 1919-м, после сдачи переводного экзамена. Чтобы оплачивать обучение, после того как состояние отца сократилось из-за гиперинфляции, в 1922-м устроился на работу главой отдела экспорта на местную фабрику скобяных изделий.
В 1924 году защитил PhD диссертацию, называвшуюся «Идея и Индивид» под руководством Рихарда Хёнигсвальда, представителя неокантианства. Разочаровавшись в отсутствии социального аспекта в неокантианстве, что привело к разногласиям с научным руководителем, решил в будущем заняться социологией.
Во время жизни в Бреслау вплоть до 1925 года был вовлечён в германское сионистское движение и выступал как один из ведущих интеллектуалов в германско-еврейском молодёжном движении «Блау-Вайс». В эти годы познакомился с другими молодыми сионистами, такими как Эрих Фромм, Лео Штраусс, Лео Лёвенталь и Гершом Шолем.
В 1925 году переехал в Гейдельберг, где Альфред Вебер взял его в качестве претендента на хабилитацию в проект по теме становления современной науки, названный «Значение флорентийского общества и культуры в становлении науки».
В 1930 году Элиас, не имея перспектив, решил покинуть проект и устроился ассистентом Карла Маннгейма в университет Франкфурта. Однако, после прихода нацистов к власти в начале 1933 года социологический институт Маннгейма был вынужден закрыться. Уже готовая докторская диссертация, называвшаяся «Придворное общество» так никогда и не была формально защищена, и опубликована лишь в 1969 году.
В 1933-м Элиас бежит от нацистов в Париж. Его престарелые родители остались в Бреслау, где его отец умер в 1940 году, а его мать была депортирована в Аушвиц, где, вероятно, погибла в 1941 году.
В течение двух лет в Париже работал как независимый учёный, получая грант от амстердамского фонда Steunfonds Foundation.
В 1935-м переехал в Великобританию, где работал над монографией «О процессе цивилизации» вплоть до 1939 года, получая грант от Еврейского комитета по делам беженцев. В 1939 году переехал в Лондон, где встретился со своим бывшим научным руководителем Маннгеймом в Лондонской школе экономики, где получил позицию старшего научного сотрудника.
В 1940 году Лондонскую школу экономики эвакуируют в Кембридж, а когда вторжение германских войск в Великобританию кажется неминуемым, Элиаса интернируют на восемь месяцев в лагеря в Ливерпуле и на острове Мэн, поскольку он является выходцем из Германии, то есть потенциально неблагонадёжным. За время интернирования в концентрационном лагере организовал лекции по политике и поставил пьесу, которую сам написал, «Баллада о бедном Якове» (опубликована в 1987 году).
После того как его освободили из лагеря в 1941 году, возвратился в Кембридж. До конца войны работал на британскую разведку, выискивая нацистов среди германских военнопленных (см. его эссе «Слом цивилизации»). Вёл вечерние занятия для ассоциации рабочего образования (для взрослых), и затем вечерние курсы по социологии, психологии, экономике и экономической истории в университете Лестера. Также время от времени давал лекции в разных ВУЗах. В сотрудничестве со своим другом по Франкфурту, психоаналитиком З. Г. Фуксом, разработал теоретическую базу для Группового Анализа, важной школы терапии, и является сооснователем Общества Группового Анализа в 1952 году. Сам также обучался и работал групповым терапевтом.
В 1954 году в возрасте 57 лет он наконец получил свою первую постоянную академическую должность в университетском колледже Лестера, который вскоре стал университетом Лестера, в качестве преподавателя социологии.
Вместе со своим другом Ильей Нейштадтом сделал большой вклад в развитие университетского факультета социологии, который стал одним из крупнейших и наиболее влиятельных факультетов в Великобритании. Однако учёный чувствовал, что его идеи не находят отклика. Положение усугубляло то, что за время его работы в Великобритании ни одна из его книг не была переведена на английский - не только из-за непонимания значения его идей, но и из-за общего упадка внимания социологов к истории.
Он уволился в 1962 году, однако продолжил обучать аспирантов в Лестере до середины 1970-х. Среди последующих известных социологов, обучавшимися и работавшими в Лестере, были Джон Голдторп, Энтони Гидденс, Мартин Элброу, Шейла Аллен, Джо и Олив Бэнкс, Ричард Браун, Мэри Макинтош, Никос Музелис, Сэми Зубайда и Кит Хопкинс. Студентами факультета являлись Джон Элридж, Крис Роджек, Пол Хирст, Грэм Саламан и Брайан Уилсон.
С 1962 по 1964 работал профессором социологии в университете Ганы в Легоне, пригороде Аккры. В 1960-е годы его главные труды, написанные ещё в 1930-е, стали постепенно приобретать признание в Германии и Голландии.
После возвращения в Европу в 1965 году был приглашённым профессором в различных германских и голландских университетах, а с 1977 года обосновался в Амстердаме.
Его репутация и популярность резко возросли после публикации в 1969 году монографии «О процессе цивилизации».
С 1978 по 1984 год работал в Центре междисциплинарных исследований в Билефельдском университете. Стал первым одновременным лауреатом премии Теодора Адорно (1977) и Европейской премии Амальфи за социологию и социальные науки (1987).
В 1983 стал инициатором создания фонда имени Норберта Элиаса. Этот фонд занимался проведением конференций, распространением идей своего создателя, а также давать возможность молодым ученым высказывать свои идеи и теории. Фонд стал наследником социолога, продолжая популяризировать его идеи и после его смерти. Так как свою жизнь ученый посвятил науке, он так и не завёл семью. Помимо социологической работы занимался поэзией.
Умер у себя дома в Амстердаме 1 августа 1990 года.

Книги автора

Норберт Э. Общество индивидов. (2001)

Читать далее

Книги