Дильтей Вильгельм

Дильтей Вильгельм – немецкий философ и историк культуры, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики и понимающей психологии. Родился 19 ноября 1833 в Бибрихе близ Висбадена. Сын пастора реформатской церкви. Изучал теологию в Гейдельбергском, затем в Берлинском университете; там же обратился к изучению философии. Получил степень доктора в Берлинском университете в 1864 году, а два года спустя стал профессором философии Базельского университета. В дальнейшем был профессором университетов Киля (1868) и Бреслау (ныне Вроцлав) (1871), а также Берлинского университета, где преподавал с 1882. Умер Дильтей в Зейсе близ Больцано (Австрия) 3 октября 1911. Дильтей обладал острым и проницательным 'историческим чутьем', которое позволяло ему видеть взаимосвязь культурных явлений общества, объединенных в каждый данный момент в органическое целое, растущее и умирающее. Его многочисленные работы по истории западной цивилизации и особенно немецкой мысли принадлежат к классическому наследию историографии и литературоведения. Дильтей предложил получившее широкое признание понятие 'наук о духе' (Geisteswissenschaften). Желание понять смысл исторического исследования побудило Дильтея заняться методологией истории, в частности, анализом того особого акта понимания (Verstehen), который позволяет историку интерпретировать все формы культурного творчества как выражение лежащего в его основе миросозерцания (Weltanschauung). Метод интерпретации был назван Дильтеем герменевтикой. Кант не смог дать 'критику исторического разума', и Дильтей восполняет этот пробел во Введении в науки о духе (Einleitung in die Geisteswissenschaften, 1883), первой части трактата о принципах исторического познания (так и не законченного). Он выделил три типа миросозерцания: натурализм (позитивизм), объективный идеализм (пантеизм) и идеализм свободы (теизм). От методологии Дильтей перешел к философии. Стремясь к пониманию изучаемых событий, историк сам оказывается погруженным в историю. Способ его работы, следовательно, не может быть объяснен через абстрактный и вневременной разум, занимающий центральное место в философиях Декарта и Канта, но требует более конкретного философского основания - целостного контекста жизни, определяющего существование человека. Развитие Дильтеем этой идеи привело к появлению некоторых тенденций в современной психологии, акцентирующих внимание на целостности психической жизни, несводимой к отдельным ее элементам и потому требующей интуитивного понимания, а также к 'экзистенциальной философии', в которой рассудку противопоставлена конкретная индивидуальная жизнь. Эти идеи получили выражение и в его незаконченном труде - Строение исторического мира в науках о духе (Der Aufbau der geschichtlichen Welt in den Geisteswissenschaften, 1910).

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора
Дильтей В. Введение в науки о духе (фраг­менты). (1987)
Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. (2000)
Дильтей В. Категории жизни. (1995)
Дильтей В. Литературные архивы и их значение для изучения истории философии. (1995)
Дильтей В. Наброски к критике исторического разума. (1988)
Дильтей В. Основная мысль моей философии. (2001)
Дильтей В. Предпосылки или условия сознания либо научного познания. (2001)
Дильтей В. Собрание сочинений: В 6 т. (2004)
Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. (2000)
Дильтей В. Сон. Воображение поэта. Элементы поэтики. Литературные архивы и их значение для изучения истории философии. (1995)
Дильтей В. Сущность философии = Das Wesen der Philosophie. (2001)
Дильтей В. Типы мировоззрения и их обнаружение в метафизических системах. (1912)