Дильтей Вильгельм

Дильтей (Dilthey), Вильгельм (19.XI.1833 – 3.X.1911) – нем. философ-идеалист, один из родоначальников т. н. "философия жизни" и "критич. философии истории". Проф. в Базеле (с 1866), Киле (с 1868) и Бреславле (с 1871), с 1882 – проф. Берлинского ун-та. Выступив против "натурализма" позитивистской социологии и метафизич. концепций философии истории нем. классич. идеализма, Д. положил в основу своей философии "непосредств. переживание" субъекта. Резко противопоставив естествознание "наукам о духе" (Geisteswissenschaften), Д. утверждал, что обществоведение имеет дело лишь с "фактами сознания", к-рые допускают непосредств. интуитивное проникновение. Если природа является чем-то внешним по отношению к сознанию исследователя, то в гуманитарных науках, по мнению Д., природа объекта и субъекта идентична. Отсюда и противоположность методов познания: в естеств. науках имеет место причинное объяснение и описание явлений, в гуманитарных же, в частности в истории, на первый план выступает субъективное проникновение. Гл. методом ист. познания, по Д., является "понимание" (Verstehen), осн. на том, что историк как бы заново переживает душевное состояние интересующих его ист. личностей, но в то же время не сливается с ними полностью. При этом Д. подчеркивал, что теория познания в области наук о духе должна быть исторична, т. к. дух находится в непрерывном движении и развитии. Подчеркивая индивидуальность, неповторимость любого ист. целого, Д. отрицал возможность формулирования законов истории. Эта точка зрения неизбежно приводила к релятивизму, хотя сам Д. и возражал против этого. Гносеологич. корни концепции Д, связаны с тем, что его как историка интересовали исключительно история духовной культуры и биографии отдельных личностей. В исследованиях, в к-рых внимание сосредоточивается преим. на изучении внутр. мира человека, роль интуиции и своего рода художеств. воображения действительно велика. Но Д. неосновательно дал этому явлению иррационалистскую трактовку и к тому же распространил ее на все ист. познание. Отождествив ист. процесс с историей человеческого самосознания, Д. фактически подрывал самые основы объективного ист. знания. Ист. наука становится у него функцией личных качеств историка. Первые работы Д., включая его основополагающее соч. – "Введение в науки о духе" ("Einleitung in die Geisteswissenschaften", 1883), были встречены бурж. историками и философами довольно холодно. Однако в дальнейшем, по мере усиления иррационализма в бурж. философии, влияние Д. возрастало. Он по праву считается родоначальником нем. неоидеалистич. историзма. Его последователи (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Т. Лессинг, отчасти также Г. Риккерт и др.) значительно усилили иррационализм и релятивизм учения Д., заострив его против ист. материализма. В совр. бурж. философии истории наиболее активными пропагандистами его взглядов являются зап.-герм. социологи Э. Ротхаккер и Т. Литт, а также франц. историк А. И. Марру. Большое влияние идеи Д. оказали на формирование философии истории экзистенциализма.
Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1–9, 11–12. Lpz.–В., 1921–36, Bd 10, 1958; Der junge Dilthey. Ein Lebensbild in. Briefen und Tagebüchern. 1852–70, Zsgest v. C. Misch geb. Dilthey, Lpz.–В., 1933; в рус. пер. – Сущность философии В. Дильтея, в кн.: Философия в систематическом изложении В. Дильтея, А. Риля, В. Оствальда..., СПБ, 1909; Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах, в сб.: Новые идеи в философии, ч. 1, СПБ, 1912; Описательная психология, М., 1924.
Лит.: Данилов А. И., Проблемы аграрной истории раннего средневековья в немецкой историографии конца XIX – нач. XX вв., М., 1958, с.54–57; Кон И. С., Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, М., 1959, с. 105–117; Коn I. S., Kritický nástin filosofie dějin 20 stoleti, Praha, 1963; Arοn R., Essai sur la théorie de l'histoire dans l'Allemagne contemporaine. La philosophie critique de l'histoire, 2 éd., P., 1950, ch. 1; Вisсhоff D., Wilhelm Diltheys geschichtliche Lebensphilosophie..., Lpz.–В., 1935; Hodges H. Α., The philosophy of Wilhelm Dilthey, L., 1952; Landgrebe L., Wilhelm Diltheys Theorie der Geisteswissenschaften, Halle, 1928; Rossi P., Lo storicismo tedesco contemporaneo, Torino, 1956, s. 27–145; Suter I. F., Philosophie et histoire chez W. Dilthey:...... Bâle, 1960.
И. С. Кон. Ленинград.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора
Дильтей В. Введение в науки о духе (фраг­менты). (1987)
Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. (2000)
Дильтей В. Категории жизни. (1995)
Дильтей В. Литературные архивы и их значение для изучения истории философии. (1995)
Дильтей В. Наброски к критике исторического разума. (1988)
Дильтей В. Основная мысль моей философии. (2001)
Дильтей В. Предпосылки или условия сознания либо научного познания. (2001)
Дильтей В. Собрание сочинений: В 6 т. (2004)
Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. (2000)
Дильтей В. Сон. Воображение поэта. Элементы поэтики. Литературные архивы и их значение для изучения истории философии. (1995)
Дильтей В. Сущность философии = Das Wesen der Philosophie. (2001)
Дильтей В. Типы мировоззрения и их обнаружение в метафизических системах. (1912)