Вивальди А.

ВИВÁЛЬДИ (Vivaldi) Антонио [4 III 1678 (?) Венеция – 28 VII 1741, Вена] – итал. композитор, скрипач, дирижёр и педагог. Учился у своего отца Джованни Баттисты В. – скрипача капеллы собора св. Марка в Венеции и, по-видимому, у Дж. Легренци. Рано прославился виртуозной игрой на скрипке. С 1703 преподаватель (maestro di violino), позднее дирижёр оркестра и руководитель концертов, с 1713 также директор жен. консерватории "Пиета" ("Ospedale della Pietà"). В обязанности В. входило сочинение музыки для многочисл. светских и духовных концертов этой консерватории. Профессию музыканта В. соединял с духовным саном аббата-минорита, но затем был отрешён от сана священнослужителя за "недозволенное" поведение во время церковной службы. В. участвовал в театр. жизни Венеции, отдавая много сил постановкам собственных опер (репетировал с труппами, дирижировал спектаклями, нередко выступал в качестве импрессарио). Шумная и праздничная жизнь Венеции, карнавалы и маскарады, блеск театр. представлений, богатый городской песенный фольклор оставили глубокий след в творчестве В. В 1718–22 В. находился на службе при дворе в Мантуе. Последующие годы концертировал в Италии и других европейских странах. В 1725 был отстранён от работы в консерватории, с 1735 восстановлен в должности капельмейстера.

Вскоре, в результате столкновений с клерикальными кругами, В. покинул Венецию и переселился в Вену, где провёл последние годы жизни. Несмотря на широкую известность, В. умер в бедности.

В. прославился как дирижёр, скрипач, педагог и композитор. Под его рук. концерты оркестра "Della Pietà" завоевали европ. известность. Особенно поражала новая "ломбардская" (драматизированная) манера игры и виртуозность В. Распространению стиля игры В. среди европ. скрипачей способствовала популярность его скрипичных концертов – необычных для того времени по форме и фактуре. В. не оставил после себя "школы" подобно А. Корелли и Дж. Тартини (среди его учеников, завоевавших известность, можно назвать лишь Дж. Сомиса и Л. Мадониса), но он обладал разносторонним педагогич. талантом, занимался с певицами, в т. ч. с Ф. Бордоньи.

Велико творческое наследие В. Композитор создал 465 инстр. концертов. Писал также оратории, светские кантаты, культовую музыку. Оперное творчество В. (св. 40 опер, многие на историч., мифологич. сюжеты; либр. П. Метастазио, Ф. Сильвани, Д. Лалли, А. Дзено и др.) способствовало развитию оперного жанра, оказало влияние на многих композиторов (в т. ч. на Г. Ф. Генделя), но не было по достоинству оценено современниками. В инстр. произв. раннего периода (трио-сонаты ор. 1 и др.), несмотря на сильное воздействие А. Корелли, проявляется уже самобытная творч. манера композитора (особенно в остро очерченных начальных темах). С самого начала В. игнорирует церк. жанр и пишет лишь в камерном (его сонаты – ни что иное, как сюиты). Трио-сонаты, с точки зрения скрипичной техники, довольно скромны. Примыкающие к ним (по общему мелодич. стилю и технич. использованию скрипки) 2 сб-ка сольных сонат для скрипки и баса (ор. 2 и ор. 5), в к-рых свободно трактуется сонатная форма, – существенная веха в становлении сонатного аллегро. Историч. значение творчества В. – в создании сольного инстр. концерта: композитор как бы подвёл итог длительному процессу (от нач. 17 в. до сер. 18 в.) непрерывного нарастания в скрипичном иск-ве концертирующих элементов. Основываясь на concerto grosso родоначальника новой инстр. музыки Корелли, В. сделал значит. шаг вперёд по сравнению со своим предшественником в смысле масштабов развития, разнообразия средств выражения, динамичности и экспрессивности музыки. Предклассич. сольный инстр. концерт В. – ансамблевая пьеса для небольшого состава смычковых инструментов во главе со скрипкой (это наиболее типичный состав, хотя мн. сольные концерты В. написаны для самых разл. инструментов: виолончели, виоль д᾽амур, мандолины, флейты, гобоя, фагота, трубы и др.). Установленная В. динамичная 3-частная циклич. форма концерта (быстрая, энергичная первая часть и блестящий, живой финал, обрамляющие небольшую певучую среднюю часть) выражала художеств. идеалы иск-ва "хорошо организованного контраста". Сольный инстр. концерт В. был рассчитан на более широкую аудиторию, чем сольная соната Корелли: этой муз. форме присущи элементы "зрелищности", выявляющиеся в состязании солиста и оркестра (по выражению Б. В. Асафьева – в ней было что-то от театра, дискуссии). В непрестанном чередовании tutti и solo, целого и части (в этом нашла своеобразное преломление ритурнель) раскрывается смысл формы концерта и, вместе с тем, создаётся игра звуковыми массами и звуковыми светотенями. В. был великим мастером этих рембрандтовских приёмов в музыке. В муз. содержании концертов В. воплощены черты, характерные для "позднего барокко". В его концертах впечатляет, с одной стороны, монументальность, пафос (в особенности в первых частях), с другой – мягкая лирика медленных средних частей.


Большинство его adagio – это род лирич. арии, где в центре внимания слушателя – виртуоз, выражающий собств. индивидуальность, подобно певцу в кульминац. моментах оперы. Музыка B. впитала элементы красочного венецианского муз. фольклора, богатого напевными канцонами, баркаролами, зажигательными танц. ритмами, – отсюда конкретность, изобразительность тематизма его концертов. Широко распространён у В. излюбленный в итал. нар. музыке размер 6/8 (размер мн. итал. нар. танцев). Особенно разнообразно трактуется танц. форма сицилианы. Вместе с тем в концертах В. творчески переработал стилистич. особенности монумент.-декоративного иск-ва венецианской вок.-инстр. полифонич. школы, с её системой "cori spezzati". Применяя часто аккордово-гармонич. склад, он мастерски использовал полифонич. линеарную манеру письма, охотно прибегал к контрапунктич. формам, к-рые выдвинул муз. ренессанс 16–17 вв. Один из крупнейших мастеров инстр. фуги (совершенный её образец – 1-я ч. концерта d-moll, op. III, No 11), В. оказал влияние на формирование творчества И. С. Баха, предвосхитил грандиозное иск-во фуги нем. композитора. Концерты В. расширили выразительные и технич. средства скрипки и инстр. ансамбля. Скрипичная техника их разнообразна: стремит. пассажи, арпеджио, тремоло, пиццикато, двойные ноты (вплоть до труднейших растяжений децим), эффекты игры флаутато, скордатура, применение самого высокого регистра (до 12-й позиции). Этим В. способствовал развитию колористич. стороны скрипичной игры. В. может быть назван отцом программного симфонизма. Равного его 4-частному циклу "Времена года" op.VIII, No 1–4 ("Quattro Staggione", для главной скрипки – violino principale, струн. квинтета, органа и чембало) не знает муз. иск-во вплоть до "Пасторальной симфонии" Л. Бетховена. В. выступает в этом произв. не как имитатор природы, а как великий реалист, выражающий своё лирич. восприятие окружающего мира. Программны по своему замыслу и мн. концерты В.: "Охота" ("La Caccia", op. VIII, NoNo 9, 10), "Буря на море" ("La Tempesta di Mare", op. VIII, No 5, op. X, No 1), "Пастушка" ("La Pastorella"), "Тревога" ("L'Inquietudine"), "Отдых" ("Il Riposo"), "Ночь" ("La Notte", op. X, No 2), "Фаворит" ("Il Favorito" op. XI, No 2), "Щеглёнок" ("Il Cardellino", op. X, No 3) и др. Концерт "Ночь" для фагота или флейты, смычкового ансамбля и чембало, отличающийся тончайшей звукописью, изобилует смелыми колористич. и гармонич. находками.

Существен вклад В. в развитие инструментовки. Он применил гобои, валторны, фаготы, трубы, англ. рожок не как дублирующие голоса, а как самостоят. мелодич. инструменты. Инстр. концерт В. открыл путь новой классич. симфонии.

Творчество В., подвергавшееся к концу жизни композитора критике современников (Б. Марчелло, К. Гольдони, И. Кванц и др), после его смерти было забыто. Возрождение интереса к музыке В. связано с открытием в кон. 20-х гг. 20 в. итал. музыковедом А. Джентили рукописей В. (300 концертов, 19 опер, духовные и светские вок. сочинения). Основанный в Сиене Итальянский институт Антонио Вивальди, возглавляемый Ф. Малипьеро, положил начало публикации полного собр. сочинений В. Значит. вклад в изучение творчества В. внесли франц. музыковед М. Пеншерль и нем. – В. Кольнедер.

Соч.: оперы (27) в т. ч. Роланд – мнимый безумный (Orlando fiato pozzo, 1714, т-р "Сант-Анджело", Венеция), Нерон, ставший Цезарем (Nerone fatto Cesare, 1715, там же), Коронация Дария (L'incoronazione di Daria, 1716, там же), Обман, торжествующий в любви (L'inganno trionfante in amore, 1725, там же), Фарначе (1727, там же, позднее также под назв. Фарначе, правитель Понта), Кунегонда (1727, там же), Олимпиада (1734, там же), Гризельда (1735, т-р "Сан-Самуэле" Венеция), Аристид (1735, там же), Оракул в Мессении (1738, т-р "Сант-Анджело", Венеция), Ферасп (1739, там же); оратории – Моисей, бог фараона (Moyses Deus Pharaonis, 1714), Торжествующая Юдифь (Juditha Triumphans devicta Holofernis barbarie, 1716), Поклонение волхвов (L'Adorazione delli tre Re Magi, 1722); светские кантаты (56), в т. ч. 37 для голоса с бассо континуо, 14 для голоса со струн. оркестром, большая кантата Глориа и Гименей (1725); серенады для 1–4 голосов, в т.ч. Празднующая Сена (La Senna festeggiante, 1729); культовая музыка (ок. 55 произв.), в т. ч. Stabat Mater, мотеты, псалмы и др.; инстр. произв. – 76 сонат (с бассо континуо), в т. ч. 30 для скр., 19 для 2 скр., 10 для влч., 1 для скр. и влч., 2 для лютни и скр., 2 для гобоя; 465 концертов, в т. ч. 49 кончерти гросси, 331 для одного инструмента с бассо континуо (228 для скр., 27 для влч., 6 для виоль д᾽амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины), 38 для 2 инструментов с бассо континуо (25 для скр., 2 для влч., 3 для скр. и влч., 2 для валторн, 1 для мандолин), 32 для 3 и более инструментов с бассо континуо.

Оригинальные изд. (op. I–XIV): ор. I, Sonate (12) da Camera (a tre), due violini e violone о cembale (Venezia, 1705, Amst., 1712–13), op. II, Sonate (12) a violino e basso continuo per il cembalo (Venezia, 1709, Amst., 1712–13), op. III, L'Estro armonico, 12 concerti (Amst., 1712 c), op. IV, La Stravagenza, 12 concerti a violino e basso continuo (Amst., 1712–13 c), op. V, Sonate (6), 4 a violino solo e basso, 2 a due violino e basso continuo (Amst., 1716 c), op. VI, Concerti (6) a cinque stromenti; tre violini, alto viola e basso continuo (Amst., 1716–17), op. VII, Concerti (12) a cinque stromenti; tre violini, alto viola e basso continuo (Amst., 1716–17), op. VIII, Il Cimento dell'Armonia e dell'Invenzione, 12 concerti (Amst., 1725 c), op. IX, La Cetra, 12 concerti (Amst., 1728), op. X, Concerti (6) a flauto traverso, violino 1 e 2, alto viola, organo e violoncello (Amst., 1729–30 c), op. XI, Concerti (6) a violino principale, violino 1 e 2, alto viola, organo e violoncello (Amst., 1729–30), op. XII, Concerti (6) a violino principale, violino 1 e 2, alto viola, organo e violoncello (Amst., 1729–30), op. XIII, Il pastor fido (6) sonates pour la musette, viola, flûte, hautbois, violino e basso continuo (P., 1737 c), op. XIV, Sonates (6) violoncello solo col basso continuo (P., 1740).

Тематич указатели: Altmann W, Thematischer Katalog der gedruckten Werke Antonio Vivaldis, "AfMw", IV, 1922, Genti1i A., La raccolta Mauro Foa nella Biblioteca Nazionale di Torino, "RMI", XXXIV, 1927; Rudge О., Catalogo tematico delle opere strumentali…, opere ed oratorii di Antonio Vivaldi, в сб.: Antonio Vivaldi: note e documenti, Siena, 1939; eё жe, Opere vocali attribuite a Antonio Vivaldi, в сб.: La scuola veneziana, Siena, 1941; Rinaldi M., Catalogo numerico tematico delle composizioni di Antonio Vivaldi, Roma, 1945; Pincherle M., Antonio Vivaldi… v. 2, Inventoire thématique, P., 1948; Вerri Ρ., Indice discografico vivaldiano, Mil., 1953; Kolneder W., Zur Frage der Vivaldi-Kataloge, "AfMw", XI, 1954; Antonio Vivaldi, indice tematico di 200 opere strumentale Istituto italiano Antonio Vivaldi, Mil., 1955, Jung H. R., Die Dresdener Vivaldi-Manuskripte, "AfMw", XII, 1955.

Письма: Stefani T., Sei lettere di Antonio Vivaldi, Venezia, 1871, Rudge O., Lettere e dediche di Antonio Vivaldi, Siena, 1942.

Лит.: Rühlmann J., Antonio Vivaldi und sein Einfluß auf J. S. Bach, "NZfM", 1867, No 45–47; Waldersee P. von, Antonio Vivaldis Violinkonzerte unter besonderer Berücksichtigung der von J. S. Bach bearbeiteten, "VfMw", I, 1885; Gentili A., Vivaldi, "RMI", XXIV, 1917; Salvatori A., Antonio Vivaldi. Il Prete Rosso: note biografiche, "Revista Mensile della Citta di Venezia", 1928, Augusto; Luсiani S. Α., Antonio Vivaldi, "Bolletino bibliografico musicale", III, 1928, Januaro; Ρinсher1e M., Vivaldi e gli ospedali di Venezia, "Ras. mus.", II, 1929; его же, Vivaldi, P., 1955, на англ. яз. – Vivaldi, Genius of the Baroque, Ν. Υ., 1957; Gallo R., Antonio Vivaldi, il Prete Rosso: la famiglia, la morte, "Ateneo veneto", 1938, dicembre; Antonio Vivaldi: note e documenti (red. A. Casella, V. Morteri, S. A. Luciani), Siena, 1939; Abbado M., Antonio Vivaldi, Torino, 1942; Torre-franca F., Problemi vivaldiani, Kongreßbericht, Basel, 1949; Rina1di M., Antonio Vivaldi, Mil., 1943; его жe, La data di nascita di Antonio Vivaldi, Siena, 1953; Kolneder W., Vivaldi als Bearbeiter eigener Werke, "Acta musicologica", XXIV, 1952; его же, Das Frühschaffen Antonio Vivaldis. Kongreßbericht, Utrecht, 1952; его же, Antonio Vivaldi. Neue Studien zur Biographie und Stilistik seiner Werke, Lpz., 1955 (Diss.); его же, Aufführungspraxis bei Vivaldi, Lpz., 1955; его же, Die Solokonzertform bei Vivaldi, Straßburg – Baden-Baden, 1961; его же, Antonio Vivaldi, 1678–1741. Leben und Werk, Wiesbaden, 1965; Вie11a G., Antonio Vivaldi. La data di nascita, "Musica sacra", 1963, No 2; Giazοttо R., Vivaldi, Mil., 1965; Gaullois J., Antonio Vivaldi, Lyon, 1967; Сande R. de, Vivaldi, P., 1967.

И. M. Ямпольский.

Музыкальная энциклопедия