Григ Э.

ГРИГ (Grieg) Эдвард Хагеруп (15 VI 1843, Берген – 4 IX 1907, там же) – норв. композитор, дирижёр, пианист, муз. деятель. Крупнейший представитель норвежской композиторской школы. Г. рос в культурной и обеспеченной семье (родоначальником этой семьи в Норвегии был шотландец А. Григ, переселившийся в Берген в сер. 18 в.). Отец композитора, бергенский купец Александр Г., занимал должность брит. консула; мать, Гесина Г., урождённая Хагеруп, была хорошей пианисткой. Под её рук. Г. обучался музыке, способности к к-рой проявились у него в раннем детстве. В 1858–1862 Г. учился в Лейпцигской консерватории по классу фп., а также композиции (у К. Рейнеке). Большое влияние оказало на Г. творчество Р. Шумана, Ф. Шуберта и Ф. Мендельсона. Об этом свидетельствуют первые опубликованные сочинения Г. (фп. пьесы ор. 1 и романсы ор. 2, на сл. нем. поэтов).

В 1863 композитор едет в Копенгаген, где сближается с группой единомышленников, воодушевлённых идеей создания нового нац. иск-ва. Вместе с норв. композитором Р. Нурдроком и несколькими дат. музыкантами Г. организует муз. об-во "Евтерпа" и выступает в нём в качестве дирижёра, пианиста и автора муз. произв., привлекая внимание передовой интеллигенции (посещавший эти концерты писатель X. К. Андерсен высоко оценил талант молодого Г.).

В обстановке творч. подъёма и увлечения идеей народности дарование Г. быстро созревало и обретало яркие, самобытные черты. Г. создаёт фп. сонату (ор. 7), сонату для скрипки и фп. (ор. 8), "Юморески" для фп., увертюру "Осенью", ряд романсов (в т. ч. "Люблю тебя" и "Сердце поэта" на сл. X. К. Андерсена).

Творч. расцвету способствовало событие личной жизни – женитьба на кузине Нине Хагеруп, одарённой камерной певице, постоянно выступавшей с Г. в камерных концертах и приобретшей известность в качестве исполнительницы его романсов. С 1866 Г. жил в Кристиании (Осло). Здесь наступил расцвет деятельности Г. – композитора, дирижёра, пианиста, педагога, муз. критика.


В 1867 он делает первую попытку создать в Норвегии спец. уч. заведение – Муз. академию; в 1871 основывает конц. Музыкальное об-во (ныне Филармоническое об-во). В борьбе за осуществление своих просветительских взглядов Г. пришлось столкнуться с большими трудностями, нередко его начинания встречали отпор со стороны космополитически настроенной крупной буржуазии. Вместе с тем горячую поддержку нашёл Г. в среде передовой интеллигенции, поборников самобытной нац. культуры. Завязывается тесная дружба Г. с писателем и обществ. деятелем Б. Бьёрнсоном, оказавшим большое влияние на мировоззрение Г. В союзе с Бьёрнсоном возникли крупные муз.-драматич. произв. Г. на сюжеты из древнего сканд. эпоса – "Эдды". К этому же периоду относятся выдающиеся инстр. сочинения: фп. концерт (1868), 1-я тетрадь "Лирических пьес" для фп. (1867) и др. Имя Г. приобретает известность за рубежом. Большую поддержку композитору оказал Ф. Лист, оценивший Г. как яркого представителя новой, зарождающейся нац. муз. школы. В 1874 Г. была предоставлена пожизненная гос. стипендия. Широкое признание и материальная обеспеченность позволили Г. оставить конц. деятельность в столице и переселиться в Берген, к-рый становится основным местом его жизни и деятельности. Страстно любивший родную природу, он совершает длительные поездки в горы, слушает игру нар. скрипачей – "хардингфелеров", подолгу живёт в деревенской глуши среди крестьян, рыбаков, лесорубов. Поэзия норв. природы, глубокое проникновение в дух и строй нар. музыки отразились в лучших произв. этих лет: музыке к драме "Пер Гюнт", написанной в 1874–75 по просьбе её автора – Г. Ибсена, Балладе для фп., струн. квартете.

Период 1880–90-х гг. был для Г. временем растущей мировой славы. Неустанно работая как композитор, он не прекращает исполнительской деятельности, руководит концертами бергенского муз. об-ва "Гармония", выступает как пианист и дирижёр в Германии, Дании, Голландии. В январе 1888, в Лейпциге, он знакомится с П. И. Чайковским, между композиторами возникает дружба. Чайковский восхищался поэтичностью музыки Г., свежестью и самобытностью его стиля (в 1888 Чайковский посвятил Г. увертюру "Гамлет"). С блестящим успехом проходят конц. выступления Г. в Англии и Франции. В 1889 он был избран чл. Франц. академии изящных иск-в, в 1893 удостоен почётного звания доктора Кембриджского ун-та (одновременно с Чайковским). Совершая зимой конц. поездки по разным странам Европы, он отдавал летние месяцы созданию новых произв. В последние годы жизни Г. работал гл. обр. в области фп. миниатюры, романса. Ценным вкладом в муз. иск-во явились созданные им сборники нар. песен и танцев. Работая в тиши и уединении на вилле Трольхауген, в окрестностях Бергена, он продолжал общаться с нар. музыкантами, записывать образцы норв. фольклора. Не прекращалась и просветительская деятельность Г. В 1898 он организует в Бергене первый фестиваль норв. музыки (проводятся и ныне), неизменно участвует во всех событиях норв. обществ. жизни, уделяет большое внимание работе конц. организаций и хор. об-в, выступает как критик и публицист. Г. пристально следил за развитием муз. жизни Европы, выступал с развёрнутыми очерками о композиторах-классиках (Р. Вагнере, Р. Шумане, В. А. Моцарте, Дж. Верди, А. Дворжаке), пропагандировал творчество норв. композиторов – Ю. Свенсена, X. Хьерульфа, Р. Нурдрока. Вместе с Бьёрнсоном он задумывает ораторию "Мир". Особое значение имели публичные выступления Г. по поводу крупных событий обществ.-политич. жизни. Заветной мечтой Г. была поездка в Россию, иск-во к-рой он горячо любил. Планы своих гастролей он обсуждал в переписке с рус. муз. деятелями (А. И. Зилоти, Ц. А. Кюи и др.).

Осенью 1907 Г. намеревался выехать с концертами в Англию, но тяжёлый приступ астмы заставил его остаться в Бергене. Его поместили в больницу, где он и скончался. По завещанию композитора, прах его был похоронен в скале над фьордом возле его виллы Трольхауген. В 1925 здесь был основан мемориальный дом-музей Э. Грига.

Г. относится к тем художникам, роль к-рых оказалась решающей для развития отечеств. культуры. Начав творч. жизнь в маленькой "Провинциальной" стране, композитор силой своего гения возвысил норв. музыку до вершин мировой классики. 1860-е гг. – период бурного развития прогрес. сил норв. общества. Норв. лит-ра выдвинула в эти годы Г. Ибсена и Б. Бьёрнсона. Говоря о своём сотрудничестве с этими писателями, Г. не случайно называл эпоху своей молодости "бурной весной норвежского искусства". Большую роль в защите отечеств. лит-ры, иск-ва и нар. традиций сыграли предшественники Г., норв. музыканты У. Булль, Хьерульф, Нурдрок. Стиль Г. отмечен яркой индивидуальностью и нац. характерностью. С первых шагов творч. жизни он стремился овладеть "родной речью" норв. музыки. Композитор свободно претворяет ладовые, интонац. черты норв. мелоса. Под воздействием норв. муз. фольклора сложились характерные для Г. сти-листич. приёмы: использование старинных диатонических ладов (особенно лидийского мажора, с повышенной 4-й ступенью), красочные совмещения аккордов разл. функций, длит. остинато, обилие органных пунктов, энергичная, острая ритмика. Впитав в юности влияния нем. романтизма, Г. всё ярче проявлял затем свою индивидуальность. От природы одарённый особым чувством колорита, он внёс много нового в обл. гармонии и фактуры. Присущие ему качества тонкой живописной изобразительности пронизывают его музыку особым ощущением света, воздуха и пространства. Красочность гармонии в произв. Г. сближает композитора с его франц. современником – К. Дебюсси, представителем импрессионизма. Непрерывно обогащая свой стиль, Г. преследовал гл. цель создания подлинно нар. иск-ва, способного трогать и волновать сердца. В обширном наследии Г. представлены основные муз. жанры: сценич. и хоровая музыка, симф. произв., камерные ансамбли, фп. сочинения, романсы. По преимуществу миниатюрист, Г. наиболее полно проявил себя в обл. фп. и камерного вок. творчества. В этих жанрах сказались лучшие стороны его дарования, тонкий и задушевный лиризм. Фп. творчество Г. многогранно. В нём нашли отражение и образы природы, и поэтич. картины нар. жизни, и скрытые движения человеческой души. Его небольшие фп. пьесы можно сравнить с лирич. стихотворениями, в к-рых немногими словами выражена полнота впечатлений. Таковы фп. циклы, к-рые композитор писал на протяжении всего творч. пути. Среди них первое место занимает большой цикл "Лирические пьесы" в 10 тетрадях (1867–1901). В этих пьесах Г. по-новому продолжает традиции романтич. программности и создаёт своеобразный дневник впечатлений художника. Здесь и сев. пейзажи ("На родине", "Весной", "Мальчик-пастух", "Вечер в горах"), и причудливые образы нар. фантастики ("Танец эльфов", "Шествие гномов", "Кобольд"), и поэтич. картины настроений ("Ариетта", "Меланхолия", "Ноктюрн", "Из юных дней"). В лирич. плане преломляются у Г. характерные сцены нар. жизни ("Свадебный день в Трольхаугене"). Особую группу в фп. творчестве Г. составляют обработки норв. песен и танцев, в к-рых особенно ярко выявился самобытный стиль композитора. В раннем и среднем периоде творчества Г. пользовался в основном записями норв. фольклориста Л. М. Линдемана, давая им новую жизнь оригинальной гармонизацией ("25 народных танцев и песен", "Норвежские танцы"). Новые черты Г. вносит в позднейшие обработки собств. записей 1890–1900. Не сглаживая нек-рой жёсткости стиля нар. танцев, Г. ярко воплотил в своих "халлингах", "сприн-гарах", "гангарах" светлое, здоровое восприятие жизни, свойственное норв. народу. Работая в жанре фп. миниатюры, Г. уделял большое внимание также и формам сонаты, концерта, вариац. цикла. Среди его фп. сочинений выделяется ранняя юношеская соната e-moll, полная романтич. порыва. Огромным завоеванием Г. явился концерт для фп. с оркестром (1868) – первое крупное сочинение, доставившее композитору мировую известность. Светлая, вдохновенная музыка Г. прозвучала как гимн Норвегии. Концерт вызвал восторженную оценку крупнейших пианистов мира – Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна. Широким драматич. размахом и глубиной чувств отмечена фп. Баллада в форме вариаций на нар. тему, во многом перекликающаяся с балладами Ф. Шопена. К фп. сочинениям Г. близко примыкают его камерные ансамбли: 3 сонаты для скрипки и фп., соната для виолончели и фп., 2 струн. квартета. Композитор тонко чувствовал природу смычковых инструментов, имеющих в Норвегии свою давнюю традицию. Под впечатлением игры нар. скрипачей возникла у Г. лучезарная музыка 2-й скрипичной сонаты, в к-рой воплотились ритмы норв. танца. В медленных частях циклов получили отражение лирико-созерцательные нар. напевы (3-я скрипичная соната, соната для виолончели и фп.). Монументальностью форм и широтой развития отличается 1-й струн, квартет Г., являющийся своеобразной "камерной симфонией", навеянной образами суровой горной природы. В квартете, как и в др. ансамблях, Г. применяет красочную "оркестральную" манеру письма.

Своеобразна трактовка Г. оркестровых, симф. жанров. Все его оркестровые сочинения, за исключением ранней неизданной симфонии c-moll, принадлежат к типу сюиты или программной миниатюры. Мастерское владение красками струн. оркестра сказалось в сюите "Из времён Хольберга" – стилизации старинной сюиты эпохи И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Лучшие оркестровые сочинения Г. связаны с лит. программой, навеяны творчеством Г. Ибсена и Б. Бьёрнсона. Мировой славой пользуются сюиты из музыки к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт" (1888–96), в к-рой Г. дал своё прочтение сюжета, усилив его лирич. черты и внеся пейзажные моменты. На основе поэзии Бьёрнсона возникли произв., раскрывающие героич. образы норв. эпоса: опера "Улаф Трюгвасон" (1873, не завершена), музыка к драме "Сигурд Крестоносец" (1872, переработана Г. в сюиту) и др.

Г. – один из крупнейших мастеров романса и песни, ему принадлежит около 150 произв. в этой обл. Унаследовав традиции Ф. Шуберта и Р. Шумана, он в то же время раскрыл в этом жанре свой мир чувств и настроений, своё мироощущение. Воплощая в романсах образы норв. поэзии, он придавал огромное значение выбору текста. Линия нем. романтич. песни заметно прослеживается в ранних романсах Г. на слова нем. и дат. поэтов; среди них свежестью вдохновения выделяются песни на сл. Андерсена – "Мелодии сердца". Знакомство с поэзией Ибсена и Бьёрнсона углубило лирич. строй романсов Г. В зрелом периоде творчества Г. обычно объединяет романсы в сб. или циклы, посвящ. одному поэту. Глубоким психологизмом отмечены лирико-философские романсы на стихи Ибсена ("Лебедь" и др.). Проникновение в мир норв. фольклора помогло композитору создать шедевр вок. лирики – песню Сольвейг из драмы "Пер Гюнт". Воздействие норв. нар. мелоса ярко отразилось также в трактовке песенного цикла на сл. нар. поэта О. Винье, в элегич. романсах на сл. И. Паульсена, в колоритных песнях на сл. В. Крага, посвящ. природе и людям Норвегии ("В челне" и др.). Наряду с этими сб. Г. создаёт программные циклы, посвященные одной теме, объединённые общим назв.: "Норвегия" на сл. И. Паульсена, "По скалам и фьордам" на стихи X. Драхмана и цикл "Девушка с гор" на текст поэмы А. Гарборга – единств. сюжетный цикл во всём наследии композитора, являющийся вершиной позднего творчества Г. Сила лирич. вдохновения в нём сочетается с мастерством звукописи, тонкой передачей пейзажа и колорита. Начиная с 1870-х гг. (циклы на слова Ибсена, Бьёрнсона, Паульсена) Г. уделяет всё больше внимания задачам выразительной декламации, экспрессии, колорита. Не случайно романсы Г. среднего и позднего периодов носят название "стихотворений" ("digte"). Эта тенденция сближает его вок. музыку с новаторскими исканиями др. мастеров романса – М. П. Мусоргского, К. Дебюсси, X. Вольфа.

С творчеством Г. связана целая эпоха развития норв. иск-ва. Подлинно нар. художник, он впервые творчески переработал и обобщил коренные черты муз. фольклора Норвегии. Кредо Г. высказано им в словах: "Я черпал богатые сокровища в народных напевах моей родины и из этого до сих пор неисследованного источника норвежской народной души пытался создать национальное искусство". К его школе принадлежат наиболее даровитые норв. композиторы конца 19 – нач. 20 вв.: К. Синдинг, Ю. Хальворсен, Я. Боргстрём, А. Эгген, К. Эллинг, Г. Скьельдеруп, Э. Альнес, С. Ли. Традиции Г. продолжаются в творчестве виднейших норв. музыкантов современности (К. Эгге, X. Северуд, Г. Твейт, Э. Грувен, С. Юрдан и др.). Творчество

Г. было особенно популярно в России. Высокую оценку оно получило у П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова. Г. является одним из любимых композиторов в Сов. Союзе, где его светлое иск-во всегда привлекает самые широкие круги слушателей.

Основные даты жизни и деятельности

1843. – 15 VI. В Бергене (Норвегия) в семье брит. консула и коммерсанта Александра Г. и его жены Гесины (урождённая Хагеруп) родился сын Эдвард Хагеруп.

1848. – Первые попытки импровизации на фп.

1849. – Начало обучения в школе, а также регулярных занятий музыкой (фп.) с матерью.

1853. – Переселение семьи в усадьбу Ландос (имение матери Г. в окрестностях Бергена).

1854. – Первое муз. сочинение Г.: Вариации на нем. мелодию для фп.

1858. – Окончание школы. – Встреча со скрипачом и композитором У. Буллем в Ландосе, к-рому Г. играет свои сочинения. – По совету Булля поступает в Лейпцигскую консерваторию, где учится теории музыки у Э. Ф. Рихтера и Р. Папперица, затем у М. Гауптмана, игре на фп. – у Л. Пледи, позднее у Э. Венцеля и И. Мошелеса, композиции – у К. Рейнеке.

1861. – 18 VIII. Первое публичное выступление Г. в Карлсхамне (Швеция) в качестве пианиста.

1862. – IV. Окончание с отличием Лейпцигской консерватории. – 21 V. Первое публичное выступление Г. с собств. сочинениями в Норвегии (Берген, зал "Рабочего собрания"). – VII–VIII. Поездка в Лондон и Париж.

1863. – V. Переезд в Копенгаген. – Начало занятий с дат. композитором Н. Гаде. – Знакомство с писателем X. К. Андерсеном.

1864. – Знакомство с композитором Р. Нурдроком. – XI. Организация в Копенгагене муз. об-ва "Евтерпа" (совм. с Р. Нурдроком и дат. музыкантами Г. Маттисон-Хансеном, Э. Хорнеманом и Л. Хорнбеком).

1865. – 19 I. Первое исполнение симфонии c-moll Г. в Бергене.– 1 IV. Концерт об-ва "Евтерпа" под упр. Г. – Отъезд в Рим (через Берлин и Лейпциг). – Первое исп. фп. сонаты Г. ор. 7 и скрипичной сонаты ор. 8 в Гевандхаузе (Лейпциг). – XII. Приезд в Рим.

1866. – Встреча (в Риме) с Г. Ибсеном. – V. Возвращение в Норвегию через Берлин и Копенгаген, где Г. берёт уроки игры на органе у Г. Маттисон-Ханссна. – X. Переезд в Кристианию (Осло, где постоянно живёт до 1874). – 15 X. Первый авторский концерт в Кристиании в качестве пианиста. – Начало широкой обществ. деятельности Г. как артиста-просветителя, поборника норв. нац. культуры. – Работа в качестве дирижёра Кристианийского филармонич. об-ва. – Знакомство с писателем Б. Бьёрнсоном и композитором X. Хьерульфом.

1867. – 14 I. Открытие Музыкальной академии в Кристиании по инициативе Г. – 11 VI. Женитьба Г. на кузине Нине Хагеруп в Копенгагене. – Возвращение в Кристианию. – Начало муз.-педагогич. и критич. деятельности Г.

1869. – Получение письма от Ф. Листа (от 29 XII 1868), в к-ром Лист даёт высокую оценку композиторскому дарованию Г. и предлагает ему свою помощь и покровительство. – 3 IV. Первое исп. концерта для фп. с орк. Г. в Копенгагене пианистом Э. Нейпертом. – X. Отъезд в Италию (через Копенгаген).

1870. – II. Встречи в Риме с Ф. Листом, исполнившим концерт для фп. с орк. Г. – IX. Возвращение в Кристианию.

1871. – X. Основание Г. в Кристиании Музыкального об-ва (с 1919 Филармонич. об-во) – 2 XII. Первый концерт об-ва под управлением Г.

1872. – 10 IV. Первое исп. в Кристиании драмы "Сигурд Крестоносец" Бьёрнсона с музыкой Г.; 17 V – кантаты на сл. Бьёрнсона "Возвращение на родину"; 30 X – сцены "У врат монастыря". – Г. избран чл. Шведской академии музыки.

1873. – Конц. поездки по Швеции и Норвегии; выступление вместе с У. Буллем.

1874. – Получение пожизненной гос. стипендии (1600 крон в год). – Прекращение систематич. конц. и педагогич. работы.

1876. – 24 II. Первое исп. (с огромным успехом) в Кристиании драмы "Пер Гюнт" с музыкой Г. – 13–30 VIII. Поездка на вагнеровские торжества в Байрёйт. – XII. Поездка в Швецию. – Конц. выступления в Упсале и Стокгольме вместе с Ниной Г.

1878. – X. Отъезд в Германию, концерты в Кёльне и Лейпциге.

1880. – Г. принимает предложение занять место гл. дирижёра муз. об-ва "Гармония" в Бергене.

1883. – Конц. поездка по городам Германии. – 16 X. В Веймаре исп. концерта для фп. с орк. в присутствии Ф. Листа. – 17–21 XII. Конц. поездка по городам Голландии. – Избрание Г. чл.-корреспондентом Лейденской муз. академии.

1884. – I. Конц. выступления в Голландии и Германии. – II–V. Путешествие по Италии. – Встреча с Г. Ибсеном в Риме. – VI. Возвращение в Берген. – 3 XII. Исп. кантаты Г. "Памяти Хольберга" на открытии памятника Хольбергу. – 7 XII. Первое исп. фп. варианта (солист Г.) сюиты Г. "Из времён Хольберга" в юбилейном концерте.

1885. – IV. Переселение на виллу "Трольхауген". – X–XII. Концерты в Кристиании и Бергене.

1886. – В Дании, знакомство с дат. поэтом X. Драхманом. – VIII. Путешествие в горы с Драхманом.

1887. – Первое исп. Г. 3-й скрипичной сонаты вместе с рус. скрипачом А. Бродским.

1888. – 1 I. Встреча Г. с П. И. Чайковским, дружба с ним. – Первая конц. поездка в Англию. – VI. Участие в муз. фестивале сев. стран в Копенгагене. – VIII. Участие в муз. фестивале в Бирмингеме. – 29 VIII. Первое исп. конц. увертюры "Осенью" в нов. ред. под упр. Г.

1889. – I–II. Конц. поездки в Германию, Англию, Францию, Бельгию. – Г. избран чл. Парижской академии изящных иск-в.

1890. – 10 XII. Письмо к Бьёрнсону с предложением написать текст оратории "Мир".

1891. – I–III. Записи норв. песен. – X–XI. Празднование 25-летия конц. деятельности Г. в Кристиании. – 14 XI. Первое исп. 2-й орк. сюиты "Пер Гюнт".

1892. – 5 XI. Первое исп. сюиты "Сигурд Крестоносец" орк. Муз. об-ва в Кристиании.

1893. – 7 II. Концерт Г. в лейпцигском Гевандхаузе с участием рус. пианиста А. И. Зилоти. – VI. Посещение курорта Грефсен в Дании, встреча с Г. Ибсеном, проект создания оперы "Воители в Хельголланде". – 13 VI. Г. присуждено звание почётного доктора музыки Кембриджского ун-та.

1894. – I–V. Конц. поездки в Данию, Германию, Швейцарию, Францию и Англию.

1896. – Г. награждён орденом Почётного легиона (Франция). – 23 III. Концерт в Вене, встречи с композиторами И. Брамсом и И. Штраусом. – 28 IV. Концерт Г. в Копенгагене с участием пианиста Ф. Бузони. – V–IX. Жизнь в Трольхаугене и Лофтхусе (горные прогулки с норв. композитором Ю. Хальворсеном). – X. Поездка в Швецию, концерты в Стокгольме. – XII. Концерты в Вене и Будапеште.

1897. – I–III. Концерты в Вене, Амстердаме, Гааге. – Г. избран чл. Академии иск-ва в Берлине. – Конц. поездка по Англии с Ниной Г. и нем. скрипачом И. Вольфом.

1898. – 26 VI – 3 VII. Организация первого фестиваля норв. музыки в Бергене. – Отъезд в Кристианию. – Усталость и ухудшение здоровья.

1899. – III–IV. Конц. поездки в Италию и Швецию.

1901. – Концерты Г. в Бергене в фонд памятника Нурдроку.

1902. – IV. Концерты Г. в Варшаве и Риге. – X. Концерты с Ниной Г. в Бергене и Кристиании.

1903. – 15 VI. Торжеств. празднование 60-летия Г. в Бергене. – Посещение Трольхаугена Б. Бьёрнсоном.

1904. – I. Г. в гостях у Б. Бьёрнсона в Аулестаде. – III. Концерты в Стокгольме с Ниной Г.

1905. – Автобиографич. очерк "Мой первый успех".

1906. – I–III. Концерты в Копенгагене, Праге, Амстердаме, Лондоне. – Г. удостоен звания почётного доктора музыки Оксфордского ун-та. – Г. пишет последнее произв.: 4 псалма для баритона соло и смешанного хора a cappella и статью "Моцарт и его значение для современности".

1907. – I и III. Концерты в Кристиании и Копенгагене. – IV. Конц. поездка по Германии. – 27 IV. Последний концерт Г. в Киле как дирижёра. – Встреча в Лейпциге с композитором М. Регером. – VII. Г. в Трольхаугене, резкое ухудшение здоровья. – 4 IX. – Смерть в Бергенской больнице.

Соч.: для хора, солистов и орк. – Берглиот (Bergliot, сл. Б. Бьёрнсона, ор. 42, 1871; 2-я ред., 1885), У врат монастыря (Foran Sydens Kloster, из поэмы Бьёрнсона, ор. 20, 1870–71), Возвращение на родину (Land KJenning, сл. Бьёрнсона, ор. 31, 1872; 2-я ред., 1881), В плену гор (Одинокий, Den Bergtekne, op. 32, 1878); для орк. – симфония c-moll, (1863–64), конц. увертюра – Осенью (I Host, op. 18, No 4, 1866; переоркестрована в 1888, имеется перелож. для фп. в 4 руки), Пер Гюнт (1-я сюита из музыки к драме Г. Ибсена, ор. 46, 1888: Утро, Смерть Осе, Танец Анитры, В пещере горного короля; 2-я сюита, ор. 55, 1896: Похищение невесты – Жалоба Ингрид, Арабский танец, Бурный вечер на берегу, Песня Сольвейг; обе сюиты переложены для фп. в 2 и 4 руки), Сигурд Крестоносец (Sigurd Yorsalfar, сюита к драме Бьёрнсора, ор. 56, 1892: В королевском замке, Сон Боргхильды, Торжественный марш; переложена для фп. в 2 и 4 руки), Симфонические танцы на норвежские темы (ор. 64, 1898, переложены для фп. в 4 руки), Лирическая сюита (переложение фп. пьес NoNo 1–4 из 5-й тетр. Лирических пьес, ор. 54, 1904), Колокольный звон (Klokkeklang, перелож. фп. пьесы, ор. 54, No 6, 1904); для струн, орк. – 2 элегические мелодии (на темы песен на сл. О. Винье, ор. 33, ор. 34, 1883), Из времён Хольберга (Fra Holbergs Tid, перелож. одноим. сюиты для фп., ор. 40, 1884–1885), 2 мелодии (на темы собств. песен, ор. 53, 1890), 2 норвежские мелодии (на темы нар. песен из сб., ор. 17, ор. 63, 1894–95, переложены для фп. в 4 руки), 2 пьесы (Вечер в горах, Колыбельная, ор. 68, 1898, перелож. фп. пьес No 4 и No 5 из 9-й тетр. Лирических пьес, ор. 68); концерты с орк. – для фп. (a-moll, op. 16, 1868; h-moll, 1882, сохранился набросок 1-й ч.); камерно-инстр. ансамбли – Andante con moto для скр., влч. и фп. (1878), струн. квартеты (d-moll, 1861, не сохранился; g-moll, op. 27, 1877–78; F-dur, без op., 1891, неоконч.), фп. квинтет (1836, наброски); для фп. в 2 руки – Вариации на нем. мелодию (1854, рукопись не сохранилась), 23 маленькие пьесы (1859), 9 детских пьес (посвящ. фрейлейн Л. Рейс, 1859), 3 пьесы (поcв. Терезе Берг, 1860), 4 пьесы (ор. 1, 1861–62), 6 поэтических муз. картинок (Poetiske Tonebilleder, op. 3, 1863), 4 юморески (op. 6, 1865), соната (op. 7, 1865), Траурный марш памяти Рикарда Нурдрока (без op., 1866;.имеется перелож. для воен. орк.), 25 норв. песен я танцев (Norske Folkeviser og Dandse, на мелодии из сб. Л. М. Ливдемана, op. 17, 1870), Из народной жизни (Polkelivsbilleder, op. 19, 1872), Баллада в форме вариаций на норвежские нар. мелодии (Ballade i form af variasjoner over en norsk folkevise, op. 24, 1875), 6 норвежских горных мелодий (Sex norske fieldmelodier, без op., ок. 1875), 4 листка из альбома (ор. 28, No 1, 1864; No 2, 1874; No 3, 1878; No 4, 1878), Импровизация на норвежские нар. песни (Improvisata over norske folkeviser, op. 29, 1878), Из времён Хольберга (Fra Holbergs Tid, op. 40, 1884; перелож. для струн. орк., 1885), транскрипции собств. песен (ор. 41, 1885 и ор. 52, 1891), 19 доныне неопубл. норвежских народных песен в обр. для фп. (19 hidtil utrykte norske folkeviser sat for Piano, op. 66, 1896), Слотты. 17 норвежских крестьянских танцев для скрипки соло, как они исполняются на нар. инструменте "феле", запись Ю. Хальворсена, обр. для фп. (Slåtter. 17 norske Bondedanse for Violinsolo slik som de spilles på Fele, op. 72, 1901–02), Настроения (Stemninger, 7 пьес, op. 73, 1905), 3 пьесы (без op.: В танце, Dansen går и Танец гномов, Tusseslåt, 1898; Белые облака – Hvide skyer, без op.; 1891; опубл. 1908), Лирические пьесы (Lyriske Stykker, 10 тетрадей, 66 пьес: I – ор. 12, 1867; II – ор. 38, 1883; III – ор. 43, 1886; IV – ор. 47, 1887; V – ор. 54, 1891, No 3 – Шествие гномов, Troldtog, No 4 – Ноктюрн; VI – op. 57, 1893; VII – op. 62, 1894–95; VIII – op. 65, 1896, No 6 – Свадебный день в Трольхаугене, Bryllupsdag på Troldhaugen, IX – op. 68, 1895; Χ – op. 71, 1901); для фп. в 4 руки – 2 симф. пьесы (перелож. 2 частей симфонии c-moll, ор. 14, 1864), Норвежские танцы (ор. 35, 1881; перелож. для фп. в 2 руки, 1881), Вальсы каприсы (ор. 37, 1883; перелож. для фп. в 2 руки, 1883); для 2 фп. – Старонорвежский романс с вариациями (Gammelnorsk melodie med variasjoner, op. 51, 1891, перелож. для орк., 1904), 2-я фп. партия к 4 сонатам В. А. Моцарта, без op., 1876–79); для скр. и фп. – 3 сонаты (F-dur, op. 8, 1865; G-dur, op. 13, 1867; c-moll, op. 45, 1886–87), Гавот (1867); для влч. и фп. – соната (a-moll, op. 36, 1882–1883); для хора a cappella – 4 песни, посв. Студенч. хор. об-ву в Копенгагене (1863, неопубл.), Вечернее настроение (посв. Норвежскому студенч. хор. об-ву и его рук. Й. Д. Беренсу, сл. Ю. My, 1867). Песня моряка (Норвежский моряк, сл. Бьёрнсона, без op., 1868), У гроба Вельхавена (сл. Ю. My, без op., 1873), Кантата на открытие памятника X. Хьерульфу в Кристиании (сл. А. Мунка, 1874), Песнь северных борцов за свободу (сл. Бьёрнсона, 1874, неопубл.), Две песни на сл. У. Луфтхюса (без op., 1881), Приветствие певцов на сл. Скавланна (к празднику песни в Тронхейме, без op., 1883), Кантата на открытие памятника X. Хольбергу в Бергене (сл. Рольфеена, без op., 1884), Песня нашего знамени (сл. Бьёрнсона, 1893), Две песни (сл. Й. Даля, 1896), Приветствие певцов Кристиании (сл. И. Ли, без op., 1896), Ave Maris Stella (без op., 1898), Уле Буллю (сл. Й. С. Вельхавена, 1901); для голоса с фп. – ок. 150 песен, романсов и песенных циклов на сл. норв., дат. и нем. поэтов, в т. ч. на сл. X. К. Андерсена – 15 (ор. 5, 1864; без op., 1865; op. 15, 1870; op. 18, 1865–69), И. Паульсена – 16 (op. 26, 1876; op. 58, цикл Норвегия – Norge; op. 59, 1893–94), О. Винье – 15 (op. 33, 1873–80; без op., 1880), Б. Бьёрнсона – 10 (без ор. 1867, 1871, 1873; ор. 18, 1868; ор. 21, 1870–72; ор. 39, 1869–84), Г. Ибсена – 7 (ор. 15, 1868; ор. 25, 1876), X. Драхмана – 12 (цикл По скалам и фьордам – Fra Field og Fjord, op. 44, 1886; op. 49, 1886–89), О. Бенцона – 10 (op. 69, op. 70, 1900), A. Гарборга – 8 (цикл Девушка с гор – Haugtussa, op. 67, 1896–98), Г. Гейне – 7 (op. 2, 1861; op. 4, 1863–64; op. 39, 1869–84; op. 48, 1889), В. Крага – 5 (op. 60, 1894), P. Шамиссо – 4 (op. 2, 1861; op. 4, 1863–64), A. Мунка – 4 (op. 9, 1863–65), К. Винтера – 4 (op. 10, до 1862), на сл. из книги для чтения Н. Рольфеена – 7 детских песен (ор. 61, 1894); на сл. И. В. Гёте, И. Л. Уланда, К. Рикардта, Ф. М. Боденштедта и др.; музыка к спектаклям драм. т-ра – Сигурд Крестоносец (Sigurd Jorsalfar к драме Бьёрнсона, 5 номеров, ор. 22, 1872), Улаф Трюгвасон (3 сцены из неоконч. оперы на текст Бьёрнсона, ор. 50, 1873; 2-я ред. 1883; конц. исп. под упр. Г., 1889, Кристиания; сценич. пост. 1908, Нац. т-р, Кристиания), Пер Гюнт (музыка к поэме Г. Ибсена, ср. 23, 23 номера, 1874–75, переложена в виде 2 сюит для симф. орк., а также для фп. в 2 и 4 руки).

Лит. соч. и письма: Избранные статьи и письма, сост., комментарии, вступит, ст. О. Левашёвой, M., 1966; Aus Briefen Edvard Griegs an einen Schweizer, "Die Musik", 1907–1908, Bd XXV, H. 2; Briefe Edvard Griegs an Oscar Meyer, там же, 1908–09, Bd XXX, Η. 12; Breve fra Grieg. Et udvalg ved G. Hauch, Kbh., 1922; Breve fra Grieg till F. Beyer, Kristiania, 1923; Briefe an die Verläger der Edition Peters (1866–1907), Lpz., 1932; Artikler og Taler, Oslo, 1957.

Лит.: Чайковский П. И., Автобиографическое описание путешествия за границу в 1888 г., в кн.: Чайковский П. И., Литературные произведения и переписка, Полн. сoбp. соч., т. 2, М., 1953; Финдейзен Ник., Эдвард Григ, СПБ – М., 1908; Музалевский В., Григ, Л., 1938; Асафьев Б. В., Григ, М.–Л., 1948; Кремлёв Ю., Эдвард Григ, М., 1958; Левашёва О., Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества, М., 1962; Мурадова Е., Песни и романсы Грига, Баку, 1962; Лейтес Р., Песни Грига, М., 1967; Closson Ε., Edvard Grig et la musique Scandinave, P., 1892; Finсk H. T., Grieg and his music, L.– N. Y., 1906; Edvard Grieg, Stuttg., 1908 (на нем. яз.); Schielderup G. und Niemann W., Edvard Grieg, Lpz., 1908; Stein R., Grieg, В., 1921; Jоhansen D. M., Edvard Grieg, Oslo, 1934, 1956; Fellerer K. G., Edvard Grieg, Potsdam, 1942; Τörrblоm F. H., Grieg, Stockh., 1943; Сherbuliez A. Ε., Edvard Grieg. Leben und Werk, Ζ., 1947; Sсhjelderup-Ebbe D., A study of Grieg's harmony, "Norsk Musikkgranskning", årbok 1951–1953, Oslo, 1953; Jоrdan S., Edvard Grieg, Bergen, 1954; Torsteinson S., Troldhaugen.Nina og Edvard Griegs Hjem, Oslo, 1959; Hurum H. J., I Edvard Griegs verden, Oslo, 1959; Schjelderup-Ebbe D., Edvard Grieg (1858–87), Oslo, 1964.

O. E. Левашёва.

Музыкальная энциклопедия