Глюк К. В.

ГЛЮК (Gluck), Кристоф Виллибальд (2 VII 1714, Эрасбах, Бавария – 15 XI 1787, Вена) – композитор, один из виднейших представителей музыкального классицизма. Автор 107 опер. Его произв., созданные для Вены – "Орфей и Эвридика" (1762), "Альцеста" (1767), "Парис и Елена" (1770), и для Парижа – "Ифигения в Авлиде" (1774), "Армида" (1777), "Ифигения в Тавриде" (1779), сыграли выдающуюся историч. роль в коренном преобразовании оперы-сериа и создании нового типа оперы. Творчество Г. явилось, по словам Г. Берлиоза, давно ожидаемой "радикальной революцией" в опере. Тенденции обновления оперы-сериа можно отметить у мн. предшественников и современников Г. (Г. Ф. Гендель, Т. Траэтта, Н. Йоммелли), но лишь "революция Глюка" (Р. Роллан) привела к созданию нового оперного стиля, воплощающего эстетич. идеалы третьего сословия накануне Великой франц. революции.

Художеств. принципы Г. имели разнообразные истоки и сформировались в результате новой трактовки гуманизма античной греч. трагедии (Еврипид). Большую роль в подготовке оперных преобразований Г. сыграли идеи франц. энциклопедистов (в особенности Д. Дидро и Ж. Ж. Руссо) и нем. просветителей (И. И. Винкельман, Г. Э. Лессинг), образы современной Г. литературы (Ф. Г. Клопшток). Свои муз.-эстетич. взгляды Г. изложил в предисловиях к операм "Альцеста", "Парис и Елена", к парижской ред. оперы "Орфей и Эвридика", а также в ряде опубликованных писем, в т.ч. к академику Ж. Б. Сюару (1777). Решающим для творчества Г. стало общение композитора с итал. сторонниками обновления оперы-сериа – интендантом Венской придв. оперы графом Дж. Дураццо и его худож. единомышленником Р. Кальцабиджи – итал. поэтом и драматургом, либреттистом опер "Орфей и Эвридика", "Альцеста", "Парис и Елена". Деятельность Г. и Кальцабиджи была направлена против схематизма либретто, стандартности форм. Г. и его либреттист стремились к высокой идейности, к выражению в опере "сильных страстей", простоте и правдивости худож. образов. Г. усматривал цель музыки в том, чтобы "сопутствовать поэзии, дабы усиливать выражение чувств и придавать большой интерес сценическим ситуациям". Повышая драматургич. значение музыки, Г. стремился к органическому единству всех компонентов оперы. Постановка в Париже опер Г. вызвала ожесточённую борьбу мнений. Против Г. выступили приверженцы франц. оперы (сформировавшейся в творчестве Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо) и сторонники итал. оперы (представленной Н. Йоммелли, А. Саккипи, Н. Пиччинни). Приезд Н. Пиччинни в Париж (1776), специально приглашённого противниками Г., явился началом "войны глюкистов и пиччиннистов", к-рая в условиях 70-х гг. 18 в. была отражением обострившейся идеологич. борьбы во Франции. Эта борьба имела ряд аспектов: споры о "превосходстве" итал. или франц. оперы, о нац. своеобразии франц. музыки, о законах оперного иск-ва, к-рые якобы "нарушил" Г. В борьбе с "пиччиннистами" победу одержал Г. Влияние "опорной революции" Г. испытал в своём творчестве и Н. Пиччинни.

Первая новаторская опера Г. – "Орфей и Эвридика", воплотила традиц. оперный сюжет. Композитор трактовал его как сказание о величии любви и могуществе музыки в трагич. борьбе человека с силами смерти. Ни в Вене, ни в др. европ. городах эта опера не имела успеха, но поставленная в Париже в новой редакции она произвела там глубокое впечатление. В героич. опере "Альцеста" Г. продолжил развитие своих новаторских идей. В предисловии к ней композитор отстаивал принципы простоты, правдивости и естественности, подчёркивая, что "все в этой опере построено на природе". Опера отличается монументальностью, разнообразием хоров, развитыми муз. формами, что послужило углублению выражения трагич. конфликта сюжета. Новый, высший этап оперного новаторства Г. начинается с пост. в Париже "Ифигении в Авлиде" на либретто Ф. дю Рулле по трагедии Ж. Расина. Г. создал произв. большой худож. силы, отличающееся разнообразием средств выразительности, ярко индивидуальными характеристиками действующих лиц и высоким драматизмом. Драматургич. цельности и законченности оперы способствовало стройное либретто дю Рулле. Следующая парижская опера – "Армида", написанная на текст либреттиста Ф. Кино для одноим. оперы Люлли, была своеобразным вызовом консервативным приверженцам старой франц. оперы.


Особое место в этой опере занимают хор. и танц. эпизоды и ставший знаменитым оркестровый финал. Г. считал "Армиду" одним из лучших своих произв. Опера "Ифигения в Тавриде", в к-рой композитор снова возвратился к античному миру, представляет завершающую ступень в создании нового стиля. Композитор достиг в опере органич. единства всех муз.-драматургич. средств выразительности (арии, монологи, хор. и оркестровые эпизоды). В этом произв. музыка всецело подчинена драматич. действию. Последняя опера Г. – лирич. драма "Эхо и Нарцисс" (1779, по мифологич. сказке). Сюжетно близкая к "Орфею и Эвридикс", опера лишена монументальности, свойственной предшествующим произв. композитора. Здесь проявились уже новые для Г. предромантич. элементы. В этой пасторальной драме композитор создал контрастные муз. образы – тоски, отчаяния, трагизма и счастья.

Оперные произв. Г. характеризуются глубоким идейным содержанием, стремлением к выражению сильных чувств, человечностью, сочетанием возвышенной простоты и монументальности, трагич. пафоса и лиризма. Гл. достижением композитора явилось подчинение всех средств выразительности оперного спектакля единому драматургич. замыслу. Стремясь преодолеть номерную структуру оперы, Г. объединял отдельные эпизоды оперы в большие сцены, проникнутые единым драматич. развитием, усиливал в речитативных эпизодах докламац. выразительность, в ариях отказался от внешней виртуозности, значительно драматизировал и повысил роль хора и оркестра. По-новому трактовал композитор и увертюру, рассматривая её как "вступительный обзор содержания" (особенно показательна в этом смысле увертюра к "Ифигении в Авлиде"). В итоге коренных преобразований оперы-сериа Г. создал классич. тип муз. драмы.

Г. предвосхитил ряд важных черт последующего времени – интонации эпохи Великой франц. революции и некоторые элементы муз. романтизма. Он оказал влияние на творчество Л. Керубини, Г. Спонтини, Л. Бетховена, а затем Г. Берлиоза, Ф. Листа и особенно Р. Вагнера. Значение Г. как оперного композитора неоднократно отмечал М. И. Глинка. Г. был разносторонне одарённым музыкантом. Он играл на мн. инструментах, пел, хорошо знал особенности балетного иск-ва. Вместе с венским балетмейстером и либреттистом Г. Анджолини он создал и поставил на сцене несколько хореографич. драм. Г. был также выдающимся оперным дирижёром. Деятельность Г. способствовала повышению уровня оперного исполнительства, т.к. композитор ставил перед артистами сложные и ответственные задачи.

Основные даты жизни и деятельности

1714.–2 VII. В семье лесничего Александра Иоханнеса Г. и его жены Марии Вальбурги в Эрасбахе (Бавария) родился сын Кристоф Виллибальд.

1717. – Г. с семьёй переселился в Рейхштадт (Сев. Богемия), где его отец занимал должность ст. лесничего у герц. Тосканской.

1720. – Начинает посещать школу.

1722. – Вместе с семьей переезжает в Крейбиц. – Начало муз. образования.

1727. – Вместе с семьёй переезжает в Эйзенберг, близ Комотау.– Стремясь вопреки воле отца стать музыкантом, Г. покидает семью, странствует, зарабатывая на жизнь игрой на скрипке и как певец.

1731–34. – Годы учёбы в Пражском ун-те (философское отделение); Г. слушает лекции по логике и математике. – Возможно, берёт уроки музыки у чеш. композитора Б. М. Черногорского. – Выступает как органист в Теинскирхе. – Концертирует как скрипач и виолончелист.

1735. – Г. приезжает в Вену. – Служба в домашнем оркестре князя Лобковица.

1736. – По приглашению итал. князя А. М. Мельци Г. занимает в Милане должность камер-музыканта его капеллы. – Занятия композицией с Дж. Б. Саммартини (до 1741?).

1741.–26 XII. Исполнение первой оперы Г. "Артаксеркс" в Милане.

1745. – Г. получает заказ на создание двух опер от англ. т-ра "Хеймаркет" (Лондон). – Поездка в Лондон. – Знакомство с Г. Ф. Генделем.

1746.– 18 I и 4 III. Исполнение пастиччо "Падение гигантов" и "Артамена" в т-ре "Хеймаркет" (Лондон). – 25 III. Совместный концерт Генделя и Г. в этом же т-ре. – 25 и 30 IV. Два концерта-бенефиса в честь Г., в к-рых Г. солирует на стеклянной гармонике собств. изобретения. – V. Отъезд из Лондона. – XI–XII. Г. в Гамбурге; поступает в итальянскую труппу братьев Минготти в качестве 2-го дирижёра и хормейстера.

1747. – Г. вместе с труппой Минготти прибывает в Дрезден.

1748.–14V. Исполнение оперы "Узнанная Семирамида" в "Бургтеатре" (Вена). – IX. Отъезд из Вены в Гамбург. – Г. занимает должность капельмейстера в труппе Минготти. – XI. Поездка вместе с труппой в Копенгаген.

1750. – Пост. оперы "Эцио" в Праге (во время карнавала). – Поездка в Вену. – 15 IX. Свадьба Г. и Марианны Пергин в Вене.

1751. – Г. становится капельмейстером в труппе Локателли в Праге.

1752.–XII. Поездка в Вену, где Г. устраивается на постоянное жительство.

1753. – Г. становится капельмейстером оркестра князя Иозефа Саксен-Хильдбургхаузенского, руководит его еженед. концертами – "академиями", создаёт для них муз. произв.

1754. – По предложению управляющего венскими т-рами графа Дж. Дураццо назначается дирижёром и композитором придв. оперы.

1756. – Поездка в Рим, где ставится опера Г. "Антигона". – Присвоение Г. звания "кавалера"; награждение Г. папским орденом "Золотой шпоры". – Возвращение в Вену. – Начало работы над созданием комич. опер в стиле франц. оперы-буффа.

1761. – Знакомство с приехавшим в Вену итал. поэтом и либреттистом Р. Кальцабиджи. – XII. Пост. с огромным успехом комич. оперы Г. "Одураченный Кади" и балета-пантомимы "Дон Жуан" в "Бургтеатре" (Вена).

1762.–5 X. Пост. оперы "Орфей и Эвридика" в "Бургтеатре".

1763. – Поездка в Болонью (Италия) вместе с К. Диттерсдорфом. – 14 V. Пост. оперы "Триумф Клелии".

1764.–7 I. Пост. оперы "Непредвиденная встреча" в Вене. – II. Поездка в Париж вместе с Дж. Дураццо и либреттистом М. Кольтеллини. – III. Поездка во Франкфурт-на-Майне; исполнение там оперы "Орфей и Эвридика".

1767.–26 XII. Пост. оперы "Альцеста" в Вене.

1770.–3 XI. Пост. оперы "Парис и Елена" в Вене.

1772.–1 VIII. Парижский журн. "Mercure de France" опубликовал письмо дю Рулле по поводу опер Г. и желательности их постановок в Париже.

1774.–19 IV. Пост. в Париже оперы "Ифигения в Авлиде". – 2 VIII. Пост. оперы "Орфей и Эвридика" в нов. франц. ред. – Середина октября. – Начало "войны глюкистов и пиччиннистов". – Отъезд Г. в Вену. – 18 X. Г. присваивается звание "действительного императорского и корол. придв. композитора" с ежегодным жалованием в 2000 гульденов. – XII. Прибытие в Париж.

1775.–27 II. Пост. оперы "Очарованное дерево" в нов. ред. в Версале.

1776.–III. Поездка Г. в Париж. – 23 IV. Пост. оперы "Альцеста" в нов. ред.в т-ре "Гранд-Опера". – VI. Возвращение в Вену.

1777.–29 V. Прибытие Г. в Париж. – 23 IX. Пост. с огромным успехом оперы Г. "Армида" в т-ре "Гранд-Опера". – X. В "Journal de Paris" опубликованы письма Г. к "пиччиннисту" Ж. Ф. Лагарпу и "глюкисту" Ж. Б. Сюару.

1778.–II. Отъезд Г. из Парижа в Вену. – XI. Новая поездка в Париж.

1779.–18 V. Пост. оперы "Ифигения в Тавриде" в т-ре "Гранд-Опера". – VII. Тяжёлая болезнь Г. (паралич). – 24 IX. Пост. последней оперы Г. "Эхо и Нарцисс". – Возвращение Г. в Вену. – Успех оперы "Ифигения в Тавриде" нанёс решительное поражение "пиччиннистам" (сам Н. Пиччинни признал "музыкальную революцию" Г.).

1781.–VI. Второй паралич у Г.

1787.–15 XI. Смерть композитора. – 17 XI. Во время похорон Г. впервые исполнялось под упр. комп. А. Сальери последнее произв. Г. "De profundís" (для 4-голосного хора и оркестра).

Соч.: оперы – Артаксеркс (либр. П. Метастазио, 1741, т-р "Реджо дукале", Милан), Деметрий, или Клеониче (либр. П. Метастазио, 1742, т-р "Сан-Самуэле", Венеция), Демофонт (либр. П. Метастазио, 1742, т-р "Реджо дукале" Милан), Тигран (либр. К. Гольдони по пьесе Ф. Сильвани, "Добродетель торжествует над любовью и ненавистью", 1743, Кремона), Арзаче (пастиччо, 1743, т-р "Реджо дукале", Милан; возможно, 1743, т-р Гримани, Венеция), Софонисба, или Сифаче (либр. Ф. Сильвани, с ариями на тексты П. Метастазио, 1744, т-р "Реджо дукале", Милан), Мнимая рабыня (La finta schiava, пастиччо, совместно с Дж. Маккари, Дж. В. Лампуньяни, Л. Винчи, либр. Ф. Сильвани, 1744, т-р "Сант-Анджело", Венеция), Гиперместра (либр. П. Метастазио, 1744, т-р "Сан-Джованни Кризостомо", Венеция), Поро (по пьесе П. Метастазио "Александр в Индии", 1744, т-р "Реджо", Турин), Ипполит, или Федра (либр. Дж. Г. Корио, пост. 1745, т-р "Реджо дукале", Милан), Падение гигантов (La caduta dei giganti, пастиччо, либр. Ф. Ваннески, 1746, т-р "Хеймаркет", Лондон), Артамена (пастиччо, либр. Б. Виттури в обр. Ф. Ваннески, 1746, там же), Свадьба Геракла и Эбы (La Nozze d'Ercole е d'Ebe, 1747, Пильниц, ок. Дрездена), Узнанная Семирамида (La Semiramide riconosciuta, либр. П. Метастазио, 1748, "Бург-театр", Вена), Распря богов (La contesa dei Numi – театр. празднество, либр. его же, 1749, Дворец Шарлоттенборг, Копенгаген), Эцио (либр. его же, 1750, на карнавале, Прага), Иссипиле (либр. его же, 1752, на карнавале, там же), Милосердие Тита (La clemenza di Tito, либр. его же, 1752, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Китаянки (Le Cinesi, театр. представление, либр. его же, 1754, Шлосхоф, ок. Вены), Танец (La Danza, пасторальное представление, либр. его же, 1755, Лаксенбург, ок. Вены), Оправданная невинность, или Весталка (L'innocenza giustificata – La vestale, театр. празднество, арии на тексты П. Метастазио, 1755, "Бургтеатр", Вена; под назв. Весталка, 1768, там же), Сельская любовь (Les amours champêtres, 1755, Шёнбрунн, ок. Вены), Антигона (либр. П. Метастазио, 1756, т-р "Ди Toppe Арджентина", Рим), Король-пастух (Il re pastore, либр. его же, 1756, "Бургтеатр", Вена), Мнимая рабыня (первонач. назв. – Обманчивая искательница приключений – La fausse esclave – La fausse aventurière, комич. опера, либр. Л. Ансома и Маркувиля, 1758, Вена), Остров Мерлина, или Светопреставление (L'Isle de Merlin ou le Monde renversé, комич. опера, либр. Л. Ансома по сюжету А. Р. Лесажа и д'Орневаля, 1758, Шёнбрунн), Кавардак, или Дьявольская свадьба (Le diable à quatre, ou le Mariage du Diable, комич. опера, либр. Ж. M. Седена, 1759, Лаксенбург, близ Вены), Осаждённая Дитера (La Cythère assiégée, комич. опера, либр. Ш. С. Фавара, по сюжету повести Лонга "Дафнис и Хлоя", 1759, Вена и Шветцинген, близ Мангейма; 2-я ред., опера-балет, 1775, т-р "Гранд-Опера", Париж), Очарованное дерево, или Обманутый опекун (L'arbre enchantée, ou le Tuteur dupé, комич. опера, либр. П. Л. Молин, 1759, Шёнбрунн; 2-я ред. 1775, Версаль), Исправленный пьяница, или Двойная метаморфоза (L'ivrogne corrigé ou la Double métamorphose, комич. опера, либр. Л. Ансома, 1760, "Бургтеатр", Вена), Тетид (серенада, либр. Д.Мильявакка, 1760, Императорский дворец, Вена), Одураченный Кади (Le Cadi dupé, комич. опера, либр. П. Р. Лемонье, 1761, "Бургтеатр", Вена), Орфей и Эвридика (трагич. опера, либр. Р. Кальцабиджи, 1762, "Бургтеатр", Вена; 2-я ред. либр. П. Л. Молина по тексту Р. Кальцабиджи, 1774, т-р "Гранд-Опера", Париж), Триумф Клелии (Le Trionfo di Clelia, либр. П. Метастазио, 1763, т-р "Комунале", Болонья), Непредвиденная встреча, или Пилигримы из Мекки (La Rencontre imprévue, ou Les pèlerins de la Mecque, муз. комедия, либр. Л. Данкура по сюжету А. Р. Лесажа и д'Орневаля, 1764, "Бургтеатр", Вена), Смятенье па Парнасе (Il Parnasso confuso, театр. представление, либр. П. Метастазио, 1765, Шёнбрунн), Телемак, или Остров Цирцеи (Il Telemaco, ossia L'isolo di Circe, либр. К. С. Капече в обр. М. Кольтеллини, 1765, "Бургтеатр", Вена), Венок (La corona, театр. представление, либр. П. Метастазио, 1765), Пролог (Il Prologo, либр. Л. О. дель Россо, 1767, т-р "Делла Пергола", Флоренция), Альцеста (трагич. опера, либр. Р. Кальцабиджи, 1767, "Бургтеатр", Вена; 2-я ред., в обр. Ф. дю Рулле, 1776, т-р "Гранд-Опера", Париж), Празднества Аполлона (La Feste d'Apollo, либр. К. И. Фругони и Р. Кальцабиджи, 1769, Придворный т-р, Парма), Парис и Елена (либр. Р. Кальцабиджи, 1770, "Бургтеатр", Вена), Ифигения в Авлиде (Iphigénie en Aulide, трагич. опера, либр. Ф. дю Рулле, по трагедии Ж. Расина и по Еврипиду, 1774, т-р "Гранд-Опера", Париж), Армида (героич. опера, либр. Ф. Кино по поэме Т. Тассо "Освобождённый Иерусалим", 1777, там же), Ифигения в Тавриде (Iphigénie en Tauride, либр. Η. Ф. Гийара и Л. дю Рулле по драме Г. де ла Туш, 1779, там же), Эхо и Нарцисс (Echo et Narcisse, лирич. опера, либр. Л. Т. Чуди, 1779, там же; 2-я ред. 1780); балеты – Дон Жуан (сценарий и хореография Г. Анджолини по пьесе Мольера, 1761, "Бургтеатр", Вена), Семирамида (сценарий Р.Кальцабиджи по трагедии Вольтера, хореография Г. Анджолини, 1765, там же), Александр (хореография Г. Анджолини, 1765, Лаксенбург), Китайский сирота (L'orfano della China, по трагедии Вольтера, хореография Г. Анджолини, 1774, Вена); для хора и орк. – De profundis для 4-голосного хора и орк. (ок. 1782); для орк. – 17 симфоний или увертюр (7 D-dur, 3 F-dur, 3 G-dur, C-dur, A-dur, Ε-dur и Es-dur; из них 3 – D-dur, G-dur, Es-dur, возможно, не принадлежат Г.); для одного инструмента с орк. – концерт для флейты (G-dur); для нескольких инструментов – 6 трио-сонат для 2 скр. и генерал-баса (опубл. 1746); для голоса и фп. – 7 од и песен на сл. Ф. Г. Клопштока (Klopstocks Oden und Lieder beim Clavier zu singen in Musik gesetzt, 1773–1785), ода К смерти (An den Tod, сл. Ф. Г. Клопштока, записана по слуху И. Ф. Рейхардтом, 1783, опубликована в сб.: Musikalischer Blumenstrauss, В., 1792).

Лит. соч.: Посвящение "Альцесты", 1768, в кн.: Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934, с. 346–48; Посвящение "Париса и Елены", 30 X 1770, там же, с. 349–51; Письмо редактору журн. "Mercure de France", 1773, февраль, там же, с. 357–59; Письмо к Ш. Ф. Лагарпу, "Journal de Paris", 1777, 12 Χ, с. 381–83; Письмо к Сюару, там же, 1777, 21 X, с. 384–85.

Письма: Gluck Ch.W.l7 Briefe, в кн.: Musikerbriefe, hrsg. von L. Nohl, Lpz., 1867, 1873; Glucks Briefe an Klopstock, hrsg. von J. M. Lappenberg, Braunschweig, 1867; Glucks Briefe an Franz Kruthoffer, hrsg. von G. Kinsky, W.– Prag – Lpz., 1927; Müller von Asow H. and Ε. Η., The collected correspondence and papers of Christof Willibald Gluck, В., 1961, L., 1962.

Тематические указатели: Wotquenne А., Catalogue thématique des oeuvres de Ch. W. Gluck, Lpz., 1904 (нем. пер. J. Liebeskind, Lpz., 1904); Liebeskind J., Ergänzungen und Nachträge zu Wotquennes Thematischem Verzeichnis, Lpz., 1911; Wortsmann S., Die deutsche Gluck-Literatur, [Nürnberg, 1914]; Hopkinson C., A bibliography of works of Christoph Willibald Gluck, L., 1951, rev. ed., L., 1959.

Лит.: Курдюмов Ю., Глюк и его оперная реформа, "РМГ", 1914, No 24–31; Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 1–2, М., 1934; Ρоллан Р., Глюк (По поводу "Альцесты"), в его кн.: Музыканты прошлых дней, пер. с франц., Собр. соч., т. 16, Л., 1935; Соллертинский И., Кристоф Виллибальд Глюк, Л., 1937, то же, Музыкально-исторические этюды, т. 1, Л., 1963; Кузнецов К., Эскизы о Глюке, "СМ", 1937, No 12; Ливанова Т., Глюк. Борьба глюкистов и пиччиннистов. Итоги борьбы, в её кн.: Музыкальная классика XVIII века, М., 1939, с. 69–109; её же, Реформа Глюка и французский оперный театр, в сб.: Классическое искусство Запада, М., 1966; Берлиоз Г., Орфей Глюка в Лирическом театре, в его кн.: Избранные статьи, пер. с франц., М., 1956; его же, По поводу "Альцесты" Глюка, там же; его же, "Ифигения в Тавриде", там же; Маркус Ст., История музыкальной эстетики, т. 1, М., 1959, гл. 4–5; Конен В., Музыка будущего. К 250-летию со дня рождения Глюка, "СМ", 1964, No 7, с. 71–81; Leblond G. M., Mémoires pour servir à l'histoire de la révolution opérée dans la musique par le Chevalier Gluck, Bailly – Naples – P., 1781; Siegmeyer J. G., Über den Bitter Gluck und seine Werke. Briefe von ihm und anderen berühmten Männern seiner Zeit, В., 1823, 1837; Sсhmid А., Christoph Willibald Ritter von Gluck, dessen Leben und tonkünstlerisches Wirken. Ein biographischästhetischer Versuch, Lpz., 1854; Marx А. В., Gluck und die Oper, Bd 1–2, В., 1863, 1866; Desnoiresterres G., La musique française au XVIII-e siècle. Gluck et Piccini. 1774–1800, P., 1872, 1875; Barbedette H., Gluck, sa vie, son système et ses oeuvres, P., 1882; Reissmann А., Ch. W. Gluck, sein Leben und seine Werke, В.– Lpz., 1882; Bitter С. Н., Die Reform der Oper durch Gluck und Richard Wagners, Braunschweig, 1884; Welti H., Biographie Glucks, Lpz., 1888; Newman E., Gluck and the Opera. A study in musical history, L., 1895; Udine J. d', Gluck, P., 1906, 1913; Tiersot J., Gluck, P., 1910, " 1919; La Маrа, Christoph Willibald Gluck, Lpz., 1912; Gluck-Jahrbuch. Hrsg. von H. Abert, Jg 1–4..., Lpz., 1913–18; Arend M., Zur Kunst Glucks. Gesammelte Aufsätze, Regensburg, 1914; eго же, Gluck, eine Biographie, В., 1921; Kretschmar H., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. – История оперы, Л., 1925); Cooper M., Gluck, L., 1935; Einstein А., Gluck, L., 1936; Tenschert R., Christoph Willibald Gluck, sein Leben in Bildern, Lpz., 1938; его же, Christoph Willibald Gluck. Der grosse Reformator der Oper, Olten, 1951; Moser H. J., Christoph Willibald Gluck. Die Leistung, der Mann, das Vermächtnis, Stuttg., 1940; Landormy P., Gluck, P., 1941; Gerber R., Christoph Willibald Ritter von Gluck, Potsdam, 1941, 1950; Prod'homme J. G., Gluck, P., 1948; Müller-Blatau J. M., Cluck und Racine, "Annales Universitatis Saraviensis", III, 1954; Abert А. А., Christoph Willibald Gluck, Münch., 1960; Howard P., Gluck and the birth of modern Opera, L., 1963; Vetter W., Christoph Willibald Gluck. Ein essay, Lpz., 1964; Felix W., Christoph Willibald Gluck, Lpz., 1965.

С. А. Маркус.

Музыкальная энциклопедия